Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:40, реферат
Что такое миф? Происхождение мифа. Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные,библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека,рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе,Апполоне,Дионисе,Геракле,аргонавтах,искавших "золотое руно",Троянской войне и злоключениях Одиссея.
1.Вступление.
2 Мифы древнего Китая
2.1 Боги,Богини ,Герои,Демоны, Существа
2.2 Мифы
3 Мифы древних Славян
3.1 Боги, Богини,Герои, Демоны.Нечисть Существа.
3.2 Мифы
4. Мифы Эллады и Рима
4.1 Боги,Богини ,герои
4.2 Мифы
5.Мифы Древнего Египта
5. 1Боги,Богини ,Герои
5.2.Мифы
6.Северная мифология
6. 1Боги,Богини ,Герои
6.2.Мифы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
« Мифы народов мира»
1.Вступление.
2Мифы древнего Китая
2.1Боги,Богини ,Герои,Демоны, Существа
2.2Мифы
3 Мифы древних Славян
3.1Боги, Богини,Герои, Демоны.Нечисть Существа.
3.2Мифы
4. Мифы Эллады и Рима
4.1Боги,Богини ,герои
4.2Мифы
5.Мифы Древнего Египта
5. 1Боги,Богини ,Герои
5.2.Мифы
6.Северная мифология
6. 1Боги,Богини ,Герои
6.2.Мифы
1.Вступление.
Что такое миф? Происхождение мифа.
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего антич-
ные,библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и челове-
ка,рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе,Апполоне,Диони-
се,Геракле,аргонавтах,искавших
"золотое руно",Троянской
лючениях Одиссея.
Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает
именно "предание","сказание".
вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские ми-
фы,позже им стало известно
об арабских,индейских,германских,
ких,индийских сказаниях и их героях.Со временем сначала ученым,а потом
и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии,Оке-
ании,Африки.Выяснилось,что в основе священных книг христиан,мусуль-
ман,буддистов также лежат различные,подвергшиеся переработке мифологи-
ческие предания.
2.Мифы древнего Китая
2.1Боги:Гуаньди, Лэйгун, Майтрея ,Паньгу,Фуси , Шэньнун ,Юйди
Богини :Гуаньинь,НюйваСи ,ВанмуЧан
Герои:Басянь,И Хоу,Хуанди,Юй
Демоны:Чжун, Куй,Яньван
Существа:Лунван,Фэнхуан
Китайская мифолология, совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14-11 вв. до н. э.; «Ицзин», древнейшие части 8-7 вв. до н. э.; «Чжуаньцзы», 4-3 вв. до н. э.; «Лецзы», 4 в. до н. э.- 4 в. н. э.; «Хуайнаньцзы», 2 в. до н. э.; «Критические суждения» Ван Чуна, 1 в. н. э.). Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 4-2 вв. до н. э.), а также в поэзии Цюй Юаня (4 в. до н. э.). Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи - в сановников, чиновников и т. п. Большую роль играли тотемистические представления. Так, иньцы, племена и считали своим тотемом ласточку, племена ся - змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождём, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэнхуан - мифическую птицу - символ государыни (дракон стал символом государя).
Миф о хаосе (Хуньтунь), являвшем собой бесформенную массу, по-видимому, относится к числу древнейших (судя по начертанию иероглифов хунь и тунь, в основе этого образа лежит представление о водном хаосе). Согласно трактату «Хуайнаньцзы», когда не было ещё ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два божества. Представление об изначальном хаосе и мраке отразилось и в термине «кайпи» (букв. «отделение» - «начало мира», которое понималось как отделение неба от земли).
В «Хронологических записях
о трёх и пяти правителях» («Сань
у ли цзи») Сюй Чжэна (3 в. н. э.) говорится,
что небо и земля пребывали
в хаосе, подобно содержимому
куриного яйца. Отделение неба от земли
происходило по мере роста Паньгу,
с которым связывается и
Можно предполагать, что Паньгу
и Нюйва изначально входили в
различные племенные
3.Мифы древних славян
3.1Боги:Белбог,Велес,Даждьбог,
Богини:Берегиня,Девана,Доля,
Герои:Кострома,Купала,Магура,
Демоны:Аспид,Волкодлак.
Нечисть:Анчутка,Баба-Яга,
Существа:Алконост,Арысь-поле,
3.3Мифы
Славянские сказания,Древний рай Вырий,Древний богатырь,Славянские былины,Вольга Всеславьевич,Илья Муромец,Соловей – разбойник,Застава богатырская,Илья Муромец и Идолище,Илья Муромец и Калин Царь,Три поездки и смерть Ильи,Бой Добрыни со змеем,Удалая поляница,Чурило Пленкович,Василиса Никулишна,Сумхан – богатырь,Купец Садко,Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем.
