Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:13, реферат
Сельджуки (тур. Selçuklular, туркм. Seljuklar, азерб. Səlcuqlar, перс. سلجوقیان Saljuqiyân, араб. سلاجقة Saljuq, as-Salājiqa) - ветвь огузов, из племени кынык, которые, подобно туркменам, османам, гагаузам и азербайджанцам принадлежат к западным тюркам. Имя получили от главного вождя своей орды, Сельджука, поселившегося, по преданию, в 955 году в Дженде на Сыр - Дарье; его внуками были завоеватели Тогрул - бек и Чагры - бек. Общий очерк завоеваний Сельджуков и их правления. Единовластными султанами Сельджуков были Тогрул - бек (1035, 1058 - 1063), сын Чагрыл- бека Алп - Арслан (1063 - 1072), Мелик-шах (1072 - 1092).
Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов, и вместе с зависимыми народами – христианами, евреями, персами и др. – они построили одну из величайших известных миру цивилизаций. Период с 8 по 12 вв. положил начало большой массе произведений великой арабской литературы в форме поэзии и прозы, блестящей традиции художества, тщательно разработанным и сложным юридическим кодексам и философским трактатам, богатой палитре географических и исторических исследований, а также большому прогрессу науки, особенно, в области астрономии, медицины и математики.
В первые века своего существования
арабская империя была политически
объединенной под властью халифов,
но к середине десятого века началась
ее фрагментация и вскоре она пала
жертвой
крестоносцев, монголов и турок. В 16 в.
османские турки завоевали весь арабский
мир, разделив его на провинции своей империи.
В 19 в. англичане и французы фактически
установили контроль над большей частью
Северной Африки в то время как в Египте
и Сирии нарастала волна требований арабской
независимости.
Религия: В объединении
арабских племен в единое централизованное
государство большую роль сыграла исламская
религия. В 630 году большинство арабских
племен приняло ислам, признало власть
Мухаммеда. В результате арабских завоеваний
ислам стал мировой религией. Большинство
народа признало Мекку центром исламской
религии. Слово "Ислам" означает "покорный
Богу" (от арабского "муслим" - "уверовавший").
Язык: Арабские государства
- Египет, Сирия и Палестина были странами
богатой древней культуры. В этих странах
арабский язык получил широкое распространение.
Он постепенно становился языком делопроизводства,
литературы, науки.
Наука: "Главное достоинство человека - это знание", - говорили арабы. В халифате развивались астрономия, математика, география и другие отрасли науки. В городе Багдаде работала большая библиотека. В Багдаде и Дамаске имелись обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, арабские астрономы высчитали площадь земли, описали порядок расположения звезд на небе.
Литература: Самым выдающимся произведением арабской литературы являются сказки "Тысячи и одной ночи".
Архитектура: Арабские зодчие строили сказочные дворцы, мечети, крепости, некрополи. Например, знаменитая мечеть Омара была одним из выдающихся творений архитектурной мысли.
Дома арабов
украшались орнаментами, высеченными
на камне, а стены и полы - блестящими кирпичами,
мозаикой. Росписи арабской вязью и сложные
узоры, основанные на формах растений
и геометрических фигур, называются "арабесками".
Культурное развитие: Арабские
страны Северной Африки и Пиренейского
полуострова добились выдающихся успехов
в своем культурном развитии. Арабское
государство Кордова на Пиренейском полуострове
превратилась в основной культурный центр
средневековой Европы. Здесь возникло
много крупных учебных заведений (Кордовский
университет и др.). Труды арабских ученых
по астрономии легли в основу европейской
астрономической науки. Название
многих звезд и других небесных светил,
терминов наук и культур арабского происхождения.
Труды выдающихся арабских философов,
как Аверроэс (Ибн Рушд Мухаммед) оказали
огромное влияние на дальнейшее развитие
европейской философии. Учение Аверроэса
о вечности сотворения мира поставило
под сомнение утверждение ислама о сотворении
мира Богом. Арабские ученые
и путешественники внесли большой вклад
в развитие географической науки. Историк
и географ Аль-Масуди написал 30-томную
историко-географическую энциклопедию
"История Эпохи". Арабские путешественники
побывали в Европе, странах Азии, Африки.
