Татары: этнос народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:34, реферат

Краткое описание

В условиях формирования нации (втор. пол. XIX в.) начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходящие в народной среде объективные процессы были осознаны национальной интеллигенцией, которая и способствовала отказу от локальных самоназваний во имя обретения одного общего этнонима. При этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы татар этноним.

Оглавление

Введение
Географическая классификация и история татарского народа
Особенности хозяйственной жизни и традиции, обычаи татар
Языковая характеристика
Религия
Традиции и обычаи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Этнос татар реферат послед..docx

— 55.31 Кб (Скачать)

Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отходничество в районы предпринимательского земледелия — на жатву и т. п. и на фабрики, заводы, прииски, лесоповалы, в города. К таким промыслам особенно часто прибегали татары-мишари и касимовские татары. Традиционным, особенно для казанских татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т. п.). Обладали высоким мастерством в обработке кожи («казанский сафьян», «болгарская юфть»), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в 18—19 вв. возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в 19 в. — кожевенные, суконные и др. заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и др. кустарные промыслы. Многие крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники).

Исконными для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность. Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство  прасолов-заготовителей также были татарами. С 18 в. татары главенствовали в крупных торговых операциях  со Средней Азией и Казахстаном. Национальная интеллигенция сформировалась еще в дореволюционный период, но понесла огромный урон, особенно в 1920—1930-х гг. Профессиональная культура имеет тесную связь с народным творчеством. Значительного развития достигла национальная литератуpa, музыка, театр, наука. Развито прикладное орнаментальное искусство: например, золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, а также ювелирная техника — скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву. Вышивка, мозаика по коже, ювелирное дело, графика существуют на профессиональной основе.

У татар существовали городские  и сельские поселения. Деревни (аулы) в основном располагались вдоль  речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства, вплоть до конца 19 — начала 20 вв. сохраняли кучевую, гнездовую форму; расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. В оформлении уличного плана нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиции расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т. д. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т. д.

Внешний облик поселений  отражал этносоциальный статус населения. В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. Крупные поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного функционирования здания.

Усадьбы разделялись на две  части: передний, чистый двор, где располагались  жилище, хранилища, скотные помещения, задний — огород с гумном. Здесь  находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодверные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки.

Внутренняя планировка северно-среднерусского типа. В отдельных районах лесной и степной зон иногда использовался  восточный вариант южнорусского плана, изредка встречался план с  обратным направлением устья печи (к  входу) и редко у татар-мишарей  Окского бассейна — западнорусская планировка.

Традиционные черты интерьера  избы — свободное расположение печи у входа, почётного места «тур»  в середине нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Лишь у татар-кряшен «тур» помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую - кухонную и мужскую - гостевую половины.

Интерьер жилища представлен  длинными нарами, являвшимися универсальной  мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и, особенно у  татар-мишарей применялись укороченные  нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Локальное же применение у последних  имели потьмар, коник, а в ряде ареалов — полати, широкие дощатые полки у казан. Татары, составленные из шестков и укреплённые над дверью или вдоль стен полки, на которых хранились постельные принадлежности (в дневное время они складывались на сундуке или на специальной подставке, поставленных на нарах). Для сна использовались и деревянные кровати, помещавшиеся в углу у входа.

Стены, простенки, углы, навершия и т. д. декорировались матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью (чаршау), пологом (чыбылдык). Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры (кашага). Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т. д.

Основу питания составляла мясомолочная и растительная, пища — супы, заправленные кусочками  теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье — бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп — в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленую колбасу (казылык). Лакомством считался вяленый гусь (приносили в виде подарка во время праздников). Молочные продукты — катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога). Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки — чай, айран — смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт — напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда — элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май), — свадебное блюдо. Сибирские и астраханские татары достаточно широко употребляют рыбу.

    1. Языковая характеристика

Татарский язык входит в  так называемую кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. В лексическом отношении  он проявляет наибольшую близость башкирскому, затем каракалпакскому, казахскому, ногайскому, балкарскому, узбекскому и  кумыкскому языкам. По данным ЮНЕСКО татарский  язык относится к 14 наиболее коммуникационным языка мира. Он формировался вместе с народом - носителем этого языка  в районах Поволжья и Приуралья в тесном общении с другими как родственными, так и не родственными языками. Испытал определенное воздействие финно-угорских (марийского, мордовского, удмуртского, древневенгерского), арабского, персидского, славянского языков. Так, языковеды полагают, что те особенности в области фонетики (изменение шкалы гласных и др.), которые с одной стороны объединяют поволжско-тюркские языки между собой, а с другой - противопоставляют их другим тюркским языкам, являются результатом их сложных взаимоотношений с финно-угорскими языками.

Народно-разговорный язык татар делится на 3 диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). До середины XIX в, функционировал старотатарский литературный язык. Самый ранний из сохранившихся литературных памятников - поэма Кыйса и Йосыф (19). Этот язык, близкий к чагатайскому (староузбекскому) литературному языку, но испытавший и определенное воздействие османского языка. В нем присутствовало большое число заимствований из арабского и персидского. Все это делало старотатарский литературный язык малопонятным для народных масс, и он использовался, как и другие литературные языки донационального периода, тонким слоем ученых, писателей, религиозных и государственных (дипломаты) деятелей. Со второй половины XIX в. на основе казанско-татарского диалекта, но при заметном участии мишарского, начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале XX в. В реформировании татарского языка можно выделить два этапа - вторую половину XIX - начало XX вв. (до 1905 г.) и 1905-1917 гг. На первом этапе основная роль в создании национального языка принадлежала Каюму Насыйри (20). Именно он добивался того, чтобы литературный язык стал более татарским. После революции 1905-1907 гг. ситуация в области реформирования татарского языка резко изменилась: наблюдается сближение литературного языка с народно-разговорным, разрабатывается терминологический аппарат на нем.

