Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:42, контрольная работа
Люди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды. У них имелись примитивные орудия труда, которые находились в совместной собственности. Вся их жизнь была подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, т.е. происходил переход к осознанному труду и формированию общества.
Изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда.
Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. К середине XVII века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в XVI веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия» (Маркс). Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба» (Маркс). Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.
Экономическое и политическое
развитие европейских стран протекало
неравномерно.
В XVII веке крупнейшей колониальной
и торговой державой Европы была Голландия.
Победоносная буржуазная революция XVI
века не только обеспечила успешное развитие
капиталистического хозяйства, торговли,
но и превратила Голландию в самую свободную
страну в Европе — центр передовой буржуазной
культуры, прогрессивной печати, книготорговли.
Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции — странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.
Абсолютистская Испания — в XVI веке одно из могущественных государств Европы — в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.
Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640—1660 гг.) и французской (1789—1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.
В истории культуры Нового времени XVII век занимает особое положение, хронологически и стадиально располагаясь между эпохой Возрождения (пятнадцатый — начало семнадцатого века) и временем, называемым эпохой Просвещения (вторая половина восемнадцатого — начало девятнадцатого века). Часто именно с семнадцатого века начинают отсчет современной европейской истории. Причина этому — выдающиеся достижения в области естественных и точных наук, которые послужили базой для современной научной картины мира.
Художественная культура XVII века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы.
К XVII в. знания европейцев о мире значительно расширились. На географической карте семнадцатого века почти не осталось белых пятен (после открытия в 1606 году Австралии В. Янсзоном единственной из крупных земель оставалась неизвестной Антарктида). Новые научно-философские представления - о том, что Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной - показали, как огромен и сложен мир. Технологическим фундаментом научного прогресса эпохи было, прежде всего, совершенствование оптических средств исследования: телескопа и микроскопа. Объектом изучения астрономов стало не только движение небесных тел, но и сами небесные тела. Микроскоп открыл новый класс объектов изучения для биологии, повлиял на теоретическую биологию (теория преформизма), анатомию, кристаллографию и, возможно, на прогресс в исчислении бесконечно малых величин в математике. Увеличение классов научных объектов повлияло на усиление классификационно-описательного элемента в науке: были предложены несколько типов классификации растений — «однодольные» и «двудольные» растения по Дж. Рею, 1670; классификация на основе различий строения венчика по Ж. Де Турнефору, 1695, и др., описание флоры и фауны той или иной страны стало одним из жанров научного труда. Другим направлением в науке стал эксперимент: в семнадцатом столетии была определена скорость света, звука, получен ряд химических соединений (серная кислота, азотная и соляная кислоты, соли), исследованы некоторые свойства атмосферы и электричества. При этом прогресс в химии и биологии был, скорее, экстенсивным, господствующей теорией была теория ятромедицины, в соответствии с которой здоровый человек — результат гармонии содержащихся в его теле четырех элементов: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Главным направлением в науке, определившим ее прогресс в физике и математике, было не описательное, а методологическое, то есть поиск законов природы.
Понятие закона природы, давшего сильнейший стимул развитию научной мысли, предполагает корпускулярный, или телесный состав природных тел. Последнее возможно лишь при строгом разделении сфер «душевного» и «телесного». Применительно к человеку это разделение вылилось в проблему сосуществования души и тела. Философская мысль эпохи предложила различные варианты параллелизма души и тела, когда они сосуществуют, не влияя при этом друг на друга.
Разделение сфер «телесного» и «душевного» повлияло на бурное распространение «вненаучной религиозности», в том числе религиозной и мистической поэзии. Широко распространенная в данную эпоху мистика, чаще всего в форме натурфилософии и астрологии (Д. Ди, Э. Сведенборг, И. Беме, Р. Фладд), отделяется от сферы науки, обращаясь к внутреннему опыту автора, пережившего откровение. В семнадцатом веке по всей Европе продолжается преследование ведьм (хотя и с меньшей интенсивностью, чем в шестнадцатом); получает распространение представление о шабашах ведьм, совершающихся в определенные дни года и в определенных местах.
Семнадцатый век закономерно поднимает вопрос не только о самом знании, но и о способах его социального существования и приобретения. Появляются академии наук,научные журналы, унифицированные программы школьного образования.
В философии идея научного метода, устанавливающего закон природы и затем распространяющего его действие на весь мир, претворилась в идею сомнения, ставящего весь мир под вопрос и вновь обретающего мир, но уже на основе твердых принципов (картезианство).
Семнадцатый век стал веком революции не только науки, но и сценических искусств, в первую очередь, драматического театра и оперы. Драматургия Ф. Лопе де Вега, П. Корнеля, П. Кальдерона и, наконец, Мольера, придала театру статус «высокого искусства» и тот облик, который он сохраняет и по сей день. Подобную же роль в области оперного искусства сыграли композиторы К. Монтеверди, А. Скарлатти, Ж. Б. Люлли.
Задание 4.
Перечислите основных правителей Киевской Руси. Кто из них внес наибольший вклад в развитие древнерусского государства. Обоснуйте свой выбор.
Рюрик Новгородский(862-879) -летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Олег Вещий(879-912) - великий князь новгородский, объединил Русь, расширил ее границы, нанес первый удар по Хазарскому каганату, заключил выгодные для Руси договоры.
Игорь Старый(912-946)- князь киевский, был сыном легендарного варяжского князя Рюрика.
Святослав I ( 946-972)
Ярополк Святославович( 972-980)
По моему мнению наибольший вклад
в развитие древнерусского государства
внес князь Владимир I Святославович.
При Владимире I Древнерусское государство
вступило в период своего расцвета,
усилился международный авторитет
Руси. Внёс вклад в дело территориального
расширения и укрепления политических
позиций русского государства. Явился
великим реформатором духовной жизни
русского народа, человеком "крестившим
Русь", за свои многочисленные заслуги
причисленный к Лику Святых. В русских
былинах назывался Красное
Задание 5.
Тест:
Установите соответствие:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ:
Литература:
4.Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.