Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 06:29, контрольная работа

Краткое описание

1. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е годы.
Локальные этнополитические конфликты, охватившие территорию бывшего Советского Союза – так называемое постсоветское пространство – были, на наш взгляд, предопределены распадом СССР и последующими за ним глобальными пертурбациями на международной арене.
2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа 23.11..doc

— 485.00 Кб (Скачать)
  1. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е годы.

Локальные этнополитические конфликты, охватившие территорию бывшего Советского Союза – так называемое постсоветское пространство – были, на наш взгляд, предопределены распадом СССР и последующими за ним глобальными пертурбациями на международной арене. К общим причинам конфликтов на постсоветском пространстве можно также отнести внутреннюю политику правящей элиты в бывших советских республиках,        в ходе которой новые руководители зачастую не учитывали интересы национальных меньшинств и населения отдельных территорий, игнорируя законные требования о сохранении статуса сложившейся исторически автономии, нарушая права и свободы отдельных групп населения.                    В результате «малые народы» столкнулись с угрозой утраты этнической самоидентификации, заявили о желании развиваться самостоятельно, что стало причиной возникновения так называемых «непризнанных» государств и осуществления военных операций по восстановлению контроля центральных властей над пытающимися самоопределиться территориями1. Такова преимущественная оценка причин и характера конфликтов в современной отечественной историографии. 

Однако для  формирования непредвзятой точки зрения на причины и характер вышеназванных событий лучше всего обратиться                                  к первоисточникам, каковыми для любого исследователя событий в их ретроспективе служат исторические документы, связанные с изучаемыми событиями.

 Что касается событий как таковых: на территории РФ в 1990-е годы наиболее масштабным противостоянием стал конфликт в Чечне;                       на территории СНГ – нагорно-карабахский, приднестровский, межтаджикский конфликты традиционно вызывают наибольший интерес исследователей.         В каждом из перечисленных нами конфликтов есть свои составляющие и особенности политического, идеологического, экономического, национального, этнического и религиозного, демографического, исторического, языкового характера. А также характера географического. Именно географические особенности можно отследить, используя карты          в качестве основного источника для исследования.

Хотелось бы подчеркнуть, что вследствие ограниченности объема контрольной работы мы не ставили целью раскрыть сущность и течение каждого из анализируемых ниже конфликтов. Задача, поставленная в данном случае – проработать имеющийся в свободном доступе массив документов касательно локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг., была выполнена нами по следующей схеме: работа с документами, касающимися начала военных действий в Чечне; работа с картами, освещающими характер конфликта и позиции сторон в нагорно-карабахском противостоянии; анализ  заключенного соглашения по межтаджикскому конфликту как документальный пример разрешения противоречий дипломатическим путем. Таким образом, работа проделана с различными по характеру источниками, представляющими наглядно при этом все основные фазы локального конфликта.

Итак, найденные документы касательно правовой базы прямого военного конфликта в Чечне.

В первую очередь, это  Указ "Об объявлении суверенитета Чеченской  Республики". Издан 1 ноября 1991 г. Д.Дудаевым в качестве президента Чеченской Республики. Это первый Указ Д. Дудаева на данном посту. Текст документа позволим себе привести полностью: «Руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете республики и волеизъявлением граждан Чеченской Республики, выраженным прямыми и всеобщими выборами, объявить о государственном суверенитете Чеченской Республики с 1 ноября 1991 года».2 Этот документ, исходя из его содержания, де-юре обозначил притязания новых чеченских лидеров, которые до того были известны           де-факто, в чем мы видим главное его значение.

Ответом на Указ Д.Дудаева от 01.11.1991 г. можно считать Указ            «О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской Республике» 3. Указ был подписан Б.Ельциным 8 ноября 1991 г. Значение документа в том, что в тексте приводятся конкретные меры в отношении мятежного субъекта федерации, как то: введение чрезвычайного положения, установления особой формы управления – Временной администрации Чечено-Ингушской Республики (здесь и далее - ЧИР), запрет любых общественных акций (митингов, забастовок), установление особого порядка передвижение внутри республики и за ее пределы и т.п. И хотя эти меры предусматривались лишь на период 9 ноября, однако их характер позволяет сделать вывод о серьезности создавшегося положения и опасений центра перед сложившейся   в ЧИР ситуацией.

