Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:42, контрольная работа

Краткое описание

Люди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды. У них имелись примитивные орудия труда, которые находились в совместной собственности. Вся их жизнь была подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, т.е. происходил переход к осознанному труду и формированию общества.
Изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда.

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО.docx

— 35.31 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра истории  экономики, политики и культуры.

 

Факультет Экономики

 

Специальность бакалавр экономики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

по дисциплине история

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Чуркина Оксана Александровна

 Курс: 1(утро)

              Личное дело № 100.01/120042

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Архангельск  2012

Вариант 2.

Задание 1.

Рассмотрите эволюцию социально-экономических отношений в первобытную эпоху. Покажите, как менялись формы хозяйства и общественного объединения людей в данный период.

 

Люди в первобытном  обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды.  У них имелись примитивные  орудия труда, которые находились в  совместной собственности.  Вся их жизнь была подчинена борьбе с  природой за выживание. В эту эпоху  люди начали разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, т.е. происходил переход к осознанному  труду и формированию общества.

Изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого  труда.

За многотысячелетнюю  историю человечества на планете  существовало множество идеологий  и религий. Все они преходящи, не вечны и не раз сменяли друг друга, не изменяя жизнь людей. Вечен  лишь труд, экономика — и только они меняли жизнь людей на планете. Первичны труд и экономика. Идеологии  и религии являются лишь их отражением.

Первый этап в развитии человечества – первобытно – общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения  человека из животного царства (около 3-5 млн. лет назад) до образования  классовых обществ в различных  регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике  изготовления орудий труда (археологическая  периодизация). В соответствии с  ней в древнейшей эпохе выделяют:

    • - каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н. э.);
    • - бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н. э.);
    • - железный век (с I тыс. до н. э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новый  каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Ряд ученых подразделяют историю  первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами  из которых они изготовлялись, качеством  жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.

Первый этап определяется как предыстория хозяйства имматериальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно 1 млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.

Второй этап – примитивное присваивающее хозяйство приблизительно 1 млн. лет назад – XI тыс. до н. э., охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.

Третий этап - развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. н. э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях - и весь неолит.

Четвертый этап – зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли – IX – VIII тыс. до н. э. (поздний мезолит – ранний неолит).

Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII – V тыс. до н. э.

Помимо производства орудий, материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и  с созданием жилищ.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем  развития производственных сил, медленным  их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально – экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатация человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян  был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

    • - человек австралопитековый;
    • - человек прямоходящий (ранее гоминиды: питекантропы и синантропы);
    • - человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно  связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для  археологов средством определения  основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа  того периода не способствовала ускорению  этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой  борьбе за существование, ускоренно  появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной  родоплеменной организации общества – вот те важные этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытно – общинного строя.

Экономика — это результат  трудовой деятельности людей. В течение  тысячелетий экономика на нашей  планете развивалась поступательно. Стартовые условия у всех народов  были примерно одинаковые. Однако темпы  развития экономики у народов  были разными. Темпы развития экономики  разных народов зависят от экономической  результативности ведения ими хозяйства. В свою очередь экономическая  результативность зависит от экономической  активности каждого народа, его природного ума, трудолюбия, самодисциплины.

На развитие экономики  в разных странах оказывали влияние  объективные и субъективные факторы. Объективные факторы — это  природная среда, соседство с  другими народами. Субъективные факторы  включают экономическую активность народа, его обычаи, социальное положение  большинства членов общества. Ни один из факторов в отдельности не является решающим, но при благоприятном или  неблагоприятном сочетании они  определяли темпы развития разных народов  и государств.

Природные условия, в которых  проживает народ, важны, но не давлеющи. История знает примеры, когда  при одинаковых природных условиях результаты экономического развития народов  разные, так как у них различная  экономическая активность. Она выражается в трудолюбии людей, в высокой  доле населения занятого производительным трудом, в стремлении людей к знаниям, творчеству, изобретательству. Чем  выше доля таких людей в стране, тем выше темпы ее экономического развития. И, наоборот, чем больше людей  в стране не связано с производством  совокупного общественного продукта, а это чиновники, военные, деятели  идеологической сферы (духовенство, идеологические работники), тем ниже экономические  результаты в стране. История свидетельствует, что государства, созданные силой  оружия, где слишком большая часть  населения была ориентирована не на созидательную деятельность, а на службу в армии, в аппарате управления, в идеологической и церковной сфере, рано или поздно истощали свои экономические возможности и распадались.

