Контрольная работа по «Истории»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

1. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V—IX вв.
3. Хозяйственные отношения характеризовались наличием земледелия и животноводства как основных занятий восточнославянского населения земель Беларуси.
2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки заключения и распространение униатства на территории Беларуси.
2. Расширение влияния Возрождения в Беларуси в середине XVI — начале XVII в.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 169.70 Кб (Скачать)

1. Восточнославянские племена  на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные  отношения в V—IX вв.1. В конце V — начале VII в., во время так называемого Великого переселения народов, славяне начали широко расселяться в Европе. Они занимали земли южнее реки Припять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Расселение славян шло с юга и юго-запада в направлении севера. Двигались они преимущественно по рекам и притокам.Вместе с тем во многих местах на территории Беларуси жили балты. Поэтому долгое время наблюдалось смешанное проживание славян с балтами. Затем балты окончательно слились со славянами, произошла славянизация балтов.В VI—VII вв. славяне разделились на три большие группы: западные, южные, восточные (последние являются предками современных белорусов, украинцев, русских). В VIII—IX вв. на территории Беларуси сложились племенные объединения восточных славян.Кривичи-полочане расселились по течению ЗападнойДвины. Существует литературная гипотеза, будто их название могло возникнуть от слова кровные, т. е. близкие по крови. Кривичи появились в результате славянизации балтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей былидреговичи, жившие между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» — болото, среди которого они и жили, ведь в древности Припятское Полесье было почти сплошным огромным болотом. Соседями дреговичей были радимичи, осевшие на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и к X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название древняя народность. 2.Общественные отношения были связаны с окончательным формированием в VIII в. на территории Беларуси соседской общины. Её возникновение было обусловлено переходом от подсечно-огневого к пахотному земледелию. Теперь обрабатывать землю сохой и ралом и собирать урожай стало возможно силами одной небольшой семьи. Люди получили возможность жить отдельными малыми семьями (отцы и их дети и внуки). В поисках пригодной для земледелия и урожайной почвы родственники из одной семьи начали покидать укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения.

Жители поселений составляли соседские общины. Самостоятельные крестьянские семьи входили в соседскую общину, называвшуюся у славян вервью. Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежащий каждому члену общин У восточных славян постепенно возникало имущественное неравенство среди крестьян-общинников с последующим выделением знатных людей (знати). Из их числа выбирали вождя племени — князя. Вначале князь у славян был только военным руководителем. Все важные дела в славянских племенах решались на народном собрании — вече. Со временем все управление племенем перешло к князю. Он стал обладателем определенных местных земель. Вместе со своей дружиной (отрядом вооруженных и специально бученных военному делу людей) князь собирал с подвластного населения дань — натуральный оброк продуктами, называемый полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай.

3. Хозяйственные отношения характеризовались наличием земледелия и животноводства как основных занятий восточнославянского населения земель Беларуси. При подсечно-огневом земледелии высекали лес, сжигали пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, образовавшийся после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с отсеченными суками. При переходе к пахотному типу земледелия стали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными нарогами. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Вторичную роль играли охота, рыболовство, бортничество (пчеловодство) — сбор меда лесных пчел. Бортью у славян называлось дупло, в котором водились пчелы. Мед и воск тогда высоко ценились.

Важную роль играли ремёсла. Ремесленники производили вещи из железа. цветных металлов (меди, олова, свинца), из которых создавали украшения. Из Глины получали посуду (горшки, миски). Женщины пряли и ткали.

 

2. Брестская церковная  уния 1596 г.: предпосылки заключения  и распространение униатства  на территории Беларуси

1. Предпосылки заключения  Брестской унии состояли в том, что с момента раздела христианства в 1054 г. на православие и католичество предпринимались неоднократные попытки их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие князья литовские. Римско-католическая церковь стремилась за счет унии расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации. После заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть видела возможность объединить всё население страны с помощью единой религии католичества. Католические правители путем объединения церквей мечтали добиться победы над православием и усилить свое влияние в Европе.

В 1577 г. вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги "О единстве церкви Божьей...", в которой утверждалось, что единственным выходом из кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии поддержал православный епископ Ипатий Потей, рассчитывая таким образом достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить доступ к государственной власти.

В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на котором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (униатскую). По условиям унии православные признавали руководство униатской церковью со стороны папы римского, но сохраняли свои прежние церковные обряды: внешний вид и убранство храмов, брак священников, церковнославянский язык божественных служб. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.

2. Распространение униатства  на территории Беларуси как новой религии в конце XVI — первом десятилетии XVII в. происходило насильно. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало недовольство верующих. Центрами борьбы с унией сталиправославные братства в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. В результате оказалось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Защитник православия полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий в своем произведении «Фринос» (1610 г.) призывал народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма.

В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, силой насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни православной церкви. За свою жестокость Кунцевич получил прозвище «душегуб». Римский папа Урбан расправился с городом: Полоцк лишился магдебургского права, его ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола.

Многочисленные выступления православных верующих вынудили короля Речи Посполитой вернуть права православной церкви в государстве. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В конце XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси было униатами.

1. Полоцкое княжество в IX—XI вв. Княжеско-вечевой строй

1. В конце IX в. возникает  древнерусское государство восточных  славян Киевская Русь. Современная  территория Беларуси составляла  западные земли Киевской Руси, считающейся общим государством  восточных славян. В письменных  источниках государственное образование  восточных славян на территории  Беларуси Полоцкое княжество  упоминается как Полоцкая земля. Центром княжества был город  Полоцк, упомянутый в летописи  «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке  Западная Двина, являвшейся частью  важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение благоприятствовало скорому росту Полоцка и его превращению в крупный центр торговли и ремесел.

