Кочевые народы древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:13, реферат

Краткое описание

Сельджуки (тур. Selçuklular, туркм. Seljuklar, азерб. Səlcuqlar, перс. سلجوقیان‎ Saljuqiyân, араб. سلاجقة‎‎ Saljuq, as-Salājiqa) - ветвь огузов, из племени кынык, которые, подобно туркменам, османам, гагаузам и азербайджанцам принадлежат к западным тюркам. Имя получили от главного вождя своей орды, Сельджука, поселившегося, по преданию, в 955 году в Дженде на Сыр - Дарье; его внуками были завоеватели Тогрул - бек и Чагры - бек. Общий очерк завоеваний Сельджуков и их правления. Единовластными султанами Сельджуков были Тогрул - бек (1035, 1058 - 1063), сын Чагрыл- бека Алп - Арслан (1063 - 1072), Мелик-шах (1072 - 1092).

Файлы: 1 файл

кочевые народы древности.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Сарматские племена (роксоланы, языги, аланы и др.) доминировали на территории Украины с III в. до н.э. по III в. н.э. Пришли они из южно-уральских  степей, обосновались к северо-востоку от скифов. В середине III века н.э. их смели германские племена (готы). Часть сарматов вошла в состав готской державы Германариха, часть "попросила убежища" у праславян и влилась в состав Черняховской культуры, остальные ушли за Дон. Окончательно смяли сарматов гунны – кого смогли истребили, остальных – ассимилировали.

      Сарматы - "родственники" скифов, антропологический тип и тех, и других, схож. Как пишет Геродот, "савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном".

      Сарматы, как и скифы, представляли собой народ-армию, где всё мужское население являлось военнообязанным. Античные авторы всегда подчёркивали агрессивность сарматов, их воинственность.

Со скифами сарматы воевали  и как враги, и как союзники. В мирное время разделяли зоны влияния и совершали набеги на праславянские сёла, на земли понтийского царя Митридата, на античные полисы (Ольвию, Тиру, Никоний). С сарматами вела постоянные войны Римская империя.

Несмотря на то, что  главным родом войск у сарматов была конница, в военной тактике  от своих предшественников они несколько отличались. У киммерийцев и скифов была лёгкая конница, у сарматов – тяжёлая: их лошади были не быстры, но чрезвычайно выносливы. И если киммерийцы и скифы стремительно проносились мимо противника и осыпали его ливнем стрел, то сарматы шли "в лоб". Пользовались они и более длинным мечом – 70-110 см.

      Экономика: Основу сарматской "экономики" составляли война и грабёж. Нападая на степных крестьян и жителей греческих полисов, они захватывали провиант и уводили в рабство здоровых крепких мужчин.

      Быт: Сарматы не чуждались и ремёсел: обрабатывали шкуры, шили из них одежду, колчаны, шлёмы; что-то там ткали, лепили, однако это было обычное домашнее рукоделие.

Сарматы умели добывать и обрабатывать металлы – литейщики  отливали котлы, зеркала, металлические  части конской сбруи; кузнецы  ковали железные мечи, кинжалы; ювелиры  из золота и серебра изготавливали украшения.

Сарматы достаточно активно  приторговывали – немного шкурами, немного ремесленническими поделками. Но основная статья их экспорта – рабы, которые "растамаживались" в Греции, Риме, на Ближнем Востоке, и даже в Индии и Китае. Импортировали  они ювелирные изделия, керамику, пряности.

      Сарматы любили пользоваться красивой посудой – амфорами, краснолаковыми кувшинами, тарелками, кубками. Эта посуда была греческого производства – собственные их керамические поделки довольно примитивны.

      Сарматы обожали ювелирные украшения. Поскольку животные в их жизни занимали значительное место, это сказалось на их культуре – сарматские золотые и серебряные изделия выполнены в так называемом зверином стиле: на оружии, предметах быта, конской упряжи много изображений барсов, пантер, волков, медведей, оленей, козлов, кабанов, орлов, баранов, лошадей, чьи фигурки стилизованы, полны динамики и экспрессии. Распространенными сюжетами были схватки диких зверей.

Своей письменности у  сарматов не было. Так же как и  чужой.

 

      Религиозные верования: В религиозных воззрениях сарматов особое место занимали культы солнца и огня. Поклонялись они и символу благосостояния - барану. В более позднее время сарматы переняли от скифов традиции поклонения мечу.

И, так же как и скифы, почитали аналогов греческих богов. В частности, Афродиту-Аргимпасу, которой даже ставили святилища. Эти сооружения имели форму круга и были своего рода духовным центром, объединяющим кочевников на определённое время. Состояло святилище из вала и жертвенника. Сведений о человеческих жертвоприношениях нет. Несомненно, в этих святилищах, кроме принесения в жертву богине Любви животных, сарматы проводили эротические культовые ритуалы. Как греки у алтарей храмов Афродиты.

