Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:34, контрольная работа
Все мы привыкли считать, что о русских мы знаем все, так как таковыми являемся или же живем с ними по соседству. Однако особенности национального характера являются и предметом научных исследований. Изучение системы нашего мироощущения позволяет нам лучше понимать и воспринимать протекающие процессы и правильно их интерпретировать.
Введение
1. Источники исследования русской ментальности.
2. Исторические особенности русского менталитета:
2.1. «Восток – Запад»;
2.2. Христианско – православное начало культуры;
2.3. Византийско-Императорские амбиции и мессианское сознание;
2.4. Из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой;
2.5. Разрыв между этнической и национальной культурой;
3. Основные особенности и ценности русского менталитета
Заключение
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Контрольная работа.
Тема: Менталитет русского народа.
Проверил: Ковалева С.В.
г. Благовещенск,
2012 г.
ПЛАН:
Введение
1. Источники исследования русской ментальности.
2. Исторические особенности русского менталитета:
2.1. «Восток – Запад»;
2.2. Христианско – православное начало культуры;
2.3. Византийско-Императорские амбиции и мессианское сознание;
2.4. Из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой;
2.5. Разрыв между этнической и национальной культурой;
3. Основные особенности и ценности русского менталитета
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Все мы привыкли считать, что о русских мы знаем все, так как таковыми являемся или же живем с ними по соседству. Однако особенности национального характера являются и предметом научных исследований. Изучение системы нашего мироощущения позволяет нам лучше понимать и воспринимать протекающие процессы и правильно их интерпретировать. Всем известно, что «дерево без корней не растет». В обществе такая же ситуация – не изучив своих корней, которые заложили фундамент и являются основой нашего современного сознания, невозможно дальше развиваться и расти.
Менталитет (синоним - ментальность) есть образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих индивиду или группе лиц. Свой собственный менталитет имеет каждый народ, в том числе есть и менталитет русского народа. Реже слово «менталитет» употребляется для обозначения образа мыслей профессионального коллектива.
Термин происходит от английского слова «mentality» способ мышления, склад ума. Менталитет человека это сложная картина из отпечатков, которые отражает его речь, интонация, характерные обороты речи, мысленные образы, манера обдумывания и принятия решений, жесты, проявление воли и методов при достижении цели, при преодолении беды, горя. И все это формируется под влиянием культуры, традиций, быта, среды обитания. Сам русский народ о себе говорит, что:
- у русских: способ мышления – «крепки «задним умом», «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»;
- склад ума – «головой понимаю, а умом – нет», « один ум хорошо, а два - лучше» и получается уже не «склад», а «палата».
Менталитет, как объект исследования, очень разнообразен по своей структуре и содержанию. Основными его компонентами являются стереотипы и психологические установки поведения человека. Эти элементы заложены в нас на генном уровне и передаются по наследству в виде нервно-физиологических типов. Менталитет человека имеет национальный оттенок, так как вырабатывается многими поколениями людей и формируется у человека уже как производная от культуры. Менталитет есть та черта, по которой выделяются этносы и расы. Менталитет каждого народа служит ему индикатором среди человечества. Так же ментальность является отличительной чертой каждого человека – носителя этнической культуры. Изучение ментальности настолько разнообразно, что ее можно рассматривать с самых различных точек зрения, подходов и научных дисциплин.
«В любом обществе существуют правила, формально нигде не закрепленные. Это нормы морали, обычаев, традиций. Они связанны с господствующим в обществе представлением о добре и зле, складываются в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Правила такого рода составляют основу ментальности населения, в свою очередь тесно связанной со стилем его повседневной жизни. Поведенческие стереотипы личности в значительной степени формируются под влиянием быта. В то же время особенности и формы обыденной жизни человека являются выражением присущих ему социально-культурных ориентиров, восходящих к историческим устоям общества»,– пишет в своей работе о русской ментальности Гудзенко А.И. Проведя различные исследования и ознакомившись с работами современных ученых, было сделано несколько умозаключений по поводу структуры менталитета и различных факторов, которые влияют на него.
1. ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
Основными источниками по исследованию русской ментальности является письма, воспоминания различных народных и государственных деятелей, писателей, полководцев. Так же широко используется материал народного фольклора: песни, былины, пословицы и поговорки. Для ознакомления с исследованиями в этой области знания привлекались труды российских историков, таких как Карамзин, Татищев, Рыбаков, Гудзенко. Источником для ознакомления с народным творчеством явился сборник В. Даля («Пословицы русского народа». М., 1957). В письмах и воспоминаниях мы находим описания состояния народа. Особенно заграничные авторы в своих воспоминаниях о русских пишут много об их удивительном и уникальном национальном характере. Особенно интересны письма людей, которых разделяли огромные расстояния (декабристы и их жены, ссыльные, служивые в вдалеке от дома). В них можно четко проследить, как изменяются особенности национального характера в зависимости от территориального признака и природно-климатических условий.
