Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:13, реферат
Сельджуки (тур. Selçuklular, туркм. Seljuklar, азерб. Səlcuqlar, перс. سلجوقیان Saljuqiyân, араб. سلاجقة Saljuq, as-Salājiqa) - ветвь огузов, из племени кынык, которые, подобно туркменам, османам, гагаузам и азербайджанцам принадлежат к западным тюркам. Имя получили от главного вождя своей орды, Сельджука, поселившегося, по преданию, в 955 году в Дженде на Сыр - Дарье; его внуками были завоеватели Тогрул - бек и Чагры - бек. Общий очерк завоеваний Сельджуков и их правления. Единовластными султанами Сельджуков были Тогрул - бек (1035, 1058 - 1063), сын Чагрыл- бека Алп - Арслан (1063 - 1072), Мелик-шах (1072 - 1092).
Политическое устройство: Венгерское общество в то время по-прежнему было основано на кровных, родовых связях и состояло из кланов. Несколько объединенных кланов составляли племя как боевую единицу. Племена отличались одно от другого происхождением, обычаями, говором и другими чертами, свойственными каждому племени как высшей ступени кровно-родовой общности, Представители средневековой венгерской аристократии позднее обосновывали свои наследственные права на власть и собственность тем, что они будто бы являются прямыми потомками вождей всех 108 (предположительно) кланов, завоевавших регион. Сам же процесс завоевания, однако, мало известен и вызывает яростные споры. Вероятно, это был медленный и постепенный процесс, когда каждое племя понемногу расширяло свои владения в Трансильвании, на Среднедунайской равнине, а также в Задунавье в течение тех семи-восьми лет, что длилось завоевание. Это доказывает и топонимика тех поселений, в названиях которых присутствуют имена племен: ньек, медьер, кюрт-дьярмат (первоначально, возможно, два самостоятельных племени), тарьян, енё, кер, кеси.
Источники:
- Контлер Ласло, История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы; М.: Издательство "Весь Мир", 2002 г.
10.Казахи
Казахи
- тюркский народ, основное население Казахстана. Казахи издавна проживают в смежных
с Казахстаном районах Китая, России, Узбекистана и Туркмени
Язык: казахский, входящий в кыпчакскую подгруппу тюркской группы языков.
Образование казахского государства: Процесс формирования казахского народа сопровождался складыванием казахской государственности. Казахские жузы и после образования народности во многом сохранили состав племен и племенных объединений прошлого. Такая генетическая связь прослеживается в родоплеменной структуре казахов, в однородности их хозяйственных и культурных форм, образа жизни и быта, общности территории. Эта связь четко отражена в преемственности языка у абсолютного большинства племен и племенных групп в раннефеодальных государствах на территории Казахстана. Постепенная, но неуклонная эволюция хозяйства, сдвиги в характере общественных отношений, укрепление феодальных начал естественно содействовали объединению родственных по языку однотипных в хозяйственно-бытовом укладе жизни племен и племенных групп и способствовали сложению новой этнической общности феодальной эпохи народности и возникновению государственности. Этническая ситуация при этом складывалась так, что иногда одни и те же племенные группы в силу политической обстановки входили в разные государственные образования, территория их расселения в отдельных случаях смещалась под давлением извне или в результате откочевок. Однако главная тенденция к объединению в крупное государственное образование пробивала себе дорогу. Так произошло и с Казахским ханством.
Образование Казахского ханства и начало формирования Казахской государственности по своей значимости относится к числу узловых проблем в истории Казахстана. Однако едва ли можно понять первопричины, вызвавшие к жизни собственно Казахское ханство, не ознакомившись с теми процессами, которые имели место на территории Казахстана и сопредельных государвств в рассматриваемый период. Итак, что же происходило в XIV и XV вв. на огромном пространстве Дешти Кипчак? В XIV в. часть территории современного Казахстана была известна как Узбекский улус, а другая - как Моголистан. Откуда появляется на политической карте Казахстана Моголистан? Образование его связано с распадом Чагатайского государства, так, по имени второго сына Чингисхана, называлось государство, образованное монголами в Средней Азии. Однако Чагатайское государство просуществовало относительно недолго. Падение авторитета ханской власти, ослабленной междоусобицами, привело к возвышению военно-кочевой знати. По этой причине в середине XIV в. страна раскололась на полтора десятка владений. В те же годы Чагатайское государство распалось, кроме того, на две части: Западную и Восточную.
