Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:13, реферат
Сельджуки (тур. Selçuklular, туркм. Seljuklar, азерб. Səlcuqlar, перс. سلجوقیان Saljuqiyân, араб. سلاجقة Saljuq, as-Salājiqa) - ветвь огузов, из племени кынык, которые, подобно туркменам, османам, гагаузам и азербайджанцам принадлежат к западным тюркам. Имя получили от главного вождя своей орды, Сельджука, поселившегося, по преданию, в 955 году в Дженде на Сыр - Дарье; его внуками были завоеватели Тогрул - бек и Чагры - бек. Общий очерк завоеваний Сельджуков и их правления. Единовластными султанами Сельджуков были Тогрул - бек (1035, 1058 - 1063), сын Чагрыл- бека Алп - Арслан (1063 - 1072), Мелик-шах (1072 - 1092).
Сарматские племена (роксоланы, языги, аланы и др.) доминировали на территории Украины с III в. до н.э. по III в. н.э. Пришли они из южно-уральских степей, обосновались к северо-востоку от скифов. В середине III века н.э. их смели германские племена (готы). Часть сарматов вошла в состав готской державы Германариха, часть "попросила убежища" у праславян и влилась в состав Черняховской культуры, остальные ушли за Дон. Окончательно смяли сарматов гунны – кого смогли истребили, остальных – ассимилировали.
Сарматы - "родственники" скифов, антропологический тип и тех, и других, схож. Как пишет Геродот, "савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном".
Сарматы, как и скифы, представляли собой народ-армию, где всё мужское население являлось военнообязанным. Античные авторы всегда подчёркивали агрессивность сарматов, их воинственность.
Со скифами сарматы воевали и как враги, и как союзники. В мирное время разделяли зоны влияния и совершали набеги на праславянские сёла, на земли понтийского царя Митридата, на античные полисы (Ольвию, Тиру, Никоний). С сарматами вела постоянные войны Римская империя.
Несмотря на то, что главным родом войск у сарматов была конница, в военной тактике от своих предшественников они несколько отличались. У киммерийцев и скифов была лёгкая конница, у сарматов – тяжёлая: их лошади были не быстры, но чрезвычайно выносливы. И если киммерийцы и скифы стремительно проносились мимо противника и осыпали его ливнем стрел, то сарматы шли "в лоб". Пользовались они и более длинным мечом – 70-110 см.
Экономика: Основу сарматской "экономики" составляли война и грабёж. Нападая на степных крестьян и жителей греческих полисов, они захватывали провиант и уводили в рабство здоровых крепких мужчин.
Быт: Сарматы не чуждались и ремёсел: обрабатывали шкуры, шили из них одежду, колчаны, шлёмы; что-то там ткали, лепили, однако это было обычное домашнее рукоделие.
Сарматы умели добывать и обрабатывать металлы – литейщики отливали котлы, зеркала, металлические части конской сбруи; кузнецы ковали железные мечи, кинжалы; ювелиры из золота и серебра изготавливали украшения.
Сарматы достаточно активно
приторговывали – немного шкурами,
немного ремесленническими
Сарматы любили пользоваться красивой посудой – амфорами, краснолаковыми кувшинами, тарелками, кубками. Эта посуда была греческого производства – собственные их керамические поделки довольно примитивны.
Сарматы обожали ювелирные украшения. Поскольку животные в их жизни занимали значительное место, это сказалось на их культуре – сарматские золотые и серебряные изделия выполнены в так называемом зверином стиле: на оружии, предметах быта, конской упряжи много изображений барсов, пантер, волков, медведей, оленей, козлов, кабанов, орлов, баранов, лошадей, чьи фигурки стилизованы, полны динамики и экспрессии. Распространенными сюжетами были схватки диких зверей.
Своей письменности у сарматов не было. Так же как и чужой.
Религиозные верования: В религиозных воззрениях сарматов особое место занимали культы солнца и огня. Поклонялись они и символу благосостояния - барану. В более позднее время сарматы переняли от скифов традиции поклонения мечу.
И, так же как и скифы, почитали аналогов греческих богов. В частности, Афродиту-Аргимпасу, которой даже ставили святилища. Эти сооружения имели форму круга и были своего рода духовным центром, объединяющим кочевников на определённое время. Состояло святилище из вала и жертвенника. Сведений о человеческих жертвоприношениях нет. Несомненно, в этих святилищах, кроме принесения в жертву богине Любви животных, сарматы проводили эротические культовые ритуалы. Как греки у алтарей храмов Афродиты.
