Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:34, контрольная работа
Все мы привыкли считать, что о русских мы знаем все, так как таковыми являемся или же живем с ними по соседству. Однако особенности национального характера являются и предметом научных исследований. Изучение системы нашего мироощущения позволяет нам лучше понимать и воспринимать протекающие процессы и правильно их интерпретировать.
Введение
1. Источники исследования русской ментальности.
2. Исторические особенности русского менталитета:
2.1. «Восток – Запад»;
2.2. Христианско – православное начало культуры;
2.3. Византийско-Императорские амбиции и мессианское сознание;
2.4. Из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой;
2.5. Разрыв между этнической и национальной культурой;
3. Основные особенности и ценности русского менталитета
Заключение
Особое место в народном менталитете русских занимают предки и представители старшего поколения. Это связанно с культом предков в культуре русского народа. Всегда во всех действиях, особенно при принятии каких-либо нововведений, русские люди оглядывались на опыт предшествующих поколений и руководствовались их наставлениями. Отсюда и отношение к людям старшего поколения – к ним всегда прислушивались, считали старческий совет мудрее замыслов удали молодецкой.
Отношение к государству у индивидуумов, составляющих население страны, разнится в зависимости от положения в обществе. Если крестьянин не всегда выказывает положительное отношение к государству, то какой-нибудь чиновник или купец более лоялен в этом вопросе. Так же нельзя не отметить, что высшее представительство власти в сознании русского народа носило идеализированный характер. Пример того нынешняя верхушка власти, «вожди народов» советского периода и самодержавные монархи. Представления о богоизбранности и сакрализованности того же царя в ходе исторического процесса основательно закрепилось в сознании русских, став прочным стереотипом. Сословное общество видело в царе тот самый маяк, к которому стремились все, т.е. царь был материальным олицетворением русского менталитета. Представители каждого сословия видели в царе те черты его натуры, к которым стремились сами: для крестьян это были честность, добротолюбие и трудолюбие, купцы видели в нем человека умного и интересного в беседе, солдаты смотрели на него как на пример выслуги, чести и доблести, дворяне считали его «великолепным рыцарем» и восхищались его рыцарскими манерами и идеалами, приобретенными в Европе.
Основные концептуальные принципы государственного строительства наше правительство брало из-за границы, что, несомненно, сказывалось на отношении к иностранцам. Отношение к иностранцам у русских всегда было положительным, но в разумных пределах. Как гласит народная пословица: «Кто к нам с мечем, придет – от меча и погибнет!». Она объективно раскрывает отношение русских к иностранцам почти на все протяжении нашей истории. Нужно заметить, что в некоторые исторические периоды отношение к иностранцам у русских складывалось с позиций нашего над ними превосходства и всеми вытекающими отсюда последствиями и взаимоотношениями. «Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство Славян, редкое в других землях и доныне весьма обыкновенное во всех Славянских: так следы древних обычаев сохраняются в течение многих веков, и самое отдаленное потомство наследует нравы своих предков. Всяких путешественник был для них как бы священным: встречали его ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки»,8– пишет о гостеприимстве славян Н.М. Карамзин. Иностранцы тоже описывают нас как добрых и гостеприимных, всегда готовых помочь нуждающемуся человеку.
Глядя на жизнь за границей и у себя на Родине, русские со временем выработали категорию ценности богатства. Отношение к богатству у русских опять же зависит от положения в обществе. Крестьянин относится к богатым с завистью, к богатству – негативно, богатый любит свой материальный достаток и не желает ни с кем делиться. А к тем, у кого нет такого материального достатка, он относится с презрением. Интересен тот факт, что нелегально добытые богатства (воровство, коррупция, взятки) всегда негативно оценивались народом, что давало отрицательное отношение народа к власти, особенно в 18-19вв. Честно добытое имущество всегда положительно оценивалось, особенно если оно было добыто в бою. Предметы, овеянные ратной славой, очень высоко ценились в обществе.
