Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:26, контрольная работа
Первобытная история: предпосылки формирования. Возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства. Основные этапы внешней политики России в ХIХ веке. Политическая смена государственного строя. Падение Советской власти. Опыт парламентаризма в царской России. Превращение русского государства в многонациональную державу. Опричнина. Формирование принципов и органов защиты государства (от древности до Петра I).
Ещё в 30 годах XVII века появились «полки нового строя», то есть солдатские, рейтарские и драгунские полки, сформированные по западноевропейскому образцу. К концу века их число составило свыше половины численности всех войск, которые составляли свыше 180 тысяч человек (не считая более 60 тысяч казачества). Реформа армии была проведена при Петре Первом. В 1698—1699 годах были расформированы стрелецкие полки, вместо которых сформированы регулярные солдатские. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение новобранцев по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал Петру 25 пехотных полков и 2 кавалерийских — драгунских. Поначалу он сформировал офицерство из своих друзей, в прошлом входящих в «потешные полки», а позднее — и из дворянства. Армия разделялась на полевую (пехота, кавалерия, артиллеристы, инженерные войска), местные (гарнизонные войска и ландмилиция) и иррегулярные (казачество и степные народы) войска. В сумме её численность превосходила 200 тысяч человек. В пехоте было примерно вдвое больше людей, чем в коннице. В 1722 введена система званий — Табель о рангах.
Вооружение так же было изменено на европейский лад. Пехота была вооружена гладкоствольными ружьями со штыками, шпагами, тесаками, гранатами. Драгуны — карабинами, пистолетами и палашами. У офицеров были ещё протазаны и алебарды, не лучшее оружие для боя. Аналогичным образом была изменена и униформа.
20 октября 1696 года Боярская
дума постановила основать
После этого, вплоть до середины XIX века, особо серьёзных изменений в устройстве армии не происходило.
8. Либерализм в России.
Либеральные идеи проникли в Россию в XVIII в., практически сразу после их появления и теоретического оформления в Европе, и неверно относить либерализм лишь к западному заимствованию, как считает большинство зарубежных исследователей. Либерализм является одной из интеллектуальных традиций русской общественной мысли, связанной с новыми условиями развития России, а именно — с ее «вхождением» в новый исторический цикл, появлением ростков буржуазной цивилизации, а значит, и со вступлением на путь общеевропейского развития, с подчинением тем же историческим законам, которые определяют развитие Европы. Идеи либерализма стали наиболее адекватной формой выражения этого процесса, что отмечали как выдающиеся русские мыслители, так и некоторые зарубежные исследователи.
Русский либерализм прошел три волны, три этапа в своем историческом развитии. Каждый из них имел свои особенности.
Первый этап — «правительственный»
либерализм, инициируемый «сверху» —
охватывал периоды правления
Екатерины II и Александра I: по содержанию
являлся либерально-
Второй этап (волна) — либерализм постреформенного периода, т. е. «охранительный», или консервативный либерализм отличается своими политико-социологическими и философскими теориями (концептуальные основы — К. Д. Кавелин, систематическая разработка — Б. Н. Чичерин, П. Б. Струве). Он повлиял на мировоззрение С. Л. Франка, С. Н. Булгакова в традиции либерального консерватизма. Он вызвал земское, а с начала 90-х годов — буржуазное либеральное движение.
Третий этап — «новый»
либерализм начала века (до Октября 1917
г.), т. е. социальный либерализм, провозгласивший
необходимость обеспечения
Каждое из трех направлений
русского либерализма имело свои
особенности и отличия от западноевропейского
либерализма, свою логику развития, обусловленную
политической историей России и отечественной
политико-философской мысли. Представители
каждого этапа имели различные
философско-теоретические
9. Идеи конституционной монархии в России (XIX – XXвв.)
Государственно-правовая наука в России начинает формироваться в XIX в. и долгое время пребывает в зачаточном состоянии. Попытки выработки конституции, предложения некоторых начал выборного правления, сочетаемого с монархической властью, т.е. конституционной монархии в России предпринимались. Однако они заканчивались безрезультатно.
Осуществление проекта М.
М. Сперанского могло бы способствовать
началу конституционного процесса в
России. В основу государственного
устройства Сперанский положил принцип
разделения властей – законодательной,
исполнительной и судебной. Каждая
из них, начиная с самых нижних
звеньев, должна была действовать в
строго очерченных рамках закона. Создавались
представительные собрания нескольких
уровней во главе с Государственной
думой – всероссийским
По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами.