Следующий документ - Постановление № 75-1ГД "О политическом урегулировании отношений федеральных органов государственной власти      с органами власти ЧР"4 - был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 25 марта 1992 г. Постановление выдвигает в качестве предварительного условия для начала переговоров проведение в Чечне под международным контролем новых выборов в республиканские органы власти и в российский парламент, то есть смену мятежных лидеров.

Особое значение имеет Указ Президента Российской Федерации                    № 2137с "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики"5, подписанный Б.Н.Ельциным 30 ноября 1994 г. Документ этот был засекречен, однако его текст был опубликован  уже в следующем году группой депутатов-активистов. Этот Указ предусматривал разоружение и ликвидацию вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, а фактически он стал правовой основой для начала активных военных действий между федеральными военными силами и вооруженными отрядами республики. Указ предусматривал осуществление мер чрезвычайного положения в Чечне, предоставлял особые - в том числе и не предусмотренные Конституцией и законами РФ - полномочия группе руководства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований.

Указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории ЧР и в зоне осетино-ингушского конфликта"6, был принят 9 декабря 1994 г. Президентом Российской Федерации. В соответствии с текстом документа федеральное правительство могло "использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех незаконных вооруженных формирований". На наш взгляд, этот Указ созвучен предыдущему и оба они противоречат Конституции 1993 г.: согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,             не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 

Окончательно  военное течение конфликта в  Чечне закрепляет Постановление № 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности РФ, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории ЧР и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа"7: документ принят правительством РФ 9 декабря 1994 г. Основное его значение, по нашему мнению, состоит в том, что на ряд министерств и ведомств возлагаются обязанности по введению и поддержанию на территории ЧР особого режима, подобного чрезвычайному, без формального объявления там чрезвычайного или военного положения. Примечательно, что данное Постановление действует до сих пор.

Конфликт между Азербайджаном  и Арменией по Нагорному Карабаху    в основе своей имеет территориальный спор двух независимых государств, имеющих общую границу, а потому при изучении конфликта необходимо обратиться к политической карте региона.

Карта территории Нагорного  Карабаха8

Однако вследствие ограниченности объема работы представляется целесообразным охарактеризовать данный конфликт схематически с помощью соответствующей карты (Прил. 1). Стоит отметить, что настоящее время данный конфликт «заморожен».

Единственный в СНГ  конфликт, который удалось разрешить  дипломатическим путем – межтаджикский. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия9 положило начало процессу миростроительства в этой центрально-азиатской стране, которая оказалась погруженной с 1990 г. в межклановое, межэтническое, политико-религиозное вооруженное противостояние. Документ подписан в Москве 27 июня 1997 г. Президентом Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмоновым и Руководителем Объединенной таджикской оппозиции С.А. Нури. Соглашение включает         в  себя Протокол об основных принципах установления мира и национального согласия в Таджикистане, Протокол по политическим вопросам, Протокол по военным вопросам, Протокол по вопросам беженцев, Протокол о гарантиях осуществления Общего соглашения – договоренности, заключенные ранее.

Значение данного документа  в том, что стороны взяли на себя обязательства перед лицом  мирового сообщества о выполнении достигнутых договоренностей в полном объеме и прекращении конфликта в Таджикистане, обеспечении амнистии, проведении свободных выборов и восстановления экономики страны, разрушенной многолетним противостоянием.

Таким образом, очевидно, что в основе самостоятельного изучения такого социально-политического явления как локальный конфликт могут и должны быть положены правовые акты, дипломатические соглашения и политические и исторические карты, а выбор вида источника должен зависеть от цели, преследуемой исследователем и особенностей конкретного конфликта.

  1. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.

Нет необходимости обосновывать тот факт, что с 1950-х годов пути развития стран Восточной Европы и Советского Союза были тесно связаны как в области управления государством, так и в организации хозяйственной деятельности – за счет приверженности  принципам социализма. «Идея социализма как процесса борьбы за обеспечение социальной справедливости и условий для свободного, всестороннего развития каждого человека поддерживается во многих странах мира. И в некоторых из них имеются немалые достижения в этом плане, хотя они и не называются социалистическими»10. На всем протяжении периода 1950-1980-х гг. новые шаги советской политической элиты так или иначе меняли направление марша восточноевропейских «товарищей» и наоборот. Однако, на наш взгляд, можно утверждать, что это взаимное влияние не было равнохарактерным: так новые тенденции в развитии СССР переносились в страны ЦВЕ в той же направленности, а вот инициативы восточноевропейских лидеров                    по либерализации экономической и политической жизни общества, как правило, отражались на Советском Союзе и всем блоке ОВД новым ужесточением политики, то есть носили направленность обратную. Однако взаимосвязь присутствовала всегда.

