Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:34, реферат
В условиях формирования нации (втор. пол. XIX в.) начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходящие в народной среде объективные процессы были осознаны национальной интеллигенцией, которая и способствовала отказу от локальных самоназваний во имя обретения одного общего этнонима. При этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы татар этноним.
Введение
Географическая классификация и история татарского народа
Особенности хозяйственной жизни и традиции, обычаи татар
Языковая характеристика
Религия
Традиции и обычаи
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Татары относятся к числу древнейших и многолюдных этносов. Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.
Татары являются вторым по численности этносом после русских и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации, где основным ареалом их расселения является Волго-Уральский. В пределах этого региона наиболее крупные группы татар сосредоточены в Республике Татарстан и Республике Башкортостан.
Этноним татары является общенациональным, а также основным самоназванием всех групп, образующих нацию. В прошлом у татар имелись и другие локальные этнонимы - моселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагаибэк, кэчим и др. В условиях формирования нации (втор. пол. XIX в.) начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходящие в народной среде объективные процессы были осознаны национальной интеллигенцией, которая и способствовала отказу от локальных самоназваний во имя обретения одного общего этнонима. При этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы татар этноним.
В истории татар были взлеты
и падения, периоды мирной жизни
и кровавых, жестоких войн. Они активно
участвовали в международных
делах на протяжении многих столетий.
Предки современных татар создали
несколько могущественных государств,
внесли весомый вклад в
Я, сама по национальности татарка,
и мне очень интересно более
подробно изучить этноним своего
народа, поэтому я, и выбрала эту
тему. В своем реферате я хочу
рассмотреть историю татарского
народа, их географическую классификацию,
особенности хозяйственной
Численность татар в Российской Федерации составляет 5522 тыс. чел. (1989г.). Татары — основное население республики Татария. Численность в Татарии составляет 1765,4 тыс. чел., Башкирии 1120,7 тыс. чел., Удмуртии 110,5 тыс. чел., Мордовии 47,3 тыс. чел., Марийской Республике 43,8 тыс. чел., Чувашии 35,7 тыс. чел., а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме этого странах СНГ проживает: в Казахстане 327,9 тыс. чел., Узбекистане 467,8 тыс. чел., Таджикистане 72,2 тыс. чел., Киргизии 70,5 тыс. чел., Туркмении 39,2 тыс. чел., Азербайджане 28 тыс. чел., на Украине 86,9 тыс. чел., в Литве, Латвии и Эстонии около 14 тыс. чел. Общая численность составляет 6648,7 тыс. чел.
Татары делятся на три основные этно-территориальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские. Самыми многочисленными являются волго-уральские, включающие субэтносы казанских и касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар); среди астраханских — юртовские, кундровские татары и карагаши. Самостоятельной этнической общностью — особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических, процессов 15—16 вв., являлись до начала 20 века литовские татары. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целостность, во 2-й половине 19 — начале 20 вв. переживала в определённой мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления взамен - «мусульманского» национального «татарского» самосознания).
Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племён в 6—9 вв, во 2-й пол. 19 — начале 20 вв. он закрепился как общий этноним - татары. В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в т. ч. тюркские - называвшиеся «татарами»). В 13—14 вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли, значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств татарами. Тем не менее, данный этноним закреплялся с трудом. Среди волго-уральских татар он в 16 веке воспринимался ещё как имеющий уничижительный смысл. В условиях формирования этноса (2-я пол. 19 — начале 20 вв.) у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходившие в народной среде объективные процессы были осознаны интеллигенцией, которая способствовала отказу от локальных самоназваний. При этом был выбран наиболее распространённый и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926г. большинство татар называли себя татарами. В 1920г. образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991г. преобразована в Республику Татарстан.
Этническую основу волго-уральских
татар составили болгары, создавшие
в Среднем Поволжье (не позже начала
10 в.) одно из ранних государств Восточной
Европы — Волжско-Камскую Болгарию,
просуществовавшую как
Литовские татары начали формироваться в конце 14 века, на территории Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд. У литовских татар существовало вассальное Литве маленькое княжество jagoidai (возникло около 1438г.). Среди литовских татар известны группы ряда племён (найман, ялаир, конграт, юшин-уйшив) и представители крупных кланов золотоордынского происхождения (барыны, мансуры и др.). Литовских татар до 2-й половины 19 в. можно рассматривать как этническую группу средневекового золотоордынско-тюркского этноса.
