Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:42, контрольная работа

Краткое описание

Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении преобразований Петра Великого, но, вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя, все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны.

Оглавление

1. Предпосылки преобразований Петра I
2. Петровские реформы
2.1 Военная реформа
2.2. Реформа органов власти и управления
2.3 Реформа промышленности и торговли
2.4 Реформа сословного устройства русского общества
2.5 Церковная реформа
2.6 Реформа в области образования, культуры и быта
3. Методы проведения реформ, их результаты и цена
Литература

Файлы: 1 файл

История_.docx

— 32.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

1. Предпосылки преобразований Петра  I

2. Петровские реформы

2.1 Военная реформа

2.2. Реформа органов власти и  управления

2.3 Реформа промышленности и  торговли

2.4 Реформа сословного устройства  русского общества

2.5 Церковная реформа

2.6 Реформа в области образования,  культуры и быта

3. Методы проведения реформ, их  результаты и цена

Литература

 

 

 

1. Предпосылки преобразований Петра Великого

 

Два с  половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении преобразований Петра Великого, но, вне зависимости  от точки зрения того или иного  исследователя, все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В царствование Петра Первого были проведены  реформы во всех областях государственной  жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век, социально-экономические  преобразования того времени послужили  предпосылками реформ Петра, задачей  и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Каковы же были предпосылки петровских реформ? петр великий реформа

Россия  была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность  для независимости русского народа.

Промышленность  по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно  уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части  состояло из отсталого дворянского  ополчения и стрельцов, плохо  вооруженных и обученных. Сложный  и неповоротливый приказной государственный  аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение  почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и  вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического  развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Но следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли  первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и  географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие  районы. Развивалась внутренняя и  внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все  более отчетливо оформляется  абсолютизм.

Получили  дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы  открыли ряд новых земель в  Сибири.

Так же можно  отметить, что во второй половине XVII в. в России развивается тенденция  перехода от сословно представительной к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя: изменился  состав Боярской думы в сторону дворянства.

Остро стоял  вопрос о реформировании вооруженных  сил. Стрелецкие полки утратили свою боеспособность. Для большинства  дворян военная служба стала обременительной.

Что касается внешней политики, то Россия потерпела  поражение с Польшей, также были предприняты в 1687 и 1689г.г. два неудачных  похода против Крымского ханства.

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

 

 

 

2. Реформы Петра I

 

Всю государственную  деятельность Петра I условно можно  разделить на два периода: 1696-1715 и 1715-1725 гг.

Особенностью  первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что  объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего  на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом  и часто не приводили к желаемому  результату. Кроме государственных  реформ на первом этапе проводились  обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде (1715-1725гг.) реформы были более планомерными.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и  русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие  реформы: военную, органов власти и  управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также  в области культуры и быта.

Как уже  было сказано, основной движущей силой  петровских реформ была война. Вот почему военная реформа была одной из самых важных в жизни России.

 

2.1 Военная реформа

 

В этот период происходит коренная реорганизация  вооруженных сил. В России создается  мощная регулярная армия и в связи  с этим ликвидируется поместное  дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские  полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с  общеармейскими уставами.

Армия и  флот всегда были главным предметом  заботы императора. Однако военные  реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они  оказывали очень большое, часто  решающее, влияние на другие стороны  жизни государства. Ход же самой  военной реформы определялся  войной.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

- создание  боеспособной регулярной армии,  одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность  воевать со своими основными  противниками и побеждать их;

- появление  целой плеяды талантливых полководцев  (Александр Меньшиков, Борис Шереметев,  Федор Апраксин, Яков Брюс и  др.);

- создание  мощного военного флота.

 

2.2 Реформа органов власти и управления

 

Из всех преобразований Петра центральное  место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его  звеньев.

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый  комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов  власти и управления. Их сущностью  было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

Взамен  устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное  число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также  четко разграничены.

Поначалу  каждая коллегия руководствовалась  своим регламентом, но в 1720 был издан  обширный “Генеральный регламент”, определивший их единообразное организационное  устройство и порядок деятельности.

Всю пирамиду государственной власти венчал император. После подписания Ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был  ограничен в своих полномочиях  и правах никакими высшими административными  органами власти и управления. Император  обладал всей полнотой власти в государстве.

Монарх  был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции  было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной  и исполнительной власти.

Система государственного управления, созданная  в первой четверти XVIII в. сохранилась  и после смерти Петра 1.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов  власти и управления на местах. Указом от 18 декабря 1708 г. вводится новое административно-территориальное  деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним расписать  города".

Во главе  губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках  административную, военную и судебную власть. Губернаторы назначались  царскими указами только из числа  близких к Петру I дворян.

Вся эта  сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении  своей диктатуры на местах.

 

2.3 Реформы промышленности и торговли

 

В промышленности России в этот период произошел настоящий  скачок, выросла крупная мануфактурная  промышленность, главными отраслями  которой являлись металлургия и  металлообработка, судостроение, текстильная  и кожевенная промышленность.

Совершенно  очевидно, что в России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное строительство Петровской эпохи  проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20, которые  существовали в конце XVII в.

Сильнейшим  стимулятором государственного строительства  и в целом вмешательства государства  в экономическую сферу стало  неудачное начало Северной войны 1700-1721 гг. Строительство многочисленных мануфактур, преимущественно оборонного значения, осуществлялось не из абстрактных представлений  о развитии экономики или расчетов получить доходы, а было непосредственно  и жестко детерминировано необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием.

Схожая  ситуация возникла и в торговле. Создавая собственную промышленность, государство создавало (точнее - резко  усиливало) и собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли  с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров при продаже  их за границей. Государство захватывало  торговлю примитивным, но очень эффективным  способом - введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Следствием стало расстройство, дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре торгового предпринимательства.

Интересы  развития промышленности и торговли, без которых крепостническое  государство не могло успешно  решать поставленные перед ним задачи, определяли его политику в отношении  города, купечества и ремесленного населения. Население города делилось на "регулярное", владевшее собственностью, и "нерегулярное". В свою очередь, "регулярное" делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ко второй - мелкое купечество и  ремесленники. Правом выбора в городские  учреждения пользовалось только "регулярное" население.

Особенностью  промышленности было то, что она  основывалась на принудительном труде. Это означало распространение крепостничества  на новые формы производства и  новые сферы экономики.

Два самых  важных последствия активного государственного промышленного строительства: создание мощной экономической базы, столь  необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который  уже встали европейские народы.

 

2.4 Реформа сословного устройства русского общества

 

Серьезные изменения произошли в системе  феодальной собственности, владельческих  и государственных повинностей  крестьян, в податной системе, еще  более укрепилось власть помещиков  над крестьянами. В первой четверти XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии (1714) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля  и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика.

Указ  о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс - сословие дворян - и укрепил его господствующее положение.

Петр  ставил своей целью создание могущественного  дворянского государства. Для этого  нужно было распространить среди  дворян знания, повысить их культуру, сделать  дворянство подготовленным и пригодным  для достижения тех целей, которые  ставил перед собой Петр. Между  тем, дворянство в большинстве своем  не было подготовлено к их пониманию  и осуществлению. Петр добивался  того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело  править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно  было, прежде всего, распространить среди  дворян образование. Петр установил  новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был  учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину  не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась  во внимание при назначении на должность  и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели  возможность получить любой военный  или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.

Государственная служба регулировалась введенной в 1722 г. “Табелью о рангах”. Новый  закон разделил службу на гражданскую  и военную. В нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. “Табель о рангах” давала возможность  не дворянам, получать потомственное  дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой  и старой формации, получали земли  и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"