Вторым основным компонентом источниковедческой базы является, несомненно, материалы и произведения народного фольклора. В отличие от предыдущей категории источников, эти источники отражают бытовые устои простого народа. Сказки и былины отражают основной мифологический и легендарный состав предпочтений и предрассудков русского народа. Как правило, в былинах и сказках персонажи все вымышлены и идеализированы. Это наталкивает на мысль о том, что народные сказки и былины есть зеркало, в котором отражаются народные идеалы и ценности. Здесь отражен принцип построения сказок и сказаний в устном народном творчестве: все персонажи сюжета являются вымышленными и выражают идеалы и ценности народного сознания. Пословицы и поговорки являются в народном сознании устным правом. Они негласно регулируют отношения в обществе, так как несут в себе оговоренные нормы поведения и мировосприятия. Каждая поговорка или пословица отражает норму и направление идеализированного стремления в сознании народа на определенном историческом отрезке, смотря к какому периоду, относится измышление.
XIX век ознаменовался резким взлетом популярности научных знаний и научного понимания мира. Это так же отразилось на изучении ментальности русского народа. Узнав о возможности научного познания, русские ученые начали усердно изучать окружающий их мир, в том числе и себя самих. Здесь и берет свое начало научное изучение ментальности. Стремление к познанию неизвестного охватила почти все сословия тогдашней России, все, которые могли писать и читать с головой погрузились в науку. В то время ментальность просто описывали, что создало базу для последующих исследований. А. Н. Радищев в своих сочинениях «Путешествие из Петербурга в Москву» так пишет о русском народе: «Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении, суть качества, отличающие народ Российский! О народ, к величию и славе рожденный!».
Советский период в исследовании ментальности русского народа ознаменовался уже другим качественным подходом и методами. В то время изучение наших корней и понятий было не популярно. Но, не смотря на все препятствия, Б.А. Рыбаков написал свои огромные и поистине ценные труды о древнеславянском язычестве, которые до сих пор пользуется спросом и интересом в виду актуальности изучения подобных тем из истории России.
Современный, постсоветский период также ознаменовался большим количеством мнений и работ по данной теме.
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО МЕНТАЛЕТЕТА:
2.1. «Восток-Запад»
Когда речь заходит о России, можно услышать самые разнообразные мнения о ее культуре, о ее прошлом, настоящем и будущем, о чертах и особенностях русского народа, но есть одно, в чем почти всегда сходятся все — как иностранцы, так и сами русские. Это — загадочность и необъяснимость России и русской души. Наверное, не найдется ни одного русского человека, который не помнил бы Тютчевское стихотворение:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.»
Культура любого народа содержит в себе какие-то парадоксы, плохо поддающиеся объяснению даже для самих ее носителей, а тем более для посторонних наблюдателей. Культуру же восточных народов людям западной культуры понять особенно сложно. А Россия — страна, лежащая на стыке Запада и Востока. Н. А. Бердяев писал:
«Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира».
Несомненно, географическое положение России, родившейся в Восточной Европе и охватившей просторы слабо заселенной Северной Азии, наложило особый отпечаток на ее культуру.
Восточная специфика русской культуры есть результат ее истории. Русская культура, в отличие от западноевропейской, формировалась на иных путях — она росла на земле, по которой не проходили римские легионы, где не высилась готика католических соборов, не пылали костры инквизиции, не было ни эпохи Ренессанса, ни волны религиозного протестантства, ни эры конституционного либерализма. Ее развитие было связано с событиями другого исторического ряда — с отражением набегов азиатских кочевников, принятием восточного, византийского православного христианства, освобождением от монгольских завоевателей, объединением разрозненных русских княжеств в единое самодержавно-деспотическое государство и распространением его власти все дальше к Востоку.
Следы монгольского нашествия глубоко врезались в память русского народа. И не столько потому, что он воспринял какие-то элементы культуры завоевателей. Однако нашествие было суровым историческим уроком, показавшим народу опасность внутренних раздоров и необходимость единой, сильной государственной власти, а успешное завершение борьбы с полчищами врагов дало ему ощущение собственной силы и национальную гордость. Этот урок возбудил и развил чувства и настроения, которыми пронизаны фольклор, литература, искусство русского народа,— патриотизм, недоверчивое отношение к чужеземным государствам, любовь к «царю-батюшке», в котором крестьянская масса, составлявшая основное население России, видела своего защитника и потому постоянно поддерживала его и в войнах с внешними врагами, и в борьбе с самовольными боярами. «Восточный» деспотизм царского самодержавия — в определенной мере наследие монгольского ига.
2.2. Христианско-православное начало ХРИСТИАНСКО-ПРАВОСЛАВНОЕ НАЧАЛО КУЛЬТУРЫ
Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Приняв христианство, князь Владимир совершил великий исторический выбор, определивший историческую судьбу Российского государства. Этот выбор, во-первых, был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Он отделил Русь от Востока и от тех вариантов культурной эволюции, которые связаны с буддизмом, индуизмом, мусульманством. Во-вторых, выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства. Благодаря этому, Русь оказалась в противостоянии не только с восточно-азиатским миром, но и с католической Западной Европой. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и толкала русский народ к объединению, чтобы выстоять под давлением как с Востока, так и с Запада. Если бы Киевская Русь не приняла православие, то вряд ли вообще смогла бы возникнуть Россия как большое независимое государство, и трудно даже представить себе, что происходило бы ныне на ее территории.