Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:16, контрольная работа

Краткое описание

Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны.
Краткая история дружбы народов Китая и Советского Союза.
Вступление СССР в войну с Японией.

Файлы: 1 файл

Япония.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

В Потсдаме Советское правительство подтвердило свое обязательство, взятое на Крымской конференции, о вступлении в войну против Японии на стороне союзников. При этом оно руководствовалось чувством союзнического долга, а также исходило из того, что Япония на всем протяжении войны вела в отношении СССР явно враждебную политику, систематически нарушала принятые на себя обязательства по договору о нейтралитете с Советским Союзом.

 

Вследствие этого Советское правительство 5 апреля 1945 г. заявило о денонсации советско-японского договора 1941 г. о нейтралитете.

 

Этот договор в статье 1 предусматривал, что обе стороны будут "поддерживать мирные и дружественные отношения между собой". Статья 2 обязывала стороны соблюдать нейтралитет в случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких держав. Вскоре после заключения советско-японского пакта фашистская Германия напала на Советский Союз, а Япония как союзница Германии стала активно помогать последней в войне против СССР. Более того, как свидетельствуют опубликованные в Англии дипломатические документы гитлеровской Германии, в конце августа 1941 г. японское правительство сообщило Германии, что Япония готова к нападению на СССР. В связи с разгромом немцев под Москвой это нападение было отсрочено до весны 1942 г. и в конце концов окончательно отменено 163. Хотя Япония и не напала на Советский Союз, тем не менее она в нарушение пакта, предусматривавшего поддержание мирных и дружественных отношений, сосредоточила на границах с СССР Квантунскую армию, насчитывавшую около миллиона человек, 1000 танков, 1500 самолетов. Она постоянно нарушала государственные границы Советского Союза и, сковывая на Дальнем Востоке значительные силы Красной Армии, тем самым оказывала неоценимую помощь фашистской Германии. СССР был вынужден держать там 30-40 дивизий в готовности отразить возможное японское нападение. Только в 1942 г. было совершено 96 нарушений советской границы.

 

 

162 Daily Herald, 1954, Nov. 24.

 

В самом начале советско-германской войны японский министр иностранных дел Мацуока открыто заявил о возможности отказа Японии от пакта о нейтралитете. 25 июня 1941 г. на вопрос советского полпреда о позиции Японии в отношении советско-германской войны Мацуока заявил, что "основой внешней политики Японии является Тройственный пакт, и если настоящая война и пакт о нейтралитете будут находиться в противоречии с этой основой и с Тройственным пактом, то пакт о нейтралитете не будет иметь силы" 164.

 

Вопреки своим обязательствам по пакту японские власти препятствовали советскому судоходству на Дальнем Востоке. За 1941 - 1945 гг. японцы захватили и потопили 18 советских судов. Общие убытки судоходства СССР составили за это время 636 993 750 руб.165

 

В течение всей войны Япония снабжала гитлеровское правительство секретной информацией о хозяйственном, политическом и военном положении СССР, полученной через дипломатический аппарат и военную разведку.

 

"При таком  положении, - отмечалось в заявлении  Советского правительства,- Пакт  о нейтралитете между Японией и СССР потерял смысл, и продление этого Пакта стало невозможным" 166.

 

Единственным достойным ответом на враждебную японскую политику было официальное присоединение СССР к Потсдамской декларации США, Англии и Китая о Японии 8 августа 1945 г. и объявление состояния войны между СССР и Японией с 9 августа. Таким образом, Советский Союз, стремясь ускорить наступление всеобщего мира, точно в срок выполнил обязательство, принятое на Крымской конференции.

 

 

163 История  дипломатии, т. 4, с. 304-307.

 

164 АВП СССР. Запись беседы полпреда СССР  в Японии с японским министром  иностранных дел Мацуока 25 июня 1941 г.

 

165 АВП СССР. Справка об убытках, понесенных  судоходством СССР за период 1941-1945 гг. в результате военных и  иных действий Японии на Тихом океане.

 

166 Внешняя  политика Советского Союза в  период Отечественной войны, т. 3, с. 166.

 

В дни наступления советских войск против японских захватчиков 14 августа 1945 г. в Москве был подписан договор о дружбе и союзе между СССР и Китаем и ряд связанных с ним соглашений.

 

Согласно статье 1 договора, обе стороны обязались "вести войну против Японии до окончательной победы" и "взаимно оказывать друг другу всю необходимую военную и другую помощь и поддержку в этой войне". СССР и Китай обязались также после окончания войны против Японии "совместно предпринимать все находящиеся в их власти меры для того, чтобы сделать невозможным повторение агрессии и нарушение мира Японией" 167.

 

Подписанные вместе с договором соглашения предусматривали, что основные магистрали Китайской Чанчуньской железной дороги (КВЖД и ЮМЖД) после изгнания японских вооруженных сил из трех восточных провинций Китая перейдут в общую собственность СССР и Китайской Республики и будут эксплуатироваться ими совместно. Предусматривалось также совместное использование Порт-Артура в качестве военно-морской базы, объявление порта Далянь (Дальний) свободным портом с выделением для передачи СССР в аренду пристани и складских помещений.