Большую роль в экономическом  развитии страны играет социальный фактор, социальное положение населения. Труд подневольного человека малопроизводителен. Чем раньше народ освобождался от рабства, крепостной зависимости, тем  быстрее шло экономическое развитие страны. Это связано с тем, что  наиболее экономически активны свободные  люди. Они имеют возможность самостоятельно принимать решения, а поэтому  они более предприимчивы, изобретательны, надеются на свои силы. В свою очередь  это дает значительно большую  экономическую результативность. Как  правило, все эти качества были и  есть у городских жителей, вольных, лично не подвластных рабовладельцам, феодалам. Они могли надеяться  только на себя, свой труд и ум (иначе  бы они не выжили).

Задание 2.

 Назовите основные факторы развития человечества в эпоху Древности. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

 

Палеолит. Выделяется ранняя, средняя  и поздняя стадии палеолита. В  раннем палеолите, выделяют первичную, шелльскую и ашельскую эпохи.

Накануне великого оледенения человек  уже умел охотиться на крупнейших животных. В ашельскую эпоху появляется уже оседлость охотников, подолгу  живущих на одном месте. охота  очень давно стала дополнением  к простому собирательством. В этот период происходит овладение огнём  овладение огнем около 300-200 тыс. лет  тому назад. В это время человек  уже научился сам добывать огонь  трением, а не только поддерживать огонь, зажженный молнией. Основу хозяйства  составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружены копьями, кремневыми остриями и дубинами.

Полагают, что к этому же времени  можно отнести и зарождение родовой  организации общества. Только появлением семейного уклада можно объяснить  то, что физический облик неандертальца  стал совершенствоваться и спустя тысячи лет, к концу ледникового периода, он превратился в неоантропа, или  кроманьонца – людей современного нам типа.

В позднем палеолите хозяйство  становится комплексным: основу его  составляла охота на животных, но появилось  рыболовство.

По мнению археологов ячейкой социального  строя верхнего палеолита была родовая  община, насчитывающая около сотни  людей, из которых 20 были взрослыми  охотниками, ведшими хозяйство рода. Но находят круглые жилища, явно приспособлены для парной семьи. К этому периоду относятся  и первые наскальные рисунки, женские  украшения.

Мезолит. Примерно за 10 тысячелетий  до нашей эры ледник, достигавший 1000-2000 метров в высоту, начал таять. Переходный период от ледника к современному климату называют условным термином «мезолит», т.е. «среднекаменный» век, – промежуток между палеолитом и  неолитом, занимающий примерно около  трех-четырех тысячелетий.

Мезолит является докозательством  сильного влияния географической среды  на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли  на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли  мамонты и носороги.

В связи со всем этим нарушился  устойчивый, налаженный быт палеолитических  охотников на мамонтов, пришлось создавать  иные формы хозяйства. Пользуясь  древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило  объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные  общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.

Потеплевший климат позволил возродить  собирательство. Особенно важными для  будущего оказалось собирание диких  злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми  лезвиями.

Новшеством было уменье создавать  режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.

Вероятно, в это время люди ознакомились с перемещением по воде на бревнах  и плотах и со свойствами гибких прутьев и волокнистой коры деревьев.

Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая кабанов, люди оставляли на выкорм выводки  поросят.

Мезолит – время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через  лесные массивы вдоль рек, человек  мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел  до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться  на морского зверя.

Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: произошло ослабление общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим, не только зверей, но и охотников мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения, что свидетельствует о переходе матриархата к патриархату.

Задание 3.

Перечислите основные процессы и факторы развития общества в  странах Западной Европы в 17 в. Выделите наиболее важные из них, обоснуйте свой выбор.

 

XVII-XVIII века занимают особое место  в истории Нового времени. Это  был полный противоречий и  борьбы переходный период, завершивший  историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"