Татары: этнос народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:34, реферат

Краткое описание

В условиях формирования нации (втор. пол. XIX в.) начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходящие в народной среде объективные процессы были осознаны национальной интеллигенцией, которая и способствовала отказу от локальных самоназваний во имя обретения одного общего этнонима. При этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы татар этноним.

Оглавление

Введение
Географическая классификация и история татарского народа
Особенности хозяйственной жизни и традиции, обычаи татар
Языковая характеристика
Религия
Традиции и обычаи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Этнос татар реферат послед..docx

— 55.31 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

  1. Географическая классификация и история татарского народа
  2. Особенности  хозяйственной жизни и традиции,  обычаи татар
    1. Языковая характеристика
    2. Религия
    3. Традиции и обычаи

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Татары относятся к  числу древнейших и многолюдных  этносов. Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.

Татары являются вторым по численности этносом  после русских  и самым многочисленным народом  мусульманской культуры в Российской Федерации, где основным ареалом  их расселения является Волго-Уральский. В пределах этого региона наиболее крупные группы татар сосредоточены в Республике Татарстан и Республике Башкортостан.

Этноним татары является общенациональным, а также основным самоназванием  всех групп, образующих нацию. В прошлом  у татар имелись и другие локальные  этнонимы - моселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагаибэк, кэчим и др. В условиях формирования нации (втор. пол. XIX в.) начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходящие в народной среде объективные процессы были осознаны национальной интеллигенцией, которая и способствовала отказу от локальных самоназваний во имя обретения одного общего этнонима. При этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы татар этноним.

В истории татар были взлеты и падения, периоды мирной жизни  и кровавых, жестоких войн. Они активно  участвовали в международных  делах на протяжении многих столетий. Предки современных татар создали  несколько могущественных государств, внесли весомый вклад в общеисторический процесс. Однако их истинное величие  состояло в том, что они не ушли в небытие, подобно многим ныне исчезнувшим  этносам. И это несмотря на превратности судьбы, на то, что древние татары жили по соседству с воинственными  и могущественными племенами. Они  сформировались и сохранили себя как этносоциальную общность, нашли в себе силы для самоутверждения, непрерывности своей культурно-исторической традиции.

Я, сама по национальности татарка, и мне очень интересно более  подробно изучить  этноним своего народа, поэтому я, и выбрала эту  тему. В своем реферате я хочу рассмотреть историю татарского народа, их географическую классификацию, особенности хозяйственной жизни, культуру, традиции и обычаи татар.

  1. Географическая классификация и история татарского народа

Численность татар в Российской Федерации составляет 5522 тыс. чел. (1989г.). Татары — основное население республики Татария. Численность в Татарии составляет 1765,4 тыс. чел., Башкирии 1120,7 тыс. чел., Удмуртии 110,5 тыс. чел., Мордовии 47,3 тыс. чел., Марийской Республике 43,8 тыс. чел., Чувашии 35,7 тыс. чел., а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме этого странах СНГ проживает: в Казахстане 327,9 тыс. чел., Узбекистане 467,8 тыс. чел., Таджикистане 72,2 тыс. чел., Киргизии 70,5 тыс. чел., Туркмении 39,2 тыс. чел., Азербайджане 28 тыс. чел., на Украине 86,9 тыс. чел., в Литве, Латвии и Эстонии около 14 тыс. чел. Общая численность составляет 6648,7 тыс. чел.

Татары делятся на три  основные этно-территориальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские. Самыми многочисленными являются волго-уральские, включающие субэтносы казанских и касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар); среди астраханских — юртовские, кундровские татары и карагаши. Самостоятельной этнической общностью — особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических, процессов 15—16 вв., являлись до начала 20 века литовские татары. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целостность, во 2-й половине 19 — начале 20 вв. переживала в определённой мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления взамен - «мусульманского» национального «татарского» самосознания).

Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и  тюркских племён в 6—9 вв, во 2-й пол. 19 — начале 20 вв. он закрепился как общий этноним - татары. В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в т. ч. тюркские - называвшиеся «татарами»). В 13—14 вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли, значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств татарами. Тем не менее, данный этноним закреплялся с трудом. Среди волго-уральских татар он в 16 веке воспринимался ещё как имеющий уничижительный смысл. В условиях формирования этноса (2-я пол. 19 — начале 20 вв.) у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходившие в народной среде объективные процессы были осознаны интеллигенцией, которая способствовала отказу от локальных самоназваний. При этом был выбран наиболее распространённый и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926г. большинство татар называли себя татарами. В 1920г. образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991г. преобразована в Республику Татарстан.