      Общественное устройство: Основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая группу родственных семей. Захоронения и курганные могильники обычно располагаются компактными группами, представляющими собой погребения одного рода.

      Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе, своего рода гинекократия, т. е. господство женщин. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины - предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

      Военное дело: Основным промыслом сарматов, как и многих других племен, находившихся на стадии варварства, была война. Многочисленные отряды сарматских конных воинов, нередко защищенных панцирями и кольчугами, вооруженных длинными железными мечами, луком и стрелами, наводили страх на соседние народы и государства. Римляне, столкнувшиеся с сарматской угрозой, так описывали этих кочевников: «Свирепое лицо, грубый голос, ни волосы, ни борода не пострижены, между ними нет ни одного, который не носил бы налучья, лука и синеватых от змеиного яда стрел».

      Торговля: Сарматы не только воевали, враждовали с другими народами, но и имели довольно широкие торговые связи с внешним миром. О географии этих связей говорят найденные в сарматских курганах оренбургских степей - Пятимарах, Мечет-Сае, Прохоровке, Покровке, Тара-Бутаке, Нежинке, Орске, Филипповке и др., — прекрасные золотые изделия среднеазиатской работы, иранские блюда и печать, финикийское стекло, алебастровый сосуд с древнеегипетской надписью, самшитовый гребень, железный панцирь греческой работы и т. п.

      Искусство: Среди ремесленных и ювелирных изделий, изготовленных сарматскими и иноземными мастерами, преобладают выполненные в так называемом «зверином стиле», свойственном также скифам, сакам, массагетам и другим родственным ираноязычным народам. На оружии, предметах быта, украшениях, конской упряжи изображались дикие звери: барс, пантера, волк, медведь, олень, горный козел, кабан, орел, а также баран, лошадь и др. Изображения стилизованы, полны динамики, экспрессии. Распространенным сюжетом была борьба диких зверей.

«Звериный стиль» был  порожден религиозными верованиями, представлениями, связанными с поклонением животным. Ведущее же место в религиозных  верованиях сарматов занимал культ  огня, связанный с почитанием солнца как главного божества. Над могилой  умершего сородича они разводили огромный погребальный костер и засыпали могильную яму его остатками, т. е. углем, перегорелой и прокаленной землей. В могилах жриц встречаются каменные переносные алтарики-жертвенники, также связанные с культом огня. В более позднее время у сарматов получило распространение поклонение мечу, символизирующему бога войны.

      Начиная с I в. н.э. сарматы совершали неоднократные вторжения в Закавказье. Часть сарматских продвинулись на запад и осели на Дунае возле границы с Римской империей. Среди сарматов значительно усиливается племя аланов. В 1 и 2 вв. происходят многочисленные вооруженные столкновения аланов с римскими легионами.

      В 3 в. н.э. сарматское влияние в Северном Причерноморье перечеркивает нашествие готов на запад, а веком спустя сарматско-аланские племена были разгромлены воинственными гуннами. В 4–5 вв. часть сарматов присоединилась к готам и гуннам и приняла участие в Великом переселении народов, тем самым став одним из варварских племен, разрушивших некогда великую Римскую империю. Аланы достигли Испании, и часть из них даже пересекла Гибралтар и проникли в Северную Африку.

      Отдельные группы сарматов смешались со славянскими, тюркскими и северокавказскими (осетины) племенами.

 

      Источники:

- М. Арушев. Сарматы и протославянские племена.

- Зобов Ю. С. Древниеобитатели приуральских степей: сарматы.

- Л. И. Футорянский. История Оренбуржья

 

 

 

 

 

 

6.Кидани

      Кидани (китаи) - кочевые племена монгольской (согласно китайской историографии - тунгусской) группы, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Республики Монголия и Маньчжурии. С 907 по 1125 существует киданьское государство Ляо, управляемое кланами Елюй и Сяо. Протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана, империя Ляо стала наиболее могущественной державой Восточной Азии. Это отразилось в том, что историческое называние Китая в славянской и западной (Cathay) традициях восходит именно к этнониму кидани.

      Возникновение государственности: В 468 зафиксировано первое данническое посольство киданей в государство Тоба Вэй. В VI в. кидани стали частью степной империи тюрков, вследствие захвата часть населения эмигрировала на территорию современной Кореи.