Первым известным в истории полоцким князем был Рогволод. В летописи под 980 г. говорится, что «Рогволод же пришел из-за моря и имел волость свою в Полоцке». В 60— 70-е гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, также просившему руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Он отомстил полоцкой княжеской семье. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод же и оба его сына убиты. Рогнеда насильно взята в жены Владимиром.

В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим князем киевским. С его именем связано принятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии — христианства. Владимир дал Рогнеде новое имя — Горислава. Возможно, Рогнеда, прожив с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и братьев и решилась убить его. Но покушение не удалось, Рогнеду по законам того времени должны были казнить. Мать защитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав. Пораженный поступком сына, Владимир приказал выслать Рогнеду с Изяславом в Полоцкое княжество. Здесь для нее был построен город, названный именем ее сына Изяславль (теперь Заславль). Рогнеда постриглась (по иной гипотезе, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась в истории как княжна с тремя именами и как одна из первых монахинь среди восточных славян.

При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изяслава на княжение. Он известен в истории как князь-книжник, знавший и распространявший грамоту вместе с христианством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., всего на год пережив свою мать.

2. Усиление Полоцкого  княжества произошло в XI в. при  сыне Изяслава, полоцком князе  Брячиславе. Он со своим войском захватил волоки, соединявшие Западную Двину и Днепр на пути «из варяг в греки» и принадлежавшие Новгороду. Они позволяли с помощью бревен провести (проволочь) суда и таким образом пройти от Балтийского (Варяжского) до Черного (Русского) моря. Однако войско Брячислава было разбито его дядей — киевским князем Ярославом Мудрым, который сам хотел контролировать путь «из варяг в греки» и собирать дань с купцов. О княжении Брячислава напоминает название современного города Браслава, построенного по его приказу.

Легендами овеяно имя сына Брячислава — полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родился от колдовства, чародейства. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» сравнивает князя Всеслава с оборотнем. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь правил Полоцкой землей, достигшей при нем наивысшего подъема.

Всеслав, расширяя свою власть, стремился захватить земли и города за пределами Полоцкого княжества. Не сумев взять Псков, он захватил и разграбил Новгород. В ответ трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого в 1067 г. напали на пограничный город Полоцкой земли — Менск (Минск). 3 марта состоялась жестокая битва на реке Немиге. Город был сожжен, а его жители — меняне пленены. 3. Способ государственного правления в Полоцкой земле представлял собой княжеско-вечевой строй. Власть князя сочеталась с наличием вече — общего собрания взрослых мужчин, имевшего право снимать и назначать князя. Название «вече», вероятно, происходит от того, что на собрании вели разговор («вещали») о важных общественных делах. На собрание горожан призывал колокол, а решение принималось по силе крика тех, кто его поддерживал.

В обязанности князя входили организация и командование войском, сбор дани с населения. Войско в Полоцке состояло из дружины — специально обученного военному делу отряда людей и народного ополчения (которое состояло из горожан и называлось «полком».

В восточнославянских землях действовали законы, называемые «правдами». Наиболее известный среди них сборник «Русская правда» разработанный при киевском князе Ярославе Мудром. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда Божьего». Например, если у обвиняемого оставались ожоги после того, как он подержал руки над огнем, то это свидетельствовало о его вине. Суд правил князь или его представители. Правота либо вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы или физические наказания.

2. Расширение  влияния Возрождения в Беларуси  в середине XVI — начале XVII в.

1. Развитие культуры Беларуси  в середине XVI — начале XVII в. происходило  в условиях расширения влияния  европейского Возрождения, связанного  с подъемом светской науки  и искусства, распространения гуманизма  и становления национального  языка, литературы и самосознания у европейских народов. В ВКЛ в этот период только зарождалась светская литература. Философская и общественная мысль еще окончательно не отделилась от церкви и ориентировалась на Библию. Тем не менее культура белорусских земель удачно вписалась в европейскую культуру того времени.

2. Развитие книгопечатания и  литературы в ВКЛ было связано  с реформационным движением и  возникновением деформационных  типографий. Первая из них была  открыта в Бресте при содействии  канцлера ВКЛ Николая Радзивилла Чёрного. Шедевром книгопечатания стала Брестская, или Радзивилловская Библия. Эта большая по своим размерам книга оправлена в кожаную обложку, иллюстрирована гравюрами, выполненными на высоком полиграфическом уровне.

Последователем Ф. Скорины в деле книгопечатания стал Сымон Будный. Он в 1562 г. в основанной им Несвижской типографии издал первую на территории Беларуси печатную книгу на старобелорусском литературном языке — «Катехизис», а также книгу «Об оправдании грешного человека перед Богом». Вторым из последователей Скорины был Василий Тяпинский. В своем родовом имении Тяпино (сегодняшний Чашницкий район Витебской области) он перевёл и в 1580 г. на личные средства издал «Евангелие» на церковнославянском и старобелорусском языках с собственным предисловием. Он выступал против полонизации, развивал идею служения Родине.

Дело Ф. Скорины на территории Беларуси продолжал уроженец Могилева Спиридон Соболь. Сначала в Киеве, а затем в Кутеинском монастыре под Оршей и типографии в Буйничах (под Могилевом) он издал «Псалтырь» и «Букварь». Он впервые употребил слово «букварь», а его пособие по обучению начальной грамоте называлось «азбука».

Информация о работе Контрольная работа по «Истории»