Контрольна работа по истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 10:47, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Охарактеризуйте варианты периодизации отечественной истории, предложенные В.Н. Татищевым, Н.М. Карамзиным, В.С. Соловьевым, В.О. Ключевским. Какой из них вам представляется наиболее целесообразным? Обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Раскройте основные черты и тенденции эволюции восточных обществ в эпоху Средневековья. Охарактеризуйте специфику развития стран Ближнего Востока, Индии, Китая, Японии.
Задание 3. Раскройте воздействие Первой и Второй мировых войн на всемирно-исторический процесс. Выделите их наиболее важные последствия. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Задание 4. Охарактеризуйте основные этапы, задачи и результаты модернизации России в XIX в. Выделите наиболее важные достижения, обоснуйте свой выбор.

Оглавление

Задание №1………………………………………………………………………3
Задание №2………………………………………………………………………6
Задание №3……………………………………………………………………...11
Задание №4……………………………………………………………………...14
Задание №5……………………………………………………………………...18
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа №1.doc

— 113.50 Кб (Скачать)
  • динамика всех процессов,
  • высокая социальная мобильность,
  • способность нации воспринимать и творчески перерабатывать достижения других культур.

XVII век для  Японии характеризуется политической  стабильностью и экономическим процветанием. Официальной идеологией становится Конфуцианство, существенно повлиявшее на образ жизни и мыслей населения Японии (культ этической нормы, преданность старшим, крепость семьи).

 

 Задание 3. Раскройте воздействие Первой и Второй мировых войн на всемирно-исторический процесс. Выделите их наиболее важные последствия. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Ответ:

Мировые войны XX в. поставили на грань гибели мировую цивилизацию, явились тяжелым испытанием для человечества. В то же время они были отражением коренных перемен, происшедших в мире, одним из страшных последствий самого процесса развития цивилизации.

Первая мировая  война (1914-1918) была намного масштабнее предшествующих войн. Она велась между политическими блоками Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) и Антантой (Англия, Франция, Россия) и охватила 38 государств. Первая мировая война продемонстрировала кризисное состояние цивилизации.

Экономика воюющих  стран была полностью направлена на обеспечение фронта всем необходимым, вследствие чего пришла в расстройство: уменьшилось производство предметов  широкой необходимости, ощущался недостаток сырья, топлива, железнодорожного транспорта. Пришло в упадок сельское хозяйство и сократилось поголовье скота.

Первая мировая война  повлияла также на мировоззрение людей, вызывая страх повторения этих событий, поэтому Парижская мирная конференция приняла решение о создании Лиги Наций. Ее целью было «развитие сотрудничества между народами, гарантия их мира и безопасности» (по определению Устава Лиги Наций). Создавая Лигу Наций, мировое сообщество выказывало твердое намерение не допустить развязывания новой мировой войны в будущем. 

На мой взгляд, наиболее важными последствиями Первой мировой войны явилось: 

        1. Существенное уменьшение демократии, сужение сферы рыночных отношений, уступивших место жестокому государственному регулированию сфер производства и распределения. Поскольку данные тенденции противоречили хозяйственным основам западной цивилизации, он не могли не вызвать соответствующих последствий, которыми являются политические изменения в ряде стран. 

2. Ряд социалистических  революций, помимо Октябрьской  в России, прокатился по Финляндии,  Германии, Венгрии. В других странах отмечался небывалый подъем революционных настроений, а в колониях - антиколониальных. Во многих странах к власти приходят социалистические партии. 

3. Индустриальное  развитие, катализатором которого  выступила Первая мировая война.  Было произведено огромное количество  оружия, изобретено оружие массового  поражения (химическое оружие). 

4. Кризис. Из-за милитаристической  направленности экономики сильно  пострадало сельское хозяйство, что вылилось в повсеместные длительные экономические кризисы. 

Все, вышеперечисленное, спровоцировало появление фашизма  и, как следствие, Вторую мировую  войну, в неменьшей степени, повлиявшей на всемирный исторический процесс. 

Вторая мировая  война (1939-1945), не смотря на изначальные планы агрессоров, была глобальным вооруженным конфликтом, в котором участвовало 62 государства. Потери, понесенные в результате войны, поражают своими масштабами. Погибло более 50 млн. человек (эта цифра не может быть названа окончательной). Экономика большинства воевавших стран была подорвана.

