Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Аграрные отношения в первой половине 19 века. Состояние сельского хозяйства. Категории зависимых крестьян.
Реформы Александра 2:предпосылки, отмена крепостного права, аграрная реформа, значение реформ.
Сельское хозяйство в пореформенный период. Состояние помещичьих и крестьянских хозяйств. Итоги реформ 60-х годов.
Реформы П.А. Столыпина.
Сельское хозяйство России в XX веке. Борьба между политическими партиями между по аграрному вопросу в начале XX века и накануне революции 1917.
Большевицкое аграрное законодательство. Декрет о земле.

Файлы: 1 файл

аграрные отношения.docx

— 24.88 Кб (Скачать)

    12.Аграрные отношения в первой половине 19 века. Состояние сельского хозяйства. Категории зависимых крестьян.

   В первой половине XIX века сельское хозяйство оставалось главной отраслью российской экономики. Примерно 90% населения страны составляли крестьяне. Развитие сельскохозяйственного производства происходило в основном экстенсивными методами, за счет расширения новых посевных площадей, которые увеличились за полвека на 53%, преимущественно в южных и восточных районах. Внедрение новых методов обработки почвы, новых сортов сельскохозяйственных культур происходило очень медленно, урожайность хлебов в начале века составляла в среднем  три-четыре пуда зерна.

    Частыми были неурожаи, которые приводили к массовому голоду крестьян, гибели скота.

Основной агротехнической  системой оставалось традиционное трехполье, кое-где еще сохранялась подсека, а в степных районах - залежная система. Животноводство имело преимущественно натуральный характер, то есть скот выращивался для домашнего потребления, а не продажу.

   В первой половине XIX века основными категориями крестьян были следующие: помещичьи, государственные и удельные (дворцовые). Помещичьи крестьяне составляли самую большую группу. В 1850-х годах их насчитывалось более 23 млн. человек обоего пола, в том числе 1.5 млн. - дворовых и 540 тыс. - работавших на частных фабриках и заводах.

    Удельный вес крепостных крестьян в начале века составлял 40% по отношению ко всему населению страны. В разных регионах страны соотношение барщины и оброка было различным, поскольку оно зависело от экономической характеристики губернии. Так, в центральном районе, где был высок уровень промысловых занятий крестьян, большое распространение получила оброчная система - от 65 до 90%.

    Государственных крестьян к середине столетия насчитывалось около 19 млн. душ обоего пола. Им предоставлялись земельные наделы, за которые они должны были, кроме государственных податей и сборов, нести и феодальные повинности в виде денежного оброка.

Категория удельных крестьян занимала промежуточное положение  по своему правовому и хозяйственному статусу между вышеупомянутыми  крестьянами. К середине XIX века их насчитывалось  почти два млн. душ обоего пола. Удельные крестьяне несли в пользу царской семьи оброк, платили  государственные налоги и отрабатывали натуральные повинности.

 

13. Реформы Александра 2:предпосылки, отмена крепостного  права, аграрная реформа, значение  реформ.

Отмена  крепостного права

    19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В нем говорилось: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» и им предоставляются «права свободных сельских обывателей».

    В соответствии с манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права, которые были неполными в сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временно обязанным и вынужден был выполнять прежние повинности.

    Государственная казна стала выплачивать помещикам стоимость земель, отошедших в крестьянские наделы. После этого крестьянин в течение 49 лет должен был погасить свой долг государству. Выкупные платежи и все подати крестьяне осуществляли сообща, всем миром. Каждый крестьянин был приписан к своей общине.

    Средний размер надела составлял 3,3 десятины на душу. Выделенных наделов крестьянам не хватало, и они арендовали часть земли у помещиков, выплачивая им деньгами или трудом. Это сохранило зависимость крестьянина от помещика и стало причиной возврата к прежним феодальным формам эксплуатации.

   Отмена крепостного права имела огромное значение для развития капиталистических отношений и созданию рынка свободной рабочей силы, дало возможность развития промышленного производства в России. Однако положение российского крестьянина по-прежнему оставалось крайне тяжелым.

   Остатки крепостнических отношений, долги перед помещиками, государственные налоги легли тяжелым ярмом на крестьянство и явились тормозом в развитии сельского хозяйства.

 

    Крестьянская община с ее правом на землю стала носителем унитарных отношений, сковывавших хозяйственную инициативу наиболее инициативных ее членов.

 

14. Сельское хозяйство в пореформенный период. Состояние помещичьих и крестьянских хозяйств. Итоги реформ 60-х годов.

    В 1880 годы формировались различные крестьянские слои, так стал образовываться слой зажиточных крестьян, которые имели собственные наделы и наделы общинников, которые обеднели. Следующий складывающийся слой был представлен кулаками, ведущими предпринимательское хозяйство. Они применяли наемный труд батраков, огромный объем продукции отправляли на рынок, что способствовало росту уровню товарности их производства. Крестьяне, которые были бедны, составляли также свой слой, среди них выделялась группа дворов, потерявших хозяйственную самостоятельность. Они уходили в города и нанимались батраками, тем самым, формируя рынок труда для промышленных предприятий и кулаков. Данная группа крестьян за свою работу получало определенную оплату, что предоставило им возможность влиять на спрос товаров потребления.

Создание слоя зажиточных крестьян способствовало образованию  стабильного спроса на удобрения, семена, скот, определенной породы, сельскохозяйственные машины, что в результате развивало  рыночное хозяйство России.