Сибирские татары сложились
в основном из этнических
Во 2-й пол. 19 — начале
20 вв. в результате этнокультурных
и демографических процессов
(раннее вхождение в состав
российского государства,
Все группы татар имели достаточно развитую городскую жизнь в период существования самостоятельных государственных образований. После присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств к России городская прослойка татар сократилась. В результате социально-экономических преобразований 18— 19 вв., особенно во 2-й половине 19 века, урбанизационные процессы среди татар начали интенсивно развиваться. В 18 — начале 20 вв. численность горожан в Волго-Уральском регионе увеличилась более чем в 77 раз. К концу 19 в. из 240 тыс. татар-горожан, проживающих в городах России (8,8% от общей численности всего татарского населения), около 160 тыс. (более 60%) составляли волго-уральские татары. В начале 20 в. урбанизированность волго-уральских татар составляла 4,9%. Большая часть горожан из числа волго-уральских татар проживала в крупных городах Урало-Поволжья - Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Костроме, Пензе, Екатеринбурге, Перми. Челябинске, Троицке и др. Кроме того, представители этой же группы жили и в ряде городов Европейской части России (Москве, Санкт-Петербурге и т. д.), на Кавказе (в Баку), Средней Азии и Западной Сибири (общая численность живших за пределами Волго-Уральского региона горожан в конце 19 в. составляла 50 тыс., а в начале 20 в. — свыше 70 тыс. чел.). В Западной Сибири урбанизационные процессы среди татар развёртывались замедленными темпами. К тому же уже в конце 19 в. свыше 2/3 татар-горожан в Западной Сибири были переселенцами из Волго-Уральского ареала. Высокая доля горожан среди астраханских татар ещё в 18 в. объясняется тем, что некоторые их населённые пункты находились в пригороде городе Астрахань и затем вошли в городскую черту. К началу 20 в. подавляющее большинство татарского населения Астрахани составляли переселенцы из районов расселения волго-уральских татар. У литовских татар урбанизированность была весьма высокой: в 30-х гг. 19 века, в зависимости от губерний, в Минске, Новогрудке, Игумене, Слониме, Вильнюсе, Гродно, Ковно, Варшаве проживало от 8 до 42%, а в кон. 19 в. — почти половина литовских татар. В 1920—80-х гг. урбанизация татар приобрела новые масштабы, переломным в урбанизационных процессах был период конца 1950—60-х гг., когда более половины татарского населения страны стало горожанами. В 1979—89-х гг. доля татар-горожан выросла с 63 до 69%. В настоящее время татары являются одним из самых урбанизированных народов России.
В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие. Агрокультура заметно различалась в разных природных зонах: в 19 — начале 20 вв. в лесной и лесостепной полосе Поволжья, Прикамья и Приуралья господствовала паровая система земледелия в форме трехполья; выращивали: озимую рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо (мишари), полбу. В качестве прядильных культур возделывали лен и коноплю. Пашни обрабатывали обычной для Восточной Европы двузубой сохой с перекладной полицей (сука); в степных районах сохранился традиционный для болгаро-татарского земледелия тяжёлый деревянный плуг — сабан. С середины 19 в. преимущественно в Приуралье распространились усовершенствованные сохи — курашимка и др. Употреблялась также деревянная борона (тырма, себерке). Урожай убирали серпом (урак), в степных районах использовали косу (чалгы). Снопы на поле укладывали в клади, суслон и бэбке, крест (русское заимствование), а также в традиционные для татар чумэлэ, зурат, дунгыз, на гумне урожай хранили в клади. Перед обмолотом снопы просушивали в срубном овине (буралы эвен) русского типа или в традиционном овине — шише (шэш эвен). Обмолачивали цепом (субагач, цеп). Для помола зерна применялись водяные и ветряные стационарные мельницы (тегермэн), а также ручные жернова (кул тегермэн): для рушения на крупу — конные крупорушки (ат яргыч) и ступы (килэ). В степных юго-восточных районах Поволжья и Приуралья в агрокультуре татар сохранились черты, присущие ранним этапам болгаро-татарского земледелия: залежно-переложная система; ведущее место на полях занимала яровая пшеница; практиковался сыромолот снопов лошадьми и т. п.
Животноводство — пастбищно-