Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:42, контрольная работа

Краткое описание

Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении преобразований Петра Великого, но, вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя, все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны.

Оглавление

1. Предпосылки преобразований Петра I
2. Петровские реформы
2.1 Военная реформа
2.2. Реформа органов власти и управления
2.3 Реформа промышленности и торговли
2.4 Реформа сословного устройства русского общества
2.5 Церковная реформа
2.6 Реформа в области образования, культуры и быта
3. Методы проведения реформ, их результаты и цена
Литература

Файлы: 1 файл

История_.docx

— 32.50 Кб (Скачать)

 

2.5 Церковная реформа

 

Важную  роль в утверждении абсолютизма  играла церковная реформа. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя  патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество  было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший  правительствующий Синод", или  Духовная коллегия, также подчинявшаяся  Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной  политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство  усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной  иерархии и черного духовенства  и явились одной из главных  причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Церковь начинает терять свою независимость  от государства, право распоряжаться  своей собственностью. В 1701 г. царский  указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно  было обращаться в Монастырский приказ.

Сложившиеся отношения между церковью и властью  требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи  Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества  и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована  в "Святейший правительственный  Синод", официально уравненный в  правах с Сенатом. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Церковь стала послушным орудием власти.

 

2.6 Реформа в области образования, культуры и быта

 

Главным содержанием реформ в этой области  было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и  нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Важные  изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных  кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого  не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать  светский характер. Для этого потребовалось  создание новых учебников, пришедших  на смену церковным.

Петр  ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд  решительных мер.

4 января 1700 году в Москве была открыта  школа математических и навигационных  наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы  в Москве, инженерная школа и  морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких  и Уральских заводах. В 1705 была  открыта первая в России гимназия. Целям массового образования  должны были служить созданные  указом 1714 года цифирные школы  в провинциальных городах, призванные  «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721 год.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная  мера для городского населения встретила  яростное сопротивление и была отменена.

Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому  полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием  и развитием сети библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская  газета "Ведомости".

С развитием  промышленности и торговли были связаны  изучение и освоение территории и  недр страны, что нашло свое выражение  в организации ряда крупных экспедиций.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась  и заменялась новой. Камзолы, галстуки  и  жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в  городах старую русскую одежду. Быстрее  всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди  женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

В это  время появились крупные технические  новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области. В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная  Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и  мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать  копии летописей, грамот, указов  и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим  итогом всех мероприятий в области  развития науки и просвещения  было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи приходит портрет.

К первой четверти XVIII в. относятся и попытки  создания русского театра, в это  же время были написаны первые драматургические произведения.

Петр I учредил  ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные  изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению  иностранного, преимущественно  французского языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли  в первой четверти XVIII в., имели большое  прогрессивное значение. Но они еще  больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных  привилегий и сопровождалось широким  распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и  русской культуре в дворянской среде.

 

 

 

3. Методы проведения Петром I реформ и их значение

 

Преобразования  Петра I, направленные на ликвидацию технико-экономической  и культурной отсталости страны, на ускорение ее развития, осуществлялись в основном за счёт жесточайшей эксплуатации и принуждения. Осуществление реформ во многом было связано с личностью  самого Петра I, который являлся крупным  государственным деятелем, действовал с исключительной целенаправленностью, смело ломая рутинные порядки  и учреждения, с упорством преодолевая  бесчисленные трудности, беспощадно расправляясь со своими противниками. Выдающийся политик, обладавший широкими знаниями, военный  деятель и дипломат Петр I умел в  тех сложных условиях быстро оценивать  обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач. В то же время изменения и реформы  осуществлялись на крепостнической  основе, сопровождались распространением крепостнических отношений на новые  территории и новые категории  населения, на новые сферы экономической  жизни.

Проводившиеся реформы страны тяжелым бременем легла, прежде всего, на плечи крестьянства, простого люда. Крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и  сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии  и флота, строительства столицы  и других расходов.

С другой стороны, реформы шли среди глухой и упорной внутренней борьбы: участники  четырех страшных мятежей и трех заговоров выступали против нововведений, за сохранение старины, ее понятий и  предрассудков.

Резкое  усиление прямых налогов с купцов как наиболее состоятельной части  горожан, насильственное сколачивание торговых компаний (форма организации  торговли, казавшаяся Петру наиболее подходящей в российских условиях) — только часть средств и способов принуждения, которые он в значительных масштабах применил к купечеству, ставя главной целью получить как можно больше денег для казны. В русле подобных мероприятий следует рассматривать и принудительные переселения купцов (причем из числа наиболее состоятельных) в Петербург — неблагоустроенный, долгое время, в сущности, прифронтовой город, а также административное регулирование грузопотоков, когда купцам четко указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать.

Государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную их часть на строительство флота, содержание армии, инвалидов, школ и на другие расходы. Было запрещено создание новых и  ограничено число монахов в существующих монастырях. Эти действия Петра вызвали  недовольство церковной иерархии и  черного духовенства, и явилось  одной из главных причин их участия  во всякого рода реакционных заговорах.

Мнения  о реформе Петра чрезвычайно  расходились уже при его жизни. Небольшая кучка ближайших соратников Петра держалась мнения, которое  впоследствии Ломоносов формулировал словами: “он Бог твой, Бог твой был, Россия”. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр был антихристом. Но и те, и другие исходили из того общего представления, что Петр совершил радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю.

Масштабы  изменений, произошедших за время правления  Петра огромны. Значительно выросла  территория страны, которая после  многих веков борьбы получила выход  к морю и ликвидировала состояние  политической и экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных  отношений и превратилась в великую  европейскую державу. В России в  это время возникла мануфактурная  промышленность, в которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объем экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесен сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта.

Все эти  изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических  отношений в стадию разложения и  зарождения в их недрах новых буржуазных отношений. Направленная на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и  развитие, они имели огромное прогрессивное  значение.

 

 

 

Список  литературы

 

1. Анисимов Е.В. Время петровских  реформ. - Л.:Лениздат,1989.

2. Анисимов Е.В., Каменский А.Б.  Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.

3. Мальков В.В. Пособие по истории  СССР для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа,1985.

4. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

5. Соловьев С.М. Об истории  новой России. - М.:Просвещение,1993.

6. Ю.Н.Титов. Абсолютизм в России. Советское государство и право. 1973.

Размещено на Allbest.ru




Информация о работе Контрольная работа по "Истории"