Собирали интересные сведения, составляли
карты многих стран и морей.
Распад
государства: В VIII-IX вв. в Арабский халифат распался
на отдельные независимые государства.
В 1258 г. монгольские войска
во главе с внуком Чингисхана Хулагу захватили
Багдад. Последний халиф Мустасим был
убит, Арабский халифат как государство
прекратил свое существование.
Источники:
Скифы (греч. Skythai), общее название основного населения Северного Причерноморья, состоявшего из родственных племён североиранской языковой группы индоевропейской семьи. Скифы были родственны савроматам (сарматам), массагетам и сакам. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с 14 в. до н. э. с территории Поволжья на Запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья. Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийцами, которые были вытеснены скифами из Северного Причерноморья к 7 в. до н. э., и походами скифов в Малую Азию. С 70-х гг. 7 в. до н. э. скифы завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале 6 в. до н. э. были вытеснены оттуда мидийцами.
Образование государственности: Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения скифов - степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Между Иигулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их - алазоны, а ещё севернее - скифы-пахари. Границы расселения отдельных племён Скифии (особенно скифов-пахарей) неясны. Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царём.
Археологическое исследование Каменского
городища показало, что оно в эпоху расцвета
Скифского царства являлось административным
и торгово-экономическим центром степных
скифов. Резкие изменения в социальном
строе скифов к 4 в. отразились в появлении
в Приднепровье грандиозных курганов
скифской аристократии, т. н. царских курганов,
достигавших в высоту более 20 м. В них были
погребены цари и их дружинники в глубоких
и сложных по конструкции погребальных
сооружениях. Погребения аристократии
сопровождались захоронением умерщвлённых
жён или наложниц, слуг (рабов) и лошадей.
Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки
с золотыми обкладками ножен, масса стрел
с бронзовыми наконечниками, колчаны или
гориты, обложенные золотыми пластинами,
копья и дротики с железными наконечниками.
В богатых могилах часто встречались медная,
золотая и серебряная посуда, греческая
расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные
украшения, часто тонкой ювелирной работы
скифских и греческих мастеров. Во время
погребения рядовых скифских общинников
совершался в основном тот же обряд, но
погребальный инвентарь был беднее.
В 339 до н. э. царь Атей
погиб в войне с македонским царём Филиппом
II. В 331 до н. э. Зопирион, наместник Александра
Македонского во Фракии, вторгся в западные
владения скифов, осадил Ольвию, но скифы
уничтожили его войско. К концу 3 в. до н.
э. держава скифов значительно сократилась
под натиском сарматов, пришедших из-за
Дона. Столица скифов была перенесена
в Крым, где на реке Салгир (близ Симферополя)
возник город Неаполь скифский, основанный,
вероятно, царём Скилуром. Кроме Крыма,
скифы продолжали удерживать земли в низовьях
Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское
царство в Крыму достигло во 2 в. до н. э.,
когда скифы стремились захватить в свои
руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили
себе Ольвию и ряд владений Херсонеса.
Политическая активность скифов была
временно ослаблена в результате их поражения
в войне против Диофанта, выступившего
на стороне Херсонеса. Однако во 2-й половине
1 в. н. э. при царях Фарзое и Инисмее скифы
вновь усилились и неоднократно воевали
с Боспорским государством. Скифское царство
с центром в Крыму просуществовало до
2-й половины 3 в. н. э. и было уничтожено
готами. Скифы окончательно потеряли свою
самостоятельность и этническое своеобразие,
растворившись среди племён Великого
переселения народов. Название «скифы»
перестало носить этнический характер
и применялось к различным народам Северного
Причерноморья. Скифы оставили неизгладимый
отпечаток в истории. Их успехи в развитии
экономики (ремёсел, земледелия) и военного
дела оказали значительное влияние на
историю и культуру последующих народов
Юга России.
