Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Торговля до введения денег, которые они заимствовали у лидийцев, имела меновый характер. С введением печатных металлических денег (с 7 в. до н.э.) стало развиваться ссудное дело, появился слой "банкиров", живших с процентов от ссуд. Так родилось искусство делать деньги из денег - хрематистика. Греческий город-полис - жил за счет сбора налогов, которые взимались с каждого ввоза и вывоза, за пользование гаванью, базаром, с продаж. Взимались пошлины за рабов, в казну поступали пошлины от штрафов, конфискованное имущество, доходы с государственных серебряных рудников.

Оглавление

1. Античность как тип культуры
2. Эллинистический этап античной культуры
3. Римский период в развитии античной культуры

Файлы: 1 файл

Античность как тип культуры.docx

— 39.34 Кб (Скачать)

Античность как тип культуры

Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов.

Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.).

Второй период связан с захватническими войнами македонских царей - Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-ые годы до н.э.).

Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.

Хронологические границы древнегреческой цивилизации отсчитываются с момента переселения на Балканский полуостров и западное побережье Малой Азии трех кочевых племен: ахейцев, ионийцев и дарийцев ( 1500- 1200 г.до н.э.) и завершаются общей датой для Древнего времени - 5 в. до н.э.

1. Древнегреческий этап античной  культуры Материальная культура Древней Греции

Близость моря и изрезанность береговой линии позволили грекам овладеть способом сравнительно безопасного кабатажного плавания, передвигаясь от острова к острову, заходя в многочисленные бухты. Благодаря морю, греки освоили рыболовство, судостроение, создали торговый и военный флот. Им были доступны длительные морские путешествия. Исследователь древней Греции А. Боннар считает, что поэма "Одиссей" представляет собой не что иное, как рассказы мореплавателей, авантюристов, путешественников, колонистов, людей, ищущих источники олова для изготовления бронзового оружия. Другой особенностью Греции был - засушливый климат плохие известняковые почвы, гористые местности, которые не позволяли получать большие урожаи. Лишь виноград и оливковые деревья давали более или менее стабильные урожаи и сырье для продуктов внешней торговли.

Высокохудожественная керамика, мелкая скульптура служили также предметами вывоза. Торговые связи позволяли грекам получать не только товары, но особенно знания, касающиеся самых разных сторон жизни.

Экономическая деятельность основывалась на натуральном хозяйстве, при котором каждая греческая семья обеспечивала себя всем необходимым. Семья трудилась в поле или в ремесленной мастерской вместе с рабами, с той разницей, что наиболее тяжелая часть труда приходилась на рабов, которых называли "говорящими орудиями". Греки не считали труд унизительным, подобно спартанцам или римлянам, предпочитавшим труду производительному - труд военный. Наряду с рабским, был распространен труд свободных в мастерских, на торговых судах, в службах надзора и управления.

 

Греческие строители и архитекторы заложили не только основы практики строительства разных сооружений (храмов, причалов, палестр, жилых домов, складских помещений), но и теорию этого ремесла, написав множество руководств.

 

Торговля до введения денег, которые они заимствовали у лидийцев, имела меновый характер. С введением печатных металлических денег (с 7 в. до н.э.) стало развиваться ссудное дело, появился слой "банкиров", живших с процентов от ссуд. Так родилось искусство делать деньги из денег - хрематистика. Греческий город-полис - жил за счет сбора налогов, которые взимались с каждого ввоза и вывоза, за пользование гаванью, базаром, с продаж. Взимались пошлины за рабов, в казну поступали пошлины от штрафов, конфискованное имущество, доходы с государственных серебряных рудников.

 

 

 

                         Социально-политическая культура Древней Греции

 

На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Нередкими были случаи, когда одни города вступали в союз с неприятелем против своих соседей-греков. Греция дала миру многие формы государственного правления:

 

рабовладельческую демократию - выборную форму правления,

 

тиранию - единоличное правление;

 

олигархию-правление небольшой группы аристократов и др.

 

Полис состоял не только из городского, но и сельского населения, жившего в хорах (пригороде,селе). Центр города включал в себя рыночную площадь (агору) - место для проведения народных собраний, центр общественной жизни. По краям агоры размещались торговые лавки, театр, храм или храмы и булевтерий (место заседания совета старейшин).

 

Историк Фукидид свидетельствовал, что каждый гражданин спешил принять активное участие в общественной жизни из опасения, что без него события могут принять нежелательный оборот. Организацию общественной жизни обычно рассматривают либо на примере Афин, либо на примере Спарты. Это были государства с разным политическим устройством, разным образом жизни и культурными запросами. Спарта дала миру образец военизированного устройства, где все свободнорожденное население занималось воинской деятельностью. Спарта не оставила будущим поколениям богатого духовного наследия. Духовное наследие Афин, напротив, заложило мощный фундамент культурному развитию народов Средиземноморья.