Этническую основу волго-уральских  татар составили болгары, создавшие  в Среднем Поволжье (не позже начала 10 в.) одно из ранних государств Восточной  Европы — Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное  государство до 1236г. Этнический состав волжских болгар был неоднородным, и разные их группы прошли длительный путь развития. Кроме племени собственно болгар известны такие племена, как  барсилы (берсилы), зсегелы (чигили), савиры (сувары). Некоторые из них находились в составе гуннов, позже хазар; чигили были частью карлуков. Существенную роль в этногенезе болгар сыграли угорские группы, в т. ч. проникшие из Приуралья в начале 11 в.. О разнообразии этнических компонентов населения Волжско-Камской Болгарии свидетельствуют и названии таких городов, как Торческ (от торков) и Тухчин (предположительно от кыпчакского этнонима тухчи, нашедшего отражение и в половецком названии племени токсоба — токсы оба). В западных ареалах Волжско-Камской Болгарии жили буртасы, этнические истоки которых не вполне ясны. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племен и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого, государства было образовано одно из десяти административных делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В 14—15 вв. на этой территории известны отдельные княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В 14—15 вв. в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в т. ч. ногайские, группы. Об этом свидетельствуют языковые, культурологические и др. материалы (например, наличие среди волго-уральских татар таких родоплеменных названий, как конграт, мен, токсоба, буркут, кирает, алат, бадрак, катай, табын, кыргыз, кыпчак и др.). В 14 — середине 16 вв. происходило оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438—1552), являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины 15 века Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х гг. 17 века). Мишари до середины 16 в. переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Во 2-й половине 16—18 вв. в результате массовых миграций татар в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских татар и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских татар. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп (но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения). В 15—17 вв. это население, жившее в Астраханском ханстве (1459— 1556), частично в Ногайской Орде и отд. ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты (отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки). С 18 в. усилилось этническое взаимодействие астраханских татар с волго-уральскими. В отдельных группах астраханских татар — в юртовских татар и карагашах — различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов.

 Литовские татары начали формироваться в конце 14 века, на территории Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд. У литовских татар существовало вассальное Литве маленькое княжество jagoidai (возникло около 1438г.). Среди литовских татар известны группы ряда племён (найман, ялаир, конграт, юшин-уйшив) и представители крупных кланов золотоордынского происхождения (барыны, мансуры и др.). Литовских татар до 2-й половины 19 в. можно рассматривать как этническую группу средневекового золотоордынско-тюркского этноса.

 Сибирские татары сложились  в основном из этнических групп  кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров (отсюда один из этнонимов сибирских татар — нштэк-уштэк). О кыпчакско-ногайском компоненте сибирских татар говорят такие этнонимы, как табын, катай, таз, найман. курдак (конграт), кнрает, карагай, елан, токуз и другие. Угорскими являются такие названия, как истяк, бикатин, юрма, уват, супра (в основном топонимы). По разным причинам сибирские татары не успели сложиться в достаточно консолидированный этнос. В 18 — начале 20 вв. усилились этнические контакты сибирских татар с волго-уральскими.

 Во 2-й пол. 19 — начале 20 вв. в результате этнокультурных  и демографических процессов  (раннее вхождение в состав  российского государства, близость  этнических территорий, миграция  волго-уральских татар в районы  Астрахани и Западной Сибири, языковое и культурно-бытовое  сближение на основе этнического  смешения) происходила консолидация  волго-уральских, астраханских и  сибирских татар в единый этнос.  Одним из выражений этого процесса  является освоение всеми группами  «общетатарского» самосознания. Среди части сибирских татар, бытовал этноним «бухарцы», астраханских— «ногайцы», «кара-гаши», у волго-уральских татар по переписи 1926г.. Татарами себя считали 88% татарского населения Европейской части СССР. Остальные имели другие этнонимы (мишар, кряшен, в т. ч. часть из них — нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крепким этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков н некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.