     Царское правительство стало в 60-х годах XIX в. на путь реформ, чтобы в период революционного подъема в России укрепить свои позиции и сохранить за представителями помещичьего класса решающее влияние в политической жизни страны. Незначительными уступками растущему в стране капитализму царизм стремился разделить и разъединить те силы, которые требовали коренных политических преобразований. Однако независимо от намерений стоявших у власти помещиков-дворян осуществление даже таких ограниченных реформ явилось шагом на, пути, превращения царской России в буржуазную монархию.

Отмена крепостного права  в 1861 г. и последовавшие затем  реформы в области местного управления, суда, просвещения, печати и т. д. создали  более благоприятные условия  для развития капитализма. Несмотря на свою половинчатость и незавершенность, реформы 60-х годов на этапе перехода России от феодализма к капитализму  имели прогрессивное значение.

Ограниченность реформ 60-х  годов объясняется тем, что вследствие неорганизованности и распыленности  общественных элементов, кровно заинтересованных в экономических и политических преобразованиях, революционная ситуация  в Россия не переросла в революцию. Угнетаемые на протяжении многих веков крестьянски массы тогда были способны лишь на разрозненные стихийные восстания.

 Царское правительство,  подавив крестьянские восстания,  сломило слабые еще силы революционного  движения и осуществило бюрократическим  путем свою программу половинчатых  реформ. В результате этого дальнейшее  развитие капитализма в России  пошло по «прусскому пути»,  определившему безмерно мучительное  будущее для «освобожденного»  крестьянина.

 

15. Реформы П.А. Столыпина

Аграрная  реформа 

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина  было создание широкой прослойки  богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись  от общины и не оглядываясь на «убогих  и пьяных», они могли резко  увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий  надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать  укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил  земские учреждения на некоторые  губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы  в западных губерниях, исторически  зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения  белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор  в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении  рабочего вопроса годы премьерства  Столыпина стала работа Особого  совещания в 1906 и 1907 годах, которое  подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты  труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма  рабочих, страховании несчастных случаев  и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции  промышленников и рабочих (а также  тех, кто подстрекал последних к  неповиновению и бунту) были слишком  далеки друг от друга и найденные  компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого  рода революционеры).

Национальный  вопрос

Столыпин прекрасно понимал  всю важность этого вопроса в  такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником  объединения, а не разобщения народов  страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое  бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой  они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все  народы должны иметь равные права  и обязанности и быть верны  России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие  внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

 

16. Сельское хозяйство  России в XX веке. Борьба между политическими партиями между по аграрному вопросу в начале XX века и накануне революции 1917.

Урбанизация – объективный  процесс, однако, в СССР и России он развивался в сложных исторических условиях и приобрел специфические черты.

Во-первых, российская деревня  вместе со всей страной прошла через  ряд исторических катаклизмов, связанных  с изменением общественного строя  в 1917 г., Гражданской войной 1918–1920 гг., разрушительной Великой Отечественной  войной 1941–1945 гг. Эти события нарушали естественно – историческую эволюцию сельского хозяйства и подрывали  производительные силы деревни.

Во-вторых, в течение небольшого исторического периода в России был осуществлен ряд радикальных  изменений аграрных порядков (Столыпинская реформа 1906–1912 гг., социалистические преобразования 1917–1918 гг., коллективизация 1929–1932 гг., аграрная реформа 1990-х годов), в ходе которых на селе кардинально трансформировались отношения собственности и социально-экономические условия хозяйственной деятельности.

В-третьих, сокращение сельскохозяйственной занятости не сопровождалось адекватным ростом производительности аграрного  труда, вследствие чего страна испытывала перманентные продовольственные трудности, а сельское хозяйство – дефицит рабочей силы.

В-четвертых, деревня, несмотря на высвобождение трудовых ресурсов из аграрного сектора, оставалась внутренней сферой сельского хозяйства; в сельской местности слабо развивалась  промышленность, сфера услуг и  другие несельскохозяйственные отрасли, что стимулировало интенсивную  миграцию населения в крупные  промышленные центры. В результате сельская местность обезлюдела, существенно  сократилась численность сельских поселений (с 500 тыс. в начале века до 150 тыс. к началу 1990-х годов), а общество потеряло социальный контроль над значительными территориями.

Россия в начале ХХ века являлась мировым лидером по общему объему сельскохозяйственной продукции.

 

17. Большевицкое аграрное законодательство. Декрет о земле.

Декрет о земле  - законодательный  акт Советского государства в  области земельных отношений, принятый 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. Декрет подготовлен  В.И. Лениным и представлен съезду в докладе о земле. Декрет отменял  помещичью собственность на землю  без всякого выкупа и передавал  помещичьи, удельные, монастырские, церковные  земли со всем инвентарем и постройками  в распоряжение волостных и земельных  комитетов и уездных Советов  крестьянских депутатов, на которые  возлагалась обязанность строжайшего  соблюдения порядка при конфискации  помещичьих имений. В Декрете о  земле определялись новые принципы землевладения и землепользования; право частной собственности  на землю отменялось, запрещалась  продажа, аренда и залог, вся земля  обращалась во всенародное достояние (т.е. переходила в государственную  собственность, что означало национализацию земли); земельные участки с высококультурными  хозяйствами, питомники, конные заводы и прочее, а также весь хозяйственный  инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование государства  или общин; право пользования  землей получали все граждане при  условии обработки ее своим трудом, семьей или в товариществе без  наемного труда на основе уравнительного землепользования. Конфискация инвентаря  не касалась малоземельных крестьян. По декрету земли рядовых крестьян и казаков не конфисковывались. По Декрету о земле крестьяне получали бесплатно свыше 150 млн. десятин земли, освобождались от уплаты 700 млн. руб. золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю, достигшую к этому времени 3 млрд. руб.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"