Всякая ратная слава подразумевает под собой служение на благо интересам родной земли, края. Территориальный патриотизм и любовь к своему народу вдоль и поперек пронизывает русский менталитет. В народном фольклоре это две очень взаимосвязанные вещи. В системе ценностей русского народа категория богатства тесно связана с понятием «земля», потому что главное богатство заключалось в земле. Отношение к земле самое уникальное. И чиновник, и крестьянин относятся очень трепетно к тому земельному участку, который у них есть. Земля считалась самой главной кормилицей народа, рода, семьи и поэтому из основных компонентов «мирского бытия» земля больше всех сакрализованна. Она носит сакральную функцию прародительницы всего рода людского, праматери. Это нашло отражение и в народном фольклоре, где ее именуют Мать-Сыра-Земля, что подлинно отражает отношение народа к земле. Работая на своей земле, русский крестьянин продавал некую часть получаемого с земли продукта, обменивая ее на эквивалентную сумму денег. Поэтому с внедрением денежных единиц в товарообменные отношения вырабатывается в русском менталитете новая категория ценностей – деньги.
Отношение к деньгам в русском национальном сознании определялось социальным статусом. К примеру, вся жизнь русского европеизированного дворянства заключалась в «престижном потреблении» своих огромных по количеству капиталов и ведении праздного образа жизни. Деньги, конечно, имели для них большое значение, так как они являлись предметом роскоши. Деньги не занимали основных мест в сознании народа, они были всего лишь средством товарного обмена. Это можно увидеть на примере пословиц: «Деньга лежит, шкура дрожит», «Деньгам счет, а хлебу мера», Денег много – великий грех; денег мало – грешней того», «Деньги – что навоз: то нет, то целый воз», «Через золото слезы льются», «Лишние деньги – лишние хлопоты», «Мечом золото добывают, а меч золотом покупают».
Гораздо более значимыми вещами в системе ценностей были честь, верность, чувство долга. С возрастанием уровня и значимости капиталистических отношений в России деньги начинают приобретать некую духовно-этическую ценность, особенно среди богатых, обеспеченных людей, среди которых капитал становится неким коэффициентом авторитета. Кроме торговой функции, деньги несли в себе праздность и разгульный образ жизни. Как демонстрируют нам произведения классиков русской литературы, деньги развращали сознание русского народа. Это дало предпосылки для более основательной выработки категории чести в русском менталитете.
Отношение к чести у русских всегда было положительным. Честь была фактором, определяющим отношения между людьми. Только вот честь была разной и по-разному воспринималась, в зависимости от многих факторов: социальный статус, материальное положение, вероисповедание. Как говорится в русских народных поговорках – «Береги платье снова, а честь смолоду», «Дай богу тому честь, кто умеет ее снесть», «Знай честь, коли хочешь хлеб есть», «Не знаешь чести, так палок двести», «Легче в драке, нежели в бесчестье мириться». Одним из элементов чести является трудолюбие. Русские относятся к труду как к способу облагоражения духа и тела. Труд являлся основным приоритетом в жизни русского человека, особенно крестьянства, где он является основным занятием. В сознании народа труд был как богоугодное дело, которое всегда поощрялось со стороны людей и сверхъестественных сил. В простонародной крестьянской среде труд был коэффициентом авторитета – человека без устали трудящегося всегда все уважали и ставили в пример. Как нам показывает история, труд и русский человек всегда шли бок обок в историческом процессе. Все национальное самосознание русского крестьянства было основано на тесном взаимодействии понятий «труд-вера-честь». Примером того могут служить пословицы и поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без дела жить – только небо коптить», «Без труда нет добра», «Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит», «Хочешь жить ладно – работай исправно», «Хорошего мастера по ухватке видно».
Одним из элементов труда, в русском менталитете, является военное дело, потому что служение интересам народа во все времена являлось одним из наиболее почитаемых в обществе занятий. Отношение к войне в разные исторические периоды разное. Изменяется отношение к ней так же и в зависимости от социального статуса человека и его жизнедеятельности. К примеру, в Запорожской Сечи война являлась некой забавой, способом развлечься и добыть средств. В представлениях дворянства 18-19вв. война являлась занятием благородного человека хорошей фамилии. Их праздность быта иногда омрачалась жестокими картинами сражений, ведь как никак они являлись подчиненными императора. Крестьянства война касалась мало, так как они были освобождены от рекрутской повинности, а коснуться она их могла в случае завоевания их земель. Военное дело в истории русского народа занимает одно из основных моментов. Россия и Русь всегда славились своими храбрыми воинами, которые всегда были готовы «головы покласть за отечество».