 

При заключении договора с Китаем от 14 августа 1945 г. состоялся обмен нотами между СССР и Китаем о независимости МНР, о суверенитете Китая над Маньчжурией и по некоторым другим вопросам.

 

 

Отдельным соглашением определялись отношения между советским главнокомандующим и китайской администрацией после вступления советских войск на территорию трех восточных провинций в связи с совместной войной против Японии.

 

Под мощным напором Красной Армии части японской Квантунской армии капитулировали. 2 сентября 1945 г. японское правительство подписало акт о безоговорочной капитуляции.

 

Поражение Японии означало сильнейший удар по империалистическому лагерю в целом. В результате победы советских войск над милитаристской Японией Советский Союз вернул себе исконные русские земли - Южный Сахалин, захваченный японцами после русско-японской войны 1904-1905 гг., и Курильские острова. Эти территории были возвращены СССР в соответствии с Ялтинским соглашением об условиях вступления Советского Союза в войну с Японией.

 

Вступление Советского Союза в войну против Японии имело большое историческое значение. Восемь лет, начиная с 1937 г., китайский народ вел героическую борьбу против японских империалистов. Если же считать с захвата Маньчжурии, то эта борьба продолжалась 14 лет. США в течение четырех с половиной лет войны подрывали морскую и воздушную мощь Японии. Но ее наземные силы сохранили свою мощь. Именно эти силы, а не флот вели войну против Китая. Удар советских войск по Квантунской армии сразу же сокрушил наземную мощь Японии. Он отрезал японским империалистам возможность, спасаясь от атомных бомбардировок, перенести центр своего сопротивления с японских островов на территорию Китая, что принесло бы новые страдания китайскому народу.

 

 

167 Внешняя  политика Советского Союза в  период Отечественной войны, т. 8, с, 459.

 

Подобно тому как победы советских войск на германском фронте привели к росту массовой борьбы против гитлеровской тирании, так и вступление Советского Союза в войну против Японии вызвало дальнейший подъем национально-освободительного движения на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.

 

Советский Союз, разгромив японских империалистов, оказал китайскому народу всестороннюю помощь в его революционно-освободительной борьбе. Народно-освободительные армии Китая в борьбе против реакционных гоминьдановских войск воспользовались оружием и боеприпасами бывшей Квантунской армии и армии Маньчжоу-Го, разгромленных Вооруженными Силами Советского Союза. Немалое значение для успешной борьбы китайского народа против сил реакции и особенно для освобождения Северного Китая имел договор о дружбе и союзе между СССР и Китаем, заключенный 14 августа 1945 г. Характеризуя этот договор, китайский историк Пын Мин пишет: "Хотя китайско-советский договор о дружбе и союзе был подписан Советским Союзом с гоминьдановским правительством, но в обстановке того времени он явился выражением дружбы между народами Китая и СССР и соответствовал интересам китайского народа" 168. Широкие массы китайского народа одобряли этот договор, так как видели в нем, как и в других соглашениях с Советским Союзом, реальную поддержку своей борьбы против японских оккупантов и иностранного империализма, за свободу и независимость. Присутствие на основе этого соглашения советских войск и административных представителей СССР в Порт-Артуре и Даляне (Дальнем), советский контроль над железными дорогами в Северо-Восточном Китае затруднили использование гоминьдановцами портов Северо-Восточного Китая в качестве базы для действий против народно-освободительной армии.

 

Разгром Японии принес порабощенным ею народам Азии освобождение от ига японских захватчиков и означал долгожданное окончание второй мировой войны.

 

168 Пын Мин. Краткая история дружбы народов  Китая и Советского Союза. М., 1957, с. 111-112.

 

Еще в годы войны Советское правительство занималось вопросом организации обеспечения прочного мира в послевоенной Европе. Советская программа послевоенного устройства мира была разработана Политбюро ЦК ВКП (б) и изложена в речи И. В. Сталина 6 ноября 1943 г. Первым практическим шагом в ее осуществлении было образование в начале сентября 1943 г. решением Политбюро ЦК партии комиссии по вопросам мирных договоров и послевоенного устройства, а также комиссии по вопросам перемирия 169.

 

В соответствии с декларацией Московской конференции 1943 г. 21 августа 1944 г. в Думбартон-Оксе (пригород Вашингтона) была созвана конференция представителей СССР, США и Англии, а затем представителей США, Англии и Китая. Советскую делегацию на конференции возглавлял посол СССР в США А. А. Громыко. При самом активном участии СССР конференция подготовила предложения о создании международной организации по сохранению мира и безопасности: проект устава и другие материалы, связанные с ее учреждением. В дальнейшем эта организация получила название Организации Объединенных Наций.