Объединение казахских племен: Говоря об этнической истории казахов, хочется обратить внимание еще на следующие обстоятельства. Это — обособление их в степях, зажатых между Россией, Китаем и среднеазиатскими ханствами. Это кочевой и полукочевой образ жизни у большинства степного населения. Это наличие у казахов экзогамной системы брачных отношений. Эти обстоятельства создавали условия для укрепления традиционных связей, постоянных контактов, сношений между различными племенами, населявшими Дешти-кыпчакские степи, способствуя их консолидации, сближению и образованию постепенно казахского народа как единого целого. Процесс этот, начавшийся с глубокой древности, получил дальнейшее развитие к середине XV века, точнее к 1456 году, когда, окончательно отмежевываясь от хана Абулхаира — правителя кочевых узбеков, как историки именуют насельников степей тех лет, откочевали на восток со своими подданными султаны Джанибек и Керей.
Тем самым, положив начало объединению казахских племен в единое целое образованием на реке Чу самостоятельного ханства. Сплочению и консолидации казахских племен благоприятствовала и сложившаяся к этому времени расстановка сил в степях евразийского пояса.
Кочевой образ жизни казахов: Несмотря на то, что становление кочевого, полукочевого и оседлого типов хозяйства в Казахстане своими корнями уходит к началу I тыс. до н. э. и развитие этих типов хозяйства в разных климатических условиях происходило одновременно, хотя и различными темпами и никогда не прекращалось, казахов по инерции продолжают считать типичными кочевниками, не имевшими ничего общего с оседлостью, земледелием и тем более городской цивилизацией. При этом не принимается во внимание и то обстоятельство, что основой формирования, даже и существования трех казахских жузов - старшего, среднего и младшего также являлся тот или иной оазис, где находились города, оседло-земледельческие поселения, жители которых занимались не только торгово-ремесленными делами, но и скотоводством, орошаемым земледелием, пусть даже малопродуктивным. Не всегда и не обязательно скотоводы степей и земледельцы соседних с ними оазисов были этнически различным населением. На протяжении всей истории в составе одной и той же кочевой народности или племенного объединения какая-то часть его была полукочевой и даже оседлой. «Элементы оседлости и земледелия всегда сопутствуют кочевому скотоводческому хозяйству» - доказывают ученые. Имея своих сородичей на берегах Сырдарьи, в долинах Таласа, Келеса, Арыси, Чирчика, бассейне знаменитых семи рек - Джетысу, кочевники-скотоводы поддерживали с ними регулярные и достаточно прочные экономические связи, о чем свидетельствуют результаты раскопок на Отраре и других средневековых поселениях. В обмен на баранов, лошадей, верблюдов, шерсть, меха, кожи, шкуры кочевники получали в оазисах хлеб, который наряду с мясом и молочными продуктами составлял основу их пищи, а также ткань, посуду, оружие. В таких контактах было заинтересовано и население оазисов, которое получало из степей необходимые продукты.
Письменность: Китайский путешественник Чжан Цянь, проживший в общей сложности 13 лет (140-127 гг. до н. э.) среди усуней, кангюй-кангаров и других племен, сообщает, что у них была своя письменность. В районах, указанных путешественником, впоследствии выявлено 15 памятников, известных в науке под названием «таласские руны». Один из них, т. н. «Таласский камень», относящийся к V-VII вв., был открыт в 1896 году В. А. Каллауром. Надпись на камне гласит: «Имя его - Чур, от вас тридцать огланов (сыновей), от выгод и благ (мира) он отделился (т.е умер) ... жена вдовой осталась» (перевод С. Е. Малова). Другой выдающийся памятник письменной культуры этой эпохи был выявлен в 1963 году в городище Артык (Архук) недалеко от г. Туркестана. На нем было написано, что «в те времена потомство старого Сабука считалось старшим из семи царевичей» (перевод Г. Мусабаева, А. Айдарова).
Основа традиционной социальной организации: кочевая община, главной ячейкой которой была малая семья с патриархальными устоями. Брак патрилокальный. Были распространены обычаи левирата и сорората. Заключению брака предшествовало сватовство, неоднократное посещение женихом невесты, взаимные одаривания между сватами и выплата калыма.
Источники:
- Кузембайулы А., Абиль Е.А. История Казахстана , Издательство: Костанайский региональный институт исторических исследований, 2006г.