 

Население делилось на 4 класса. Полисом руководила выборная власть. Во главе стоял архонт или стратег (во время войн), он опирался на совет старейшин. Народное собрание состояло только из свободных и к тому же из граждан Афин. Неграждане-иностранцы и лица, рожденные от иностранцев, а также женщины, участия в выборах не принимали. Повседневной жизнью города управляли различные службы. Избираемые квартальные надзиратели (10) человек ведали уличными надзирателями, следившими за приличным поведением уличных певиц, кефаристок, флейтистов и т.п., были надзиратели на базарах, на стройках (они следили за соблюдением ширины улицы при строительстве новых домов), порядком в храмах. Портовые надзиратели отвечали за то, чтобы 2/3 ввозимого хлеба продавалось в городе. Были надзиратели, которые следили за качеством муки при выпечке хлеба. Афинские чиновники носили миртовый венок, когда находились при исполнении служебных обязанностей, также как и ораторы, и члены Совета в Народном собрании.

 

Общественная жизнь древнегреческих городов знала периоды реформ. Так, для того чтобы сломить обычай кровной мести, Драконт (7 в. до н.э.) ввел закон об обязательной передаче дела об увечье или убийстве в суд. После чего виновные должны были пройти религиозный ритуал очищения. Во время его правления впервые была осуществлена запись законов. Клисфен (6 в. до н.э.) ввел реформы по изменению избирательных порядков, чтобы отстранить от власти родовую аристократию и привлечь новые политические силы. Реформы Солона (6 в. до н. э.) были направлены на то, чтобы гарантировать дальнейшее развитие Афин как демократического государства и т.п. В середине 5 в. до н.э. Перикл провел реформы в интересах средних слоев населения.

 Духовная культура Древней  Греции 

 

Идеологической основой духовной жизни древних греков был антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (5-4 вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, на стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов.

 

За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни. Так, философ Протагор за книгу "О богах" был осужден на казнь, но спасся, бежав из Афин. Содержанием мифов были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки не относились к вере экстатически. Это придавало деловой характер вере. Богов они воспринимали как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Так, врач Гиппократ считал себя 17 потомком бога врачевания Асклепия, а потомки Гиппократа еще в течение 200 лет тоже считали себя асклепиадами. Мать македонского царя Александра была из рода гераклидов, что предполагало непосредственное родство с Гераклом. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе.

 

Древние греки, заимствовав у египтян форму колонн, усовершенствовали их и использовали при строительстве храмов (прямоугольных и круглых в плане с одним или несколькими рядами колонн). Храмы имели портики, богато украшались скульптурой. Скульпторы Скопас, Мирон, Поликлет, Фидий и др. создали неповторимые по уровню художественности произведения.

 

Греки - родоначальники театра в его профессиональном понимании. Мировую славу греческой драматургии принесли комедиограф Аристофан ("Осы", "Лисистрата"), автор трагедий Эсхил ("Прометей прикованный", "Персы"), драматурги Софокл("Царь Эдип") и Еврипид ("Медея"). Имея богатую литературу: эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", поэтическое творчество Анакреонта, Сафо, Эзопа, Гесиода и др., греки основали и науку о литературном творчестве.

 

Заимствовав у финикийцев принцип фонационного письма, греки создали свою систему обучения грамоте. Считается, что в Афинах, например, грамотным было большинство свободных греков. С 7 до 16 лет мальчики из семей свободных греков получали образование в платных школах, где изучали грамоту, арифметику, музыку, читали тексты Гомера и Гесиода. С 13-14 лет юноши посещали палестры и гимнастические школы. В Афинах существовала академия Платона (с 386 г до н.э. по 529 г до н.э.), ликей Аристотеля, где можно было получить философское (самое широкое в те времена) образование и другие школы.

 

Существовали школы ремесленников, школы при храмах. Знание в Греции в отличие от Египта не было сакральным (передаваемым только посвященным). Греки собирали и систематизировали знания, добытые другими народами. Знания финикийцев, египтян, вавилонян и других народов были прикладными. Греки же, заимствовав эти знания, сумели придать им абстрактно-теоретический характер. Они были первыми, кто заложил основы принципиально новой науки - философии, которая долгие времена была основой основ общего образования.

 

Философские достижения древних греков связаны с огромным числом выдающихся мыслителей: Фалесом и Анаксагором, Сократом, Платоном и Аристотелем, Левкиппом и Демокритом и многими другими.