Общественное устройство: Основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая группу родственных семей. Захоронения и курганные могильники обычно располагаются компактными группами, представляющими собой погребения одного рода.
Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе, своего рода гинекократия, т. е. господство женщин. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины - предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.
Военное дело: Основным промыслом сарматов, как и многих других племен, находившихся на стадии варварства, была война. Многочисленные отряды сарматских конных воинов, нередко защищенных панцирями и кольчугами, вооруженных длинными железными мечами, луком и стрелами, наводили страх на соседние народы и государства. Римляне, столкнувшиеся с сарматской угрозой, так описывали этих кочевников: «Свирепое лицо, грубый голос, ни волосы, ни борода не пострижены, между ними нет ни одного, который не носил бы налучья, лука и синеватых от змеиного яда стрел».
Торговля: Сарматы не только воевали, враждовали с другими народами, но и имели довольно широкие торговые связи с внешним миром. О географии этих связей говорят найденные в сарматских курганах оренбургских степей - Пятимарах, Мечет-Сае, Прохоровке, Покровке, Тара-Бутаке, Нежинке, Орске, Филипповке и др., — прекрасные золотые изделия среднеазиатской работы, иранские блюда и печать, финикийское стекло, алебастровый сосуд с древнеегипетской надписью, самшитовый гребень, железный панцирь греческой работы и т. п.
Искусство: Среди ремесленных и ювелирных изделий, изготовленных сарматскими и иноземными мастерами, преобладают выполненные в так называемом «зверином стиле», свойственном также скифам, сакам, массагетам и другим родственным ираноязычным народам. На оружии, предметах быта, украшениях, конской упряжи изображались дикие звери: барс, пантера, волк, медведь, олень, горный козел, кабан, орел, а также баран, лошадь и др. Изображения стилизованы, полны динамики, экспрессии. Распространенным сюжетом была борьба диких зверей.
«Звериный стиль» был порожден религиозными верованиями, представлениями, связанными с поклонением животным. Ведущее же место в религиозных верованиях сарматов занимал культ огня, связанный с почитанием солнца как главного божества. Над могилой умершего сородича они разводили огромный погребальный костер и засыпали могильную яму его остатками, т. е. углем, перегорелой и прокаленной землей. В могилах жриц встречаются каменные переносные алтарики-жертвенники, также связанные с культом огня. В более позднее время у сарматов получило распространение поклонение мечу, символизирующему бога войны.
Начиная с I в. н.э. сарматы совершали неоднократные вторжения в Закавказье. Часть сарматских продвинулись на запад и осели на Дунае возле границы с Римской империей. Среди сарматов значительно усиливается племя аланов. В 1 и 2 вв. происходят многочисленные вооруженные столкновения аланов с римскими легионами.
В 3 в. н.э. сарматское влияние в Северном Причерноморье перечеркивает нашествие готов на запад, а веком спустя сарматско-аланские племена были разгромлены воинственными гуннами. В 4–5 вв. часть сарматов присоединилась к готам и гуннам и приняла участие в Великом переселении народов, тем самым став одним из варварских племен, разрушивших некогда великую Римскую империю. Аланы достигли Испании, и часть из них даже пересекла Гибралтар и проникли в Северную Африку.
Отдельные группы сарматов смешались со славянскими, тюркскими и северокавказскими (осетины) племенами.
Источники:
- М. Арушев. Сарматы и протослав
- Зобов Ю. С. Древниеобитатели п
- Л. И. Футорянский. История Оренбуржья
6.Кидани
Кидани (китаи) - кочевые племена монгольской (согласно китайской историографии - тунгусской) группы, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Республики Монголия и Маньчжурии. С 907 по 1125 существует киданьское государство Ляо, управляемое кланами Елюй и Сяо. Протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана, империя Ляо стала наиболее могущественной державой Восточной Азии. Это отразилось в том, что историческое называние Китая в славянской и западной (Cathay) традициях восходит именно к этнониму кидани.
Возникновение государственности: В 468 зафиксировано первое данническое посольство киданей в государство Тоба Вэй. В VI в. кидани стали частью степной империи тюрков, вследствие захвата часть населения эмигрировала на территорию современной Кореи.
Попеременно выступают союзниками и
агрессорами по отношению к китайской
империи Тан. В 644 они выступают на стороне
китайцев против Кореи. В 696 киданский
вождь принимает титул кагана, выходя
из подчинения Тан. Китай отвечает несколькими
походами, однако договор удается заключить
только в 714, скрепив его политическим
браком. Таковой также фигурирует в 745:
кидани ведут политику балансирования
между танским Китаем и тюрками. После
усиления уйгуров кидани объявляют себя
их данниками, однако в 842 снова переходят
на китайскую сторону.