Если мы обратимся  к событиям начала 1980-х годов, заявленный нами тезис о направлениях взаимосвязи опять-таки подтверждается. На тот момент кризис тоталитарного социализма становится всеобщим - экономическим, социальным, политическим и моральным; катализатором процесса мог быть малейший толчок. И таким толчком стало именно начало перестройки               в СССР - либерализация внутриполитическая и внешнеполитическая повлекла за собой новую «оттепель» во всем соцблоке. М.С.Горбачёв стал всячески поддерживать в странах Центральной и Юго-восточной Европы сторонников перемен и “обновления социализма”. Прежнее руководство лишилось поддержки СССР. Кроме того, СССР признал право народа на выбор пути развития. Для народов Восточной Европы это означало, что советская интервенция теперь вряд ли возможна. По мнению А. Лапшина и Б. Шмелева, именно либерализация в СССР послужила отправным пунктом для целого ряда ключевых событий в Восточной Европе11.

Этот момент представляется нам точкой бифуркации, по прошествии которой уже Советский Союз в  своем развитии вынужден испытывать влияние  новых тенденций в странах ОВД. На наш взгляд, следующие события так или иначе оказали влияние на дезинтеграционные процессы в Советском Союзе.

Крах  “железного занавеса”. В политике новых лидеров восточноевропейских стран проявляется основная линия - ликвидация тоталитаризма. Во внешней политике поворот этот был особенно резок. Демократические силы добиваются вывода советских войск со своей территории. Все международные организации, созданные странами Восточной Европы при участии СССР, были в итоге распущены.

Крушение Берлинской стены. В ГДР в 1980-е годы всё настойчивее провляются требования присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада. С крахом “железного занавеса”, разделявшего Европу все годы “холодной войны”, разрушены и «стены» между западными и восточными немцами. В первые же дни революции в ГДР был разрешён свободный переход в Западный Берлин – в итоге  Берлинская стена перестает существовать.

Крах  тоталитарного социализма. В 1989-1990 г. во всех восточноевропейских государствах происходят радикальные перемены, результат которых - коммунистические партии отстранены от власти. Предлагаемая в литературе классификация: а) «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно,    без насилия и крови, определенное исключение составили лишь Румыния и Югославия); б) демократические революции (подразумевается переход от тоталитаризма к демократии). Наиболее аргументированная и общепринятая точка зрения, исходя из анализа специальной литературы, заключается в том, что это были массовые народно-демократические революции. В итоге общественных выступлений (особенно в ГДР, Чехословакии, Румынии)            к власти приходят новые политические силы, которые инициируют перемены революционного содержания. В Польше, Венгрии, Югославии они хотя и       не сопровождались массовыми движениями именно в это время, но явились результатом длительных эволюционных процессов 80-х годов. Эта эволюция произошла под давлением масс и привела к революционным политическим переменам. Обращает на себя внимание масштабность перемен на рубеже      80-90-х годов. В течение примерно года, с середины 1989 до середины 1990 г., произошла серия революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Имело место невиданное в Европе с 1848 г. явление - цепная реакция воздействия одной страны на другие. В июне 1989 г. антисоциалистическая оппозиция победила на парламентских выборах в Польше. В октябре этого же года на съезде Венгерской социалистической рабочей партии победило реформаторское направление, которое реорганизовало ВСРП в социал-демократическую партию и высказалось за рыночную экономику, многообразие форм собственности. В ноябре пленум ЦК Болгарской компартии сместил Т.Живкова, а в Чехословакии после студенческих волнений КПЧ была отстранена от власти. В ноябре-декабре 1989 г. было сформировано коалиционное правительство в ГДР. Декабрь принес свержение режима Чаушеску в Румынии. В январе 1990 г. произошел фактический распад СКЮ, началась дезинтеграция Югославии. В мае 1990 г. всеобщая стачка привела     к формированию коалиционного правительства в Албании.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"