Особо акцентировать внимание нужно на феномене общинности и православия. Это явление в русской национальной культуре занимает основное, фундаментальное место. Национальное сознание, действующие по принципу общинности, берет свое начало в далеком, дохристианском периоде русской истории. Явление общинности тесно связано с православием. Как известно из истории русского народа, православная общинность является нам везде и всюду, например крестьянские общины, круговая порука в армии и среди крестьян, четкое выделение слоев населения по каким-либо признакам. Особенно это видно в отношении русских к труду. Об этом нам доподлинно показывает народное творчество, а именно русские поговорки и пословицы: «Кто перекрестясь работал, тому Божья помощь», «Дело спорится – углам помолись», «С молитвой в устах, с работой в руках». Эта этика сугубо крестьянская и к другим сословиям (купечества, солдат и тем более дворянства), – она не имеет отношения, поскольку она применима только в крестьянской среде. Различия в образе жизни сословий, в свою очередь, порождают расхождения в мировоззрении.
На основании подробного описания различных элементов русского менталитета можно сделать вывод, что русская ментальность основана на фундаментальных ценностях хозяйственно-общинного образа жизни. Вырабатываемая столетиями трудовая этика русского крестьянства стала основанием национального сознания. Сама же русская ментальность явилась маяком, ориентируясь на который, русский народ творил свою историю. Основными направляющими элементами ментальности являются: добротолюбие и трудолюбие, честь, вера и патриотизм, пронизывающий сознание русского человека вдоль и поперек. Каждый из компонентов взаимно связан с другим. Вера проявлялась через способность трудиться на благо общества и творение добрых дел. Добротолюбие было принципом построения общественных отношений: уважением пользовался человек трудолюбивый и добрый к окружающим. Трудолюбие было явлением, побуждающим людей к жизни, так как в крестьянских условиях ленивые люди не выживали. Так же трудолюбие явилось тем признаком, по которому определялся авторитетный человек. Народный всеобъемлющий патриотизм наблюдался повсюду: в быту, на военной и гражданской службе, в культуре и мировоззрении. По-другому, менталитет преобразовывался в материальное в виде ценностей, т.е. преобладавшие в сознании духовно-этические ориентиры преобразуются в предметы и понятия, носящие для человека идеализированный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив доступную мне литературу и познакомившись с историческими исследованиями ментальности русского народа, я сделал следующие выводы.
Вопреки обывательскому мнению о менталитете, как о второстепенной категории, национальный характер нации способен играть главную роль в её исторической судьбе, особенно в переломные моменты.
Вплоть до настоящего времени высказывается мнение о том, что «русский характер» еще не сложился и находится только в процессе исторического становления. «Не разрешена еще проблема русского национального характера: ибо доселе он колеблется между слабохарактерностью и высшим героизмом».
В. Н. Сагатовский, автор одной из наиболее ярких книг последнего времени, посвященных «русской идее»'", тем не менее, считает возможным указать основные черты русского характера. Наиболее бросающейся в глаза чертой русской души, по его мнению, является непредсказуемость. К основным положительным сторонам русского характера он относит духовность (религиозность, стремление к поиску высшего смысла жизни и абсолютного совершенства), душевность, размах и «единство в многообразии». Однако «устремленность к высшим идеалам в сочетании с размахом легко переходят в максимализм, в нетерпение, в желание воплотить идеал немедленно», а размах неровен: «исключительная концентрация сил сменяется расслабленностью, хочется посозерцать, перекурить, за самоваром посидеть, и вообще «душу излить»... Максимализм и слабохарактерность порождают обломовщину, лежащую в основе всех наших недостатков.
В.Н. Сагатовский полагает, что в современных условиях число носителей положительных черт русского характера явно уменьшилось, отрицательных — увеличилось. Что же осталось от русского характера сегодня? — ставит он вопрос. Отвечая на него, он проводит мысль, что духовность, душевность, размах, единство в многообразии ослабли и приняли подчас искаженные и даже уродливые формы. Но — не исчезли. Они продолжают противостоять происходящему ныне росту нигилизма, потребительского отношения к жизни, пассивности, жестокости, эгоизма. «Сумеем ли мы при нынешнем раскладе обстоятельств и массовом потеснении положительных сторон русского характера не только восстановить его в более значительной части нашего народа, но и... выработать, наконец, те черты, которые гарантируют доминанту высшего героизма, а не слабохарактерности»? Такова проблема, от решения которой, по мнению автора, зависит будущее России.
Результаты этнопсихологических исследований подтверждают, что в сознании русских людей сегодня сталкиваются противоречивые установки и стереотипы поведения. В исследовании, проведенном на основании опроса , были выявлены пять основных типов поведенческих ориентации:
- на коллективизм (гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, доверчивость и т. д.);