      Попеременно выступают союзниками и агрессорами по отношению к китайской империи Тан. В 644 они выступают на стороне китайцев против Кореи. В 696 киданский вождь принимает титул кагана, выходя из подчинения Тан. Китай отвечает несколькими походами, однако договор удается заключить только в 714, скрепив его политическим браком. Таковой также фигурирует в 745: кидани ведут политику балансирования между танским Китаем и тюрками. После усиления уйгуров кидани объявляют себя их данниками, однако в 842 снова переходят на китайскую сторону. 
      Социальное устройство: Основные черты социального устройства доимперского периода истории киданей: существование ордо - дружин при каждом из правителей, отсутствие столицы или какой-либо постоянной резиденции киданьских вождей. Как и чжурчжэни впоследствии, кидани предпочитали сменять резиденции в зависимости от наступления рыболовного и охотничьего сезонов (отмечаемых, соответственно, ритуалами поимки первой рыбы и первого дикого гуся).

      Благодаря разрозненным источникам времен Ляо известны многие детали религиозной системы киданей, мифы о первопредках и вождях древности. Гора Му-е была местом отправления племенного шаманского культа: согласно одному из мифов, в этом месте встретились праотец и праматерь киданьских племен, которые позднее стали трактоваться как Бог Неба и Богиня Земли. 
      Переход от племенной федерации к империи с династической системой наследования происходит в правление киданьского вождя Абаоцзи (Елюй Амбагай). В 907 он провозглашает себя каганом, а в 916 императором, подчинив несколько соседних племён (считается, что в IX в. кидани состояли из 8-и племенных групп). В 926 Абаоцзи расширяет территорию за счёт соседнего царства Бохай (Бохайго), охватывавшего юг Приморья, юго-восток Маньчжурии и северо-восток Кореи. 
      История: В 947 новое государство было названо Великим Ляо, в 983 -Великим государством киданей, в 1066 - снова Великим Ляо. Активно укрепляясь на северных рубежах Китая, кидани отторгли часть его территорий (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси). Основы управления в государстве Ляо были созданы китайцами и корейцами, на основе китайских иероглифов и из китайских элементов письма была создана письменность, развивались города, ремёсла, торговля.

      Не сумев справиться с соседями и вернуть утраченные территории, Сунская империя была вынуждена пойти на подписание в 1004 мирного договора и согласиться на выплату дани. В 1042 дань была увеличена, а в 1075 Китай отдал киданям ещё часть своей территории. 
      С конца XI века государство Ляо приходит в упадок, а в 1125 его уничтожают чжурчжэни. Часть киданьской знати (каракидане, или каракитаи) уходит в Среднюю Азию, где в районе рек Талас и Чу сложилось небольшое государство каракитаев - Западное Ляо (1124 - 1211). 
      В 1211 г. бежавшие под натиском Чингисхана найманы наводнили Среднюю Азию и пленили гурхана, однако уже семь лет спустя Каракитайское государство вошло в состав Монгольской империи. Под властью монголов каракитаи растворились в окружающих племенах, в частности найманах.

      Современные исследователи не смогли доказать преемственность между киданями и какими-либо этническими группами, являющиеся их возможными потомками: ни на северо-востоке Китая, ни в Туркестане, где они, по всей видимости, ассимилировались с местным тюрко- и ираноязычным населением. Результаты последних генетических исследований говорят в пользу предположения о том, что дауры по крайней мере частично являются потомками киданей.

 

      Источники:

- Маликов А.М. Хитаи долины Среднего Зеравшана в XVIII-начале XXв. // Археология и история Центральной Азии. Самарканд, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Саки

      Саки - обирательное название группы ираноязычных кочевыхи полукочевых племён I тыс. до н. э. - первых веков н. э. в античных источниках.

      В VII-IV вв. до н.э. Южный, Восточный и Центральный Казахстан заселили саки - первые племенные объединения на территории Казахстана. Они говорили на восточноиранских и прототюркских языках, имели монголоидные черты лица. Наиболее подробные и интересные сведения о саках содержат греческо - римские источники. Сведения о саках содержатся также на клинописных наскальных надписях Персидских царей.

      История: В древнеперсидских источниках, саков называли «могучими мужами»,  а в иранских – «турами с резвыми конями». Саков - массагетов описывал древнегреческий ученный Геродот. Так как саки по одежде и образу жизни были похожи на скифов. Геродот называл их «восточными скифами». Изображения саков - тиграхауда встречаются в рельефах дворца Ксеркса в Персеполе.

      Общественное устройство: Сакские племена (массагеты, апасиаки, даи каспии и др.) делились на три группы: парадарайя (заморские или заречные)  проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи), тиграхауда (носящие остроконечные шапки) жили в районе средней Сырдарьи и Амударья, в Семиречье, на Тянь-Шане,хаомоварга расселились в долине Мургаба.

Информация о работе Кочевые народы древности