К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. «Крепостничество, - писал он, - несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания, считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры».
Реформы Сперанского были восприняты отрицательно в кругах высшего дворянство. Ими было оказано не малое влияние на решение Императора отстранить Сперанского от дел и сослать в ссылку.
Сперанский - сторонник конституционной монархии. В записке «О коренных законах государства» он прямо указывает, что будущим строем должны быть или «ограниченная монархия, или умеренная аристократия», основанные на конституции. Это означает: «1) что коренные законы государства должны быть творением народа; 2) что коренные законы государства полагают пределы самодержавной воли».
Говоря о конституционных идеях в России нельзя не отметить и самого Александра I. В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну.
Конституционный проект получил название «Государственная Уставная грамота Российской империи». У Александра I и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи» рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра I реализованы не были.
Говорится о конституционной монархии и в «Конституции» Муравьёва. Свою политическую и социальную программу Н.М.Муравьев изложил в трех проектах «Конституции», последний из которых написан уже в тюрьме по требованию властей и является самым радикальным из всех его проектов. «Конституция» Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы, начавшейся с осени 1821г. Политико-правовые взгляды Муравьева сложились под влиянием французских просветительских и политических учений, а так же трудов греко-римских мыслителей и русских писателей и историков.
Муравьев предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Будучи противником строго централизованной государственной власти, Муравьев видел Россию федерацией, состоящей из тринадцати держав и двух областей, со столицей в Нижнем Новгороде, переименованном в Славянск. Определение федеративного устройства исходит не из принципа народности, а из хозяйственно-экономических особенностей региона. Кроме того, следует отметить, что у Муравьева вообще не было разделения людей на национальности, все жители России, а так же иностранцы, принявшие гражданство, назывались «русскими».
В проекте торжественно декларировалась ликвидация крепостного права. «Крепостное право и рабство отменяются, также он предусматривал упразднение сословной структуры общества, провозглашал всеобщее равенство граждан перед законом, защиту неприкосновенности личности и имущества, широкую свободу слова, печати, собраний, свободный выбор занятий и неотъемлемое право граждан создавать различного рода объединения и сообщества. Сословия уничтожались, однако не каждый становился после этого «гражданином», т.к. в данном случае это определение указывает на право участвовать в общественном управлении, т.е. избирать и быть избранным. Условия гражданства устанавливались довольно жесткие.
Будучи ярым противником диктатуры, Муравьев, проводит строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Высшим законодательным органом должно было стать Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты народных представителей.
Высшая исполнительная власть принадлежала императору, «верховному чиновнику». Он являлся верховным главнокомандующим, мог с согласия Верховной Думы назначать министров и судей верховных судебных мест.
В проекте Муравьева детально разработано преобразование судебной системы. Вводился гласный суд с присяжными, адвокатурой, состязательностью сторон. Суд объявлялся равным для всех граждан страны. Высшим судебным органом предполагалось Верховное судилище, в державах - державные судилища, а в уездах – уездные. Низшей судебной инстанцией являлся волостной «совестный суд». Так же Муравьем высказал ряд предложений по усовершенствованию уголовного права и процесса.
Для внесения изменений в уставные законы или Конституцию предусматривается особый порядок. В столице избирается Народный собор, равный по числу составу Народного Вече. Этот Собор обладает только функцией подготовки требуемого законопроекта, после предоставления которого Собор распускается, а документ публикуется и распространяется. Затем каждая область избирает свой Собор. Все заседания областных соборов проходят в один день и обязаны принять или отвергнуть проект Народного Собора. После такой процедуры вводится новый закон, если он не принимается, то сохраняется действие прежнего.
10. Казачество в царской России.
Одной из общественных сил, активно влиявших на развитие централизованного государства, было казачество. С одной стороны, казаки были защитниками страны от внешней агрессии, от натиска степняков. С другой — вожаками народных восстаний, союзниками иноземных захватчиков. С течением времени казаки превратились в серьезную военную силу, которую государство использовало против своих противников.
Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли “казацкий хлеб”.
Русское государство установило связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем — постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало в войнах России XVI—XVII вв.
Видную
роль в истории нашей страны сыграл
донской казак Ермак