 

В Думбартон-Оксе собрались представители государств, интересы и политические устремления которых в вопросах послевоенного устройства имели большие различия.

 

СССР ставил перед собой задачу организации свободного от вооруженных конфликтов мира. Советская делегация исходила из того, что учреждаемая международная организация должна основываться на принципах суверенного равенства ее членов, служить интересам всеобщего мира и безопасности.

 

Интересы же монополий США и Великобритании требовали обеспечения гегемонии своих государств в послевоенном мире. Об этом откровенно говорится в мемуарах государственного секретаря США К. Хэлла, который в мае 1944 г. в беседе с группой американских сенаторов прямо заявил, что "в случае отказа от создания Международной организации безопасности или от участия в ней США лишатся своего руководящего положения" 170.

 

Наибольшие трудности при выработке Устава ООН представлял вопрос о порядке голосования в Совете Безопасности. Важнейшей задачей советской дипломатии было обеспечение такого порядка деятельности будущей Организации, при котором она действительно послужила бы делу мира и не могла бы быть использована какой-либо державой или группой держав в своекорыстных интересах в качестве орудия борьбы против других государств. Организация должна была стать средством сотрудничества государств, и прежде всего тех, которые могли в наибольшей степени содействовать обеспечению мира,- великих держав. Организация не должна была превратиться в средство господства одной группировки государств над другими государствами. Для этого необходимо было установить в Организации порядок принятия решений, не допускающий ее использования вопреки интересам мира и народов или в ущерб законным интересам тех или иных государств. Органом, на который возлагалась главная ответственность за обеспечение международного мира, должен был стать Совет Безопасности. Пять великих держав должны были стать постоянными членами Совета. Кроме того, шесть членов Совета избирались бы всеми членами Организации на определенный срок. Порядок голосования в Совете Безопасности как органе, которому поручалось предпринимать действия по сохранению мира, приобретал особо важное значение.

 

169 История  Коммунистической партии Советского  Союза, т. 5, кн. 1, с. 549.

 

170 The Memoirs of Cordell Hull. N. Y., 1948, vol. 2, p. 1661.

 

На конференции в Думбартон-Оксе Соединенные Штаты предложили, чтобы решения Совета Безопасности имели силу лишь при единогласии всех его постоянных членов - СССР, США, Англии, Китая и Франции. Именно США явились инициатором так называемого права вето, проистекавшего из требования единогласия пяти великих держав.

 

При этом США предлагали сделать одно исключение. Это исключение предусматривало, что в тех случаях, когда кто-либо из членов Совета сам замешан в споре, при вынесении Советом решения по этому спору голос данного члена Совета не должен учитываться. Принятие этого американского предложения легко могло бы противопоставить великие державы друг другу и, следовательно, подорвать их сотрудничество, без которого ООН как универсальная организация вообще не могла бы существовать. Предложенный Соединенными Штатами порядок голосования в Совете Безопасности не создавал должных гарантий против злоупотреблений в использовании Организации Объединенных Наций. При таком порядке голосования западные державы могли бы принимать решения о применении военных и экономических санкций, о разрыве дипломатических отношений с каким-либо государством или группой государств, исходя не из задачи обеспечения мира, а из своих узких, корыстных интересов. Американский проект создавал опасность, что державы, располагающие большинством в Совете, вместо терпеливых поисков взаимно приемлемых решений, обратятся к силе и вызовут войну.

 

Советский Союз отказался принять предложенный Соединенными Штатами порядок голосования в Совете Безопасности; вопрос этот на конференции в Думбартон-Оксе остался нерешенным.

 

14 сентября 1944 г. Советское правительство, стараясь  найти приемлемый компромисс, заявило, что оно не возражало бы против попыток разработки специальной формулировки о порядке голосования по вопросам, касающимся споров, в которых великие державы являются стороной, но для тех случаев, когда не требуется мер принуждения. В этом случае принцип единогласия мог бы и не применяться.

 

В декабре 1944 г. президент США Рузвельт, уступая требованиям СССР, предложил новую, измененную формулу, определяющую порядок голосования в Совете Безопасности, а именно: "1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. 2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса семи членов Совета". Следовательно, при определении процедуры работы этого органа единогласия постоянных членов (иначе говоря, великих держав) не требовалось. Наибольшее значение имел пункт 3 американского предложения: "3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам", т. е. кроме процедурных, "считаются принятыми, когда за них поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решений" согласно разделам Устава, предусматривающим мирное урегулирование споров. Таким образом, согласно этому предложению принцип единогласия не применялся в двух случаях: при определении процедуры работы Совета Безопасности и при решении вопросов по таким спорам, в которых член Совета (включая и постоянных членов) является участником, при условии, что решение принимается о мирных средствах разрешения спора. Если же дело идет о применении средств принуждения - о прекращении экономических, железнодорожных, морских и иных связей, наконец, применении вооруженных сил, то решение требовало единогласия постоянных членов Совета, хотя бы они сами были участниками спора или конфликта.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"