Вторая мировая  война подтолкнула мировое сообщество к третьей научно-технической  революции, так как, в ходе войны, помимо людей были использованы новейшие технические средства. Наука в  эти годы стала превращаться в непосредственную производительную силу. Были изобретены: атомная бомба, радар, ракеты, транзисторы, телевидение, синтетические волокна, пенициллин, водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивные самолеты и другое.

На мой взгляд, к наиболее важным последствиям Второй мировой войны можно отнести:

1. Создание ООН с обязательствами стран участников о неприменении оружия массового поражения и соблюдении прав и свобод человека.

 2.  Научные разработки, которые, именно в годы Второй мировой войны, имели форсированный характер и все больше становились производительной силой.

3. Вследствие Нюрнбергского процесса были осуждены виднейшие пособники фашизма: 12 из них были повешены, 3 — приговорены к пожизненному заключению. 4 – получили от 10 до 20 лет тюремного заключения, а 3, несмотря на протесты со стороны советских судей, были оправданы. Фашизм был официально запрещён в мире и признан незаконным.

Таким образом, Первая и Вторая мировые войны  оказали колоссальное воздействие  не только на всемирно-исторический процесс, но и на мировоззрение, а также морально-этические устои мирового сообщества.  
Войны обнажали уже существующий экономический кризис, делали его явным, они же вынуждали искать пути выхода из него, т.е. некоторым образом даже способствовали развитию общества.

 

Задание 4. Охарактеризуйте основные этапы, задачи и результаты модернизации России в XIX в. Выделите наиболее важные достижения, обоснуйте свой выбор.

Ответ:

XIX век является переломным  моментом в отечественной истории.  На протяжении этого столетия активно велась модернизация Российской империи. За период с 1801г по 1894г сменилось четыре императора, каждый из которых производил реформы, тем самым подготавливая почву для следующих изменений.

Таким образом, можно выделить четыре этапа модернизации XIX века в России, соответствующих периоду правления того или иного императора. 

1. Правление  Александра I (1801-1825). 

В марте 1801г, в  результате переворота и смерти Павла I, на престол вступил Александр I. В своей деятельности он стремился руководствоваться идеями «просвещенного абсолютизма». При Александре I были отменены многие указы его отца и создан негласный комитет, который разрабатывал основы реформ в различных сферах жизни. Таким образом, в 1802г, коллегии были заменены министерствами, которые отчитывались непосредственно перед императором. Первоначально было создано 8 министерств (морское, военное, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения). Сенат стал высшим контрольным учреждением. В 1810г был утвержден государственный совет, состоящий из высших сановников. В его функции входило выступать с законодательными предложениями. В 1801г Александр I разрешает недворянам покупать землю для обработки ее наемным трудом. В 1803г был издан указ «о вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крепостных крестьян с наделением их замлей. В 1808-1809 было запрещено продавать крестьян и ссылать их по воле помещиков. Реформы затронули также сферу образования. Вводится преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями и университетами.  

2. Правление Николая I (1825-1855). 

Главной задачей  Николай I считал укрепление власти дворян с опорой на армию и бюрократический  аппарат. При его правлении создается сначала II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, а затем и III Отделение Собственной Е.И.В. канцелярии. Вводится также корпус жандармов, исполняющий роль политической полиции. В 1837г был проведен ряд преобразований в области крестьянского вопроса. Государственным крестьянам давалось частичное самоуправление, и пересматривался порядок наделения крестьян землей и обложения податями. По указу «Об обязанных крестьянах» 1842г помещики могли давать личную свободу крестьянам, но последние несли определенные повинности за пользование землей. Данный указ был следующим шагом на пути к отмене крепостного права.  
В 1839-1841гг была проведена финансовая реформа, проведенная Е.Ф. Канкриным. Он ввел в денежное обращение серебряный рубль и установил обязательный курс ассигнаций, чем укрепил финансовое положение страны.  
В 30-х годах XIX века в России начинается промышленный переворот, то есть переход от мануфактуры к фабрике. Как следствие, усиливается специализация регионов, увеличивается городское население, развивается транспорт. В 1837г прокладывают первую железную дорогу Петербург - Царское Село. Как результат данных преобразований, феодальный строй превратился в тормоз экономического развития страны. Она нуждалась в отмене крепостного права. 

3. Правление Александра II (1855-1881). 