Политическое устройство:
Власть царя была наследственной и обожествлялась.
Она ограничивалась союзным советом и
народным собранием. Происходило выделение
военной аристократии, дружинников и жреческой
прослойки. Политическому сплочению скифов
способствовала их война с персидским
царём Дарием 1 в 512 до н. э. На рубеже 5 -
4 вв. до н. э. царь Атей устранил других
скифских царей и узурпировал всю власть.
К 40-м гг. 4 в. до н. э. он закончил объединение
Скифии от Азовского моря до Дуная.
Искусство: Искусство скифов представляет собой одну из самых ярких областей художественной культуры Северного Причерноморья. Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли злых и добрых духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина. Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов 4-3 вв. до н. э. образы животных получали всё более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах.
Исчезновение царства: Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого Переселения Народов. Греческое наименование «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья, включая средневековую Русь.
Источники:
- Рыбаков Б. С. Геродотова Скифия. М.:Наука, 1979г.
- Агбунов М. В. Путешествие в загадочную Скифию. М., 1989.
- Граков Б. Н. Скифы. М., 1971.
4.Сяньби
Сяньби - племена кочевников. Жили на территории Внутренней Монголии. Выделились из союза дунху в III веке до н. э. Настоящие самоназвание не известно. Этноним «сяньби» - условность. В различных китайских источниках упоминались под именами «Sirbi», «Sirvi», «Sarbi». В 93 г. коалиция Китая, сяньби, динлинов и чешисцев (жителей оазиса Турфан) разбили хуннов в битве при Их-Баян, а около 150 г. сяньбийский Тяньшихуай окончательно прогнал хуннов к Волге.
История: Богатства Китая сильно притягивали к себе кочевников, и в III веке сяньбийский владетельный князь Мохоба перекочевал во Внутренний Китай и поселился около Пекина. В подражание китайским вельможам он нарек свой род фамилией Муюн, и под этим названием его государство вошло в историю. В 281 г. Муюн Шегуй получил от императора титул великого шаньюя, но вскоре отношения испортились, и сяньби начали набеги на Китай. Однако главным противником Шегуя был не громадный бессильный Китай, а маленькое крепкое княжество Юйвэнь, союзное с империей Цзинь. Наследник Шегуя, Муюн Хой, с 285 по 289 г. вел активную войну против Китая и заключил мир, лишь получив признание себя главой всех сяньби. Из-за этого он поссорился со своим северным соседом – державой Юйвэнь, но заключил союз с державой Дуань, скрепленный браком.
В 302 г. юйвэньский шаньюй Мохой осадил Муюна Хоя в Гичене (в Маньчжурии), но был разбит . В 307 г. Муюн Хой объявил себя великим шаньюем сяньби; хотя этот титул отражал лишь его претензии, а не реальное положение, но можно считать 307 год датой основания южносяньбийской державы. Три года спустя 700 сяньбийских семей откочевали на запад и добрались до плоскогорья Цайдам, где на берегах озера Кукунор основали царство Тогон, или Туюйхунь. Название народа восходит к имени его первого вождя, брата Муюна - Хоя. Южные сяньби были убежденными кочевниками, причем даже получаемые товары, продукты, сведения в китайской словесности и наличие городов не могли помешать им жить в юртах и палатках. Самым тяжелым преступлением считалось конокрадство – за это полагалась смертная казнь. Осужденному обертывали голову куском холста и побивали камнями. За прочие преступления налагали денежную пеню или били палками. Административные единицы были не родовые, а военно-территориальные, во главе единиц стояли сотники, тысячники, предводители. Не было постоянных налогов, но в случае необходимости в средствах по разверстке собирали с зажиточных семейств нужные суммы.
Одежда: Одежда их состояла из дохи, длинной сбористой юбки и войлочной шляпы. Женщины заплетали волосы в косы и украшали их жемчугом и золотыми поделками. Тогонцы очень ценили оружие. На вооружении у них состояли лук, палаш, щит и панцирь. Копье не упомянуто; это показывает, что тактика ударного боя еще не вошла в употребление.