Социальное устройство:
Основные черты социального устройства
доимперского периода истории киданей:
существование ордо - дружин при каждом
из правителей, отсутствие столицы или
какой-либо постоянной резиденции киданьских
вождей. Как и чжурчжэни впоследствии,
кидани предпочитали сменять резиденции
в зависимости от наступления рыболовного
и охотничьего сезонов (отмечаемых, соответственно,
ритуалами поимки первой рыбы и первого
дикого гуся).
Благодаря разрозненным источникам времен
Ляо известны многие детали религиозной
системы киданей, мифы о первопредках
и вождях древности. Гора Му-е была местом
отправления племенного шаманского культа:
согласно одному из мифов, в этом месте
встретились праотец и праматерь киданьских
племен, которые позднее стали трактоваться
как Бог Неба и Богиня Земли.
Переход от племенной федерации
к империи с династической системой наследования
происходит в правление киданьского вождя
Абаоцзи (Елюй Амбагай). В 907 он провозглашает
себя каганом, а в 916 императором, подчинив
несколько соседних племён (считается,
что в IX в. кидани состояли из 8-и племенных
групп). В 926 Абаоцзи расширяет территорию
за счёт соседнего царства Бохай (Бохайго),
охватывавшего юг Приморья, юго-восток
Маньчжурии и северо-восток Кореи.
История: В 947 новое государство
было названо Великим Ляо, в 983 -Великим
государством киданей, в 1066 - снова Великим
Ляо. Активно укрепляясь на северных рубежах
Китая, кидани отторгли часть его территорий
(часть современных провинций Хэбэй и
Шаньси). Основы управления в государстве
Ляо были созданы китайцами и корейцами,
на основе китайских иероглифов и из китайских
элементов письма была создана письменность,
развивались города, ремёсла, торговля.
Не сумев справиться с соседями и вернуть
утраченные территории, Сунская империя
была вынуждена пойти на подписание в
1004 мирного договора и согласиться на
выплату дани. В 1042 дань была увеличена,
а в 1075 Китай отдал киданям ещё часть своей
территории.
С конца XI века государство
Ляо приходит в упадок, а в 1125 его уничтожают
чжурчжэни. Часть киданьской знати (каракидане,
или каракитаи) уходит в Среднюю Азию,
где в районе рек Талас и Чу сложилось
небольшое государство каракитаев - Западное
Ляо (1124 - 1211).
В 1211 г. бежавшие под натиском
Чингисхана найманы наводнили Среднюю
Азию и пленили гурхана, однако уже семь
лет спустя Каракитайское государство
вошло в состав Монгольской империи. Под
властью монголов каракитаи растворились
в окружающих племенах, в частности найманах.
Современные исследователи не смогли доказать преемственность между киданями и какими-либо этническими группами, являющиеся их возможными потомками: ни на северо-востоке Китая, ни в Туркестане, где они, по всей видимости, ассимилировались с местным тюрко- и ираноязычным населением. Результаты последних генетических исследований говорят в пользу предположения о том, что дауры по крайней мере частично являются потомками киданей.
Источники:
- Маликов А.М. Хитаи долины Среднего Зеравшана в XVIII-начале XXв. // Археология и история Центральной Азии. Самарканд, 2004.
7.Саки
Саки - обирательное название группы ираноязычных кочевыхи полукочевых племён I тыс. до н. э. - первых веков н. э. в античных источниках.
В VII-IV вв. до н.э. Южный, Восточный и Центральный Казахстан заселили саки - первые племенные объединения на территории Казахстана. Они говорили на восточноиранских и прототюркских языках, имели монголоидные черты лица. Наиболее подробные и интересные сведения о саках содержат греческо - римские источники. Сведения о саках содержатся также на клинописных наскальных надписях Персидских царей.
История: В древнеперсидских источниках, саков называли «могучими мужами», а в иранских – «турами с резвыми конями». Саков - массагетов описывал древнегреческий ученный Геродот. Так как саки по одежде и образу жизни были похожи на скифов. Геродот называл их «восточными скифами». Изображения саков - тиграхауда встречаются в рельефах дворца Ксеркса в Персеполе.
Общественное устройство: Сакские племена (массагеты, апасиаки, даи каспии и др.) делились на три группы: парадарайя (заморские или заречные) проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи), тиграхауда (носящие остроконечные шапки) жили в районе средней Сырдарьи и Амударья, в Семиречье, на Тянь-Шане,хаомоварга расселились в долине Мургаба.