 

Спортивные занятия и культура тела для греков имели особое значение, т.к. греки были хорошими воинами. Это были первые профессионально обученные воины, дававшие наемников в любые армии. Римляне переняли у греков систему военной подготовки юношества. Особой воинственностью отличались греки-спартанцы. Государство Спарта в Лаконии вошло в историю мировой культуры и военного дела как военнизированное государственное образование, в котором дети с раннего возраста готовились стать доблестными воинами.

 

Свое спортивное мастерство греки демонстрировали на многочисленных спортивных играх: Олимпийских, Пифийских, Немейских, Истмийских и других. Греческая культура оказала огромное влияние на развитие культуры других народов.

2. Эллинистический этап античной  культуры 

 

Этот этап охватывал около трех столетий (с конца 4 в. н.э. до 1 в. до н.э., т.е. до начала завоеваний территории Египта Римом). Он связан с завоеваниями македонского царя и полководца Александра Македонского, который при поддержке греческой армии и армий других завоеванных им государств в течение 10 лет создал огромную империю. Она включала в себя Балканский полуостров, о-ва Эгейского моря, Египет, переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии вплоть до нижнего течения Инда. После смерти Александра империя распалась на ряд монархий, во главе которых стояли его преемники (диадохи): Македонию, Египет со столицей в Александрии, Сирию со столицей в Антиохии и Пергамское царство - с центром Пергам.

 

Александр Македонский вошел в историю как выдающийся полководец, не проигравший ни одной битвы, человек, получивший прогрессивное и разностороннее по тем временам образование. Достаточно сказать, что его учителем был известный греческий философ-энциклопедист Аристотель, создатель трудов по политическому устройству государств, логике, этике, риторике, биологии, поэтике, филологии и философии и др. Идея всемирного космополитического царства, объединяющего многие народы и государства, создание единой культуры - такова была движущая сила завоеваний Александра. Однако ему не удалось до конца осуществить свою идею. Он умер в Вавилоне в 323 г.

 

Как же складывалось культурное развитие в ходе завоеваний и что произошло после установления власти диадохов во вновь образованных государствах?

 Материально-культурное развитие  в эпоху эллинизма 

 

В этот период произошло перераспределение и слияние экономических регионов, ранее находившихся в рамках разных государственных и этнических образований. Крупные чиновники, военная верхушка, храмы, царские семьи новых государств закабаляли и превращали в рабов бывших свободных людей. В собственность государств переходили новые богатства. Интенсивная колонизация восточных земель сопровождалась градостроительством по греческому образцу. В каждом городе возводились храмы, театры, палестры, гимнасии, стадионы. Расширялась и оживлялась торговля с новыми странами, в связи с чем активизировалось кораблестроение, строиельство портов, маяков.В александрии был построен знаменитый Фаросский маяк, на острое Родос - Родосский колосс (бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса) высотой 35 м.

 Социально-политическое развитие  в эпоху эллинизма 

 

Характерной чертой такого развития было то, что на второй план отступили национальные проблемы. Александр Македонский стремился сгладить этнические особенности, устраивал праздник массового обручения знатных македонян с персиянками, предпринимал попытки переселять греков в зависимые области, сама армия Александра представляла собой многоэтническое целое, организованное не по национальному признаку. Во вновь созданных государствах установилась веротерпимость. Установилась веротерпимость. Активно шло строительство храмов богам разных народов. Стали культивироваться новые политические идеалы и принципы - появился культ царя, что не было присуще грекам, никогда не обожествлявшим выборные должности. В этом сказалось влияние восточных деспотий на политическое поведение диадохов.

 Духовная жизнь в эпоху  эллинизма 

 

Произошло обогащение всех составляющих духовной жизни народов, входивших в новые государственные образования, расширились культурные горизонты. Интенсивно шло взаимное проникновение двух мощных культурных волн: европейской (греческой) и восточной. Появилась идея "ойкумены", "обитаемого мира" как целого, общего владения. Для обслуживания этого мира родилась новая форма греческого литературного языка - "койнэ", что означает "общая речь". До этого периода греческие регионы писали и говорили на своих наречиях. Этой речью стали пользоваться не только греки, но и азиаты, она звучала от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила. Поэтому в языках многих современных народов так много греческих слов. Вместе с процессом появления общего литературного языка оживилось образование. Сосредоточение в руках греков производства папируса, а затем и пергамента, содействовало организации мастерских по переписке книг, трактатов, литературных произведений. Это позволило им выпускать книги в неведомых ранее масштабах.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"