Обычаи брака: Брачные обычаи не отличались от хуннских, очевидно, они общие для всех азиатских кочевников. В состав тогонцев, кроме муюнов, вошло племя «белые» сяньби.
Общественное устройство: Говоря о сяньбийцах, необходимо заметить, что к их этническим подразделениям совершенно неприменима принятая в этнографии номенклатура: род, племя, народ, а отсюда и такие социально-политические определения, как, например, племенной союз, государство и т.п. Роды и племена у них были, но либо они возникали и распадались с невероятной быстротой, либо впитывали в себя осколки распавшихся племен, или даже принимали к себе отдельных людей и тем самым меняли свое этническое лицо. Язык отличал их от хуннов; язык и культура– от китайцев; язык и обычаи – от тибетцев; и все время возникали то хунно-сяньбийские, то тибето-сяньбийские, то более или менее окитаенные сяньбийские образования. При этом сяньбийские этносы (только так их и можно назвать) делились, как мы видели на примере Тогона, и начисто забывали о своем родстве. Вместе с тем инкорпорация иноплеменников была не повсеместна. Иногда их почему-то не принимали в свою среду, а предпочитали перебить или продать в Китай, где цены на невольников были высокими. И при этакой этнической текучести среди сяньбийцев наблюдается жертвенный патриотизм, принимающий совершенно странные для нас формы. Например, опальные принцы дома Муюн, принужденные эмигрировать, предавали приютивших их соседей ради своего царя, который их после победы казнил. Видимо, у сяньбийцев были какие-то принципы поведения, хорошо им известные и строго соблюдаемые, но для нас непонятные.
Равным образом к
сяньбийским владениям
Эта оригинальная система общественного устройства базировалась на кочевом быте и взаимопомощи. Сяньбиец не мог обеднеть. Если он терял свой скот из-за падежа или угона врагами, соседи давали ему по овце, и через два-три года он восстанавливал свое хозяйство. Помимо этого он сам шел в набег и либо возвращался богатым, либо не возвращался вовсе. Сяньбийцу нужны были не богатство, оставшееся в руках его жены или матери, а вес и положение в той системе, в которой он находился. Смысл его жизни составляли почести и власть, ради которых он не щадил ни чужой, ни своей жизни.
При всем этом сяньбийцы были очень способным и переимчивым народом. Они легко усваивали и китайскую грамоту, и хуннские аристократические традиции, и тунгусские моды вроде ношения кос, и способы изготовления яда для стрел, известные только приамурским охотникам – предкам нивхов. В сяньбийских ордах всегда наблюдалось смешение собственных обычаев с какими-нибудь чужими, что дает основание называть их «химерными этносами». Но во всех них было что-то, что давало древнекитайским историкам право объединять их в одну группу. Это не языковая общность, потому что, хотя сяньбийцы пользовались монгольским языком, но диалекты его сильно разнились, и заимствования из тюркского и китайского языков это различие усугубляли. Большую роль в этногенезе играла историческая судьба, но и это не исчерпывает проблемы. Видимо, к этому вопросу придется вернуться в конце книги, когда хунно-сяньбийская история прояснится. А пока рассмотрим остальные сяньбийские этносы.
Распад: В середине III в. н. э. пришел конец и владычеству сяньбийцев. Еще ранее часть хуннов, ушедших на север, вместе со своими союзниками, возможно, и кулайцами, двинулась на запад. Смешавшись к IV в. н. э. в Приуралье с местными племенами, они стали известны в Европе под именем гуннов.
Источники:
- Паркер Э. Татары. История возникновения великого народа. М.: Центрополиграф, 2010г.
5.Сарматы
Сарматы - имя частью этническое, обозначающее отдельную народность, частью географическое, под которым в разное время и у различных писателей разумелись разные народы, не находившиеся в родстве между собою и населявшие неведомые для древних греков и римлян обширные пространства нынешней России, отчасти Восточной Германии и Австрии.