Немаловажное значение имело  и реформирование алфавита и орфографии. Арабский алфавит, на котором базировалась татарская письменность с периода  средневековья (до этого периода  была тюркская руника), был недостаточно приспособлен к особенностям татарского языка. Законодательное закрепление реформы письма произошло в конце 1920 г. принятием декрета «Об алфавите и орфографии», сопровождаемое постановлением наркома просвещения об обязательности для всех школ и всех изданий, отмеченных в декрете, особенностей татарской письменности. Одновременно началась работа (завершенная в 1926 г.) по улучшению написания арабских букв, важных для книгопечатания, издания газет, журналов и при письме. Однако уже в 1929 г. был введен латинский алфавит, кстати, более приспособленный к фонетике татарского языка, а с 1939 г. - русский алфавит. С 1990-х годов снова ставится вопрос о введении латинской графики.

 

    1. Религия

Традиционная религия  татар — ислам суннитского  толка, за исключением небольшой  группы христиан-кряшен, которые были обращены в православие в XVI-XVIII вв. Как свидетельствуют исторические источники и археологические раскопки, предки современных татар - булгары начали приобщаться к мусульманству уже в первых десятилетиях IX в., и этот процесс завершился в 922 г. провозглашением Ислама официальной религией Волжской Булгарии.

Принятие ислама открыло  возможность для приобщения к  передовой арабо-мусульманской культуре, широкого проникновения в Волго-Камье распространенных на Востоке научно философских и литературно-художественных идей. А это в свою очередь сыграло весьма существенную роль в развитии культуры, научно-философской мысли у самих булгар. Были заложены основы для просвещения, налаживается система обучения. Мусульманская школа являлась важнейшим фактором национальной консолидации и самосохранения. Тяжкие испытания выпали на долю татар после покорения русскими Казанского ханства в 1552 г. С этого времени начинается планомерное наступление государства и церкви на Ислам, особенно ужесточившееся с начала ХVIII в., со времени правления императора Петра I. Процесс обращения «иноверцев» проводился при усиленном экономическом давлении на тех, кто не желал креститься: земли иноверцев-помещиков отписывались государю, новокрещеным же на 3 года предоставлялись налоговые льготы, а все поборы на них были переложены на плечи оставшихся в «неверии» татар-мусульман. Миссионеры оскверняли мусульманские кладбища, надмогильные плиты клались в основания строившихся православных храмов. По указу 1742 г. началось разрушение мечетей: буквально за два месяца в Казанском уезде из существовавших 536 мечетей было сломано 418, в Симбирской губернии из 130 - 98, в Астраханской из 40 - 29.

Татары не выдержали: с  одной стороны стало массовым их бегство в те районы, где жизнь  была полегче. Наиболее доступным из таких районов было Приуралье, Заволжье; с другой стороны, они приняли активнейшее участие в ряде восстаний, в том числе и в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева (1773-75 гг.), потрясшей все основы феодальной России. В этом противостоянии татар еще больше усилилось объединяющее влияние ислама и мусульманского духовенства. Даже в дорусский период татарской истории, когда ислам занимал главенствующие идеологические позиции, он не играл такой значительной роли в духовной жизни народа, как в период гонений и притеснений второй половины XVI - середины XVIII вв. Ислам начал играть громадную роль в развитии не только культуры, но даже и этнической идентичности. По-видимому не случайно, что в XVIII-XIX вв. многие из татар Поволжья и Урала, определяя свою этническую принадлежность, предпочитали именовать себя мусульманами.

 

    1. Традиции и обычаи

Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и  у нынешнего поколения.

У каждого народа есть свои традиции и обычаи, уходящие корнями  в далекое прошлое и воскреснувшие  сейчас в виде национальных праздников.

У татар есть два слова  означающие праздник. Религиозные мусульманские  праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете - праздник поста и Корбан гаете - праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм, что означает «весенняя красота», «весеннее торжество».

Мусульманские праздники  у татар - мусульман включают в  себя коллективную утреннюю молитву, в  которой участвуют только мужчины. Затем они идут на кладбище и молятся  возле могил своих родных и  близких. А женщины в это время  готовят дома праздничный обед. Как  и в русской традиции, в праздники  с поздравлением заходили в дома родственников и соседей. В дни  Корбан-байрам (праздник жертвы) старались угостить мясом от убитого барашка как можно больше людей.   

РАМАДАН (Рамазан) (в тюркских языках более распространено название ураза) девятый месяц мусульманского календаря, месяц поста. Согласно исламской  традиции, в этот месяц пророку  Мухаммаду было передано через ангела Джибриля первое божественное откровение, которое впоследствии вошло в священную книгу ислама - Коран.

 Пост в рамадан - одна из главных обязанностей  каждого мусульманина. Он предписан,  чтобы укрепить мусульман в  самодисциплине и точном исполнении  наказов Аллаха. В течение всего  светового дня (от восхода солнца  и до заката) запрещено есть, пить, курить, вкушать удовольствия и  предаваться развлечениям. Днем  надо работать, молиться, читать  Коран, заниматься благочестивым  размышлениям и поступкам и  благотворительностью.  

Информация о работе Татары: этнос народа