Александр II провел ряд реформ, получивших название «Великих реформ» - крестьянская, земская, судебная, городская  и другие.  
19 февраля 1861г Александр II подписал манифест и положение «о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которым крестьяне получали личную свободу и из нанимателей земли становились ее собственниками. В течение первых двух лет составлялись грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. В течение 20 лет они были «временно обязанными», затем переходили на выкуп. Затем, в течение 49 лет, крестьянин вносил выкупные платежи в пользу государства. Таким образом, Россия вступила на путь капитализма.  В 1861г земская реформа вводит в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания и земские управы, куда входят дворяне, буржуазия, богатые крестьяне. Земства не имели политических прав.  
Судебная реформа 1864г установила гласный бессословный суд, с участием присяжных заседателей, вводится адвокатура, суд становится независимым от администрации. Создается нотариат по ведению наследственных дел, удостоверению сделок, документов. Городская реформа 1870г создает городское самоуправление: городскую думу и управу, решавшую коммунальные вопросы. Во главе думы и управы стоял городской голова.  
Военная реформа 1874г отменила рекрутские наборы и ввела всеобщую воинскую обязанность. Срок службы варьировался от 6 месяцев до 6-7 лет, в зависимости от образования.  Реформа просвещения. С 1863г введен университетский устав, утвердивший определенную автономию университетов. Школьный устав 1864г давал формальное равенство в обучении. В 1870г стали открываться женские гимназии, появились высшие женские курсы. Реформа печати 1865г отменила предварительную цензуру для столичных изданий. Таким образом, данные реформы способствовали превращению России в буржуазную монархию. Однако, пережитки феодализма сохранялись. 

4. Правление  Александра III (1881-1894). 

В 1883г крестьяне  были переведены на обязательный выкуп, а выкупные платежи понижены. Учрежден крестьянский поземельный банк, помогавший крестьянам в выкупе земли; начата отмена подушной подати; принято рабочее законодательство; ограничивалось применение детского труда. В 1889г издан закон «о земских участковых начальниках», ставивший крестьянское самоуправление под контроль администрации. В образовании усиливается сословный характер, повышается плата за обучение, издается «циркуляр о кухаркиных детях», предписывающий не допускать в гимназии детей из низших сословий. Также происходит ужесточение цензуры.  
Не смотря на политику контрреформ, правительство Александра III поощряло развитие капитализма в социально-экономической сфере. 

Задачи:  Не потерять свое место в мире. Для Российской империи стимулом к концентрации усилий на задачах модернизации стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции. Для России характерна догоняющая модернизация, которая определялась высокими темпами промышленного развития, выборочным заимствованием и внедрением организационных, экономических и технических достижений Запада, напряжением внутренних сил страны, государственным регулированием перестроечных процессов. Большая территориальная протяженность страны, разнообразие ландшафтно-климатических условий, пестрый этнографический состав населения, отличающийся не только менталитетом, религией, но и социально-экономическим укладом, осложняли радикальные преобразования российского общества.

Результаты:

Итак, XIX век  был веком больших реформ и перестройки государства. Самым важным достижением этого века, по моему мнению, является отмена крепостного права, поскольку ярко выраженный феодальный строй в крайней степени тормозил дальнейшее социально-экономическое развитие государства. Его отмена подтолкнула Российскую империю к буржуазно - монархическому пути развития. Также большим достижением стал суд присяжных и введение адвокатуры, а главное независимость суда от администрации и его бессословность, что должно было обеспечивать беспристрастность и объективность суда. Данная реформа, вкупе с введением городского и губернского самоуправления, приближает модель управления государством к модели централизованного государства, с присущим ей разделением властей. 

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

 

  1. Первобытная эпоха            А. Крымская война


 

2. Древний мир                   Б. Вторая мировая война


 

3. Средневековье                 В. Пунические войны


 

4. Новое время                Г.  Борьба за огонь как важнейшая причина войн                    

 

 5. Новейшее время               Д. Столетняя война

Ответ: 1-Г, 2-В, 3-Д, 4-А, 5-Б.

 

Список литературы 

1. «История мировой экономики» под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой, М.: ЮНИТИ, 2010г. – 671 с.: ил.

2. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 496 с.

3. История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-207 с.

4.  «История: полный справочник», О.В. Владимирова, М.: Астрель, 2010г.

5. «История России с Древнейших времен до наших дней», В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетино, М:КНОРУС, 2005г

Информация о работе Контрольна работа по истории