Все группы татар имели  достаточно развитую городскую жизнь  в период существования самостоятельных  государственных образований. После  присоединения Казанского, Астраханского  и Сибирского ханств к России городская  прослойка татар сократилась. В  результате социально-экономических  преобразований 18— 19 вв., особенно во 2-й  половине 19 века, урбанизационные процессы среди татар начали интенсивно развиваться. В 18 — начале 20 вв. численность горожан в Волго-Уральском регионе увеличилась более чем в 77 раз. К концу 19 в. из 240 тыс. татар-горожан, проживающих в городах России (8,8% от общей численности всего татарского населения), около 160 тыс. (более 60%) составляли волго-уральские татары. В начале 20 в. урбанизированность волго-уральских татар составляла 4,9%. Большая часть горожан из числа волго-уральских татар проживала в крупных городах Урало-Поволжья - Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Костроме, Пензе, Екатеринбурге, Перми. Челябинске, Троицке и др. Кроме того, представители этой же группы жили и в ряде городов Европейской части России (Москве, Санкт-Петербурге и т. д.), на Кавказе (в Баку), Средней Азии и Западной Сибири (общая численность живших за пределами Волго-Уральского региона горожан в конце 19 в. составляла 50 тыс., а в начале 20 в. — свыше 70 тыс. чел.). В Западной Сибири урбанизационные процессы среди татар развёртывались замедленными темпами. К тому же уже в конце 19 в. свыше 2/3 татар-горожан в Западной Сибири были переселенцами из Волго-Уральского ареала. Высокая доля горожан среди астраханских татар ещё в 18 в. объясняется тем, что некоторые их населённые пункты находились в пригороде городе Астрахань и затем вошли в городскую черту. К началу 20 в. подавляющее большинство татарского населения Астрахани составляли переселенцы из районов расселения волго-уральских татар. У литовских татар урбанизированность была весьма высокой: в 30-х гг. 19 века, в зависимости от губерний, в Минске, Новогрудке, Игумене, Слониме, Вильнюсе, Гродно, Ковно, Варшаве проживало от 8 до 42%, а в кон. 19 в. — почти половина литовских татар. В 1920—80-х гг. урбанизация татар приобрела новые масштабы, переломным в урбанизационных процессах был период конца 1950—60-х гг., когда более половины татарского населения страны стало горожанами. В 1979—89-х гг. доля татар-горожан выросла с 63 до 69%. В настоящее время татары являются одним из самых урбанизированных народов России.

 

  1. Особенности  хозяйственной жизни и традиции, обычаи татар

В основе традиционного хозяйства  волго-уральских татар было пашенное земледелие. Агрокультура заметно различалась  в разных природных зонах: в 19 —  начале 20 вв. в лесной и лесостепной  полосе Поволжья, Прикамья и Приуралья господствовала паровая система земледелия в форме трехполья; выращивали: озимую рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо (мишари), полбу. В качестве прядильных культур возделывали лен и коноплю. Пашни обрабатывали обычной для Восточной Европы двузубой сохой с перекладной полицей (сука); в степных районах сохранился традиционный для болгаро-татарского земледелия тяжёлый деревянный плуг — сабан. С середины 19 в. преимущественно в Приуралье распространились усовершенствованные сохи — курашимка и др. Употреблялась также деревянная борона (тырма, себерке). Урожай убирали серпом (урак), в степных районах использовали косу (чалгы). Снопы на поле укладывали в клади, суслон и бэбке, крест (русское заимствование), а также в традиционные для татар чумэлэ, зурат, дунгыз, на гумне урожай хранили в клади. Перед обмолотом снопы просушивали в срубном овине (буралы эвен) русского типа или в традиционном овине — шише (шэш эвен). Обмолачивали цепом (субагач, цеп). Для помола зерна применялись водяные и ветряные стационарные мельницы (тегермэн), а также ручные жернова (кул тегермэн): для рушения на крупу — конные крупорушки (ат яргыч) и ступы (килэ). В степных юго-восточных районах Поволжья и Приуралья в агрокультуре татар сохранились черты, присущие ранним этапам болгаро-татарского земледелия: залежно-переложная система; ведущее место на полях занимала яровая пшеница; практиковался сыромолот снопов лошадьми и т. п.

Животноводство — пастбищно-стойловое  у волго-уральских татар играло подчинённую роль. Держали крупный  и мелкий рогатый скот. В пищу употребляли в основном конину, а  татары-кряшены разводили свиней. В степной зоне стада были значительными, а у татар — оренбургских казаков и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию, причем напоминало экстенсивное полукочевое скотоводство: лошади и овцы нередко круглый год выпасались на подножном корму (тебекевали). Для татар характерна особая любовь к лошади — наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу — кур, гусей, уток, в последнее время — индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Южном Приуралье и Астраханском крае развивалось бахчеводство. Традиционно для волго-уральских татар было пчеловодство: прежде бортевое, в 19— 20 вв. — пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей: на птицу и зверя ставили капканы и силки, охотились верхом на лошади, с собаками и ружьём. Рыболовство носило скорее любительский характер, хотя на реке Ура и, особенно у астраханских татар, имело промысловое значение.

Информация о работе Татары: этнос народа