У западных славян высшим богом считался Святовит, и ему соответствовал Триглав — трехголовый идол, которому поклонялись в Щетине (Штеттине) и Волине. В городе Ретре тот же вышний бог, сын Сварога, носил название Радегоста, а в чешских и польских преданиях он фигурирует под именем Крока или Крака. Уже древние писатели предполагали, что имя Святовита явилось вследствие смешения языческого бога с христианским святым Витом; название Радегоста было тоже, как предполагают, перенесено на бога с имени города, а город получил это имя от одного из своих князей. Крак, по сказанию Козьмы Пражского, был мудрый и справедливый судья и правитель народа. Каковы бы ни были эти догадки, несомненно, что все перечисленные имена означали одного и того же вышнего бога и что все они явились позднее. Дошедшие до нас смутные свидетельства о славянских богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к борьбе светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом. С этими представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь и культ предков. Души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит солнце; страна эта называлась у славян навьем, вырием, ирием, раем, пеклом. В эту страну надо снаряжать покойника, как в далекий путь, что достигается надлежащим погребением. До совершения похоронного обряда душа скитается на земле; у южных славян душа в этом состоянии носит название видогоня. Душа обречена на вечное скитание на земле, если правильного обряда не было выполнено; так, души девушек или детей, утонувших в воде, становятся русалками, мавками, вилами. Чтобы облегчить покойному путешествие в царство мертвых, славяне прибегали к сожжению: огонь погребального костра вмиг отделял душу от тела и отправлял ее в райские жилища. В этом огне П. Н. Милюков усматривает связь между двумя самостоятельно возникшими системами религиозных представлений: обоготворением сил природы и культом предков. С одной стороны, огонь был проявлением на земле небесного солнечного бога, посланником небесных богов; с другой стороны, он способствовал очищению души покойника и таким образом сам превратился в символ души предка, которая под именем Родa, Чура, домового становилась домашним божеством, охранителем семьи и рода. На очаге оба эти значения огня слились в одно нераздельное целое; на нем одинаково чествовались стихийный небесный бог и родовое божество семейной общины. Это двойственное значение огня находит наиболее яркое подтверждение в поверье западных славян о домашнем существе (чешское название его Křet, словен. Skrat), которое под видом огненного змея прилетает через трубу и приносит хозяину всякого хлеба и других плодов земных, а иногда и разные сокровища. В Тульской губернии существует поверье, что со дня Крещенья (зимний солнцеворот) появляется огненный змей (солнце), навещающий красных девушек (землю). К тому времени, когда среди славян стало распространяться христианство, славянская мифология не создала еще таких отчетливых представлений о богах, к каким пришли, например, греки: славянские боги продолжали сливаться со стихиями, которые они олицетворяли, и не имели еще ясных антропоморфических черт. Равным образом и культ предков у славян не вылился еще в такие отчетливые, законченные формы и не имел таких строгих юридических последствий, как у греков и римлян. Религиозные воззрения славян сводятся к тем древнейшим слоям религиозных верований, которые составляют общее достояние народов арийского племени: они сложились до начала истории славян как отдельной племенной группы и дальше почти не подвинулись. Соответственно этому у них не было выработано строгих форм культа, не было и особого жреческого сословия. Только у балтийских славян мы находим прочную религиозную организацию: кумиры, для которых воздвигались храмы, жрецов, совершавших богослужение по известному чину, с известными обрядами, имевших иерархическое устройство и с течением времени приобретших значение первенствующей касты. У прочих славянских племен не было ни общественных кумиров, ни храмов, ни жрецов; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов. Русские славяне лишь под влиянием варягов пришли к мысли изображать своих богов в истуканах. Первые истуканы поставлены были Владимиром, князем Киевским, на холме Перуну, Хорсу, Даждьбогу, а в Новгороде, Добрынею — Перуну над Волховом. При Владимире впервые появляются на Руси и храмы, вероятно, им же сооруженные, в которых он, по словам саги об Олаве Тригвесоне, сам приносил жертвы. Но при том же Владимире введено в России христианство, которое положило конец развитию славянского культа, хотя и долго еще не было в состоянии вытеснить остатки языческих верований. По принятии христианства народное сознание славян смешало новую веру со старою, частью слило своих богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение "бесов", частью сохранило верность своим родовым богам. Козьма Пражский († 1125 г.) рассказывает: "и доселе между многими из поселян, точно между язычниками, иной чтит источники или огни, иной обожает леса или деревья, либо каменья, иной приносит жертвы горам или холмам, иной кланяется идолам, глухим и немым, которые сам себе сделал, моля, чтобы они правили домом его и им самим". Под этими идолами Козьма разумеет, очевидно, домашних богов, которые у чехов назывались скритками и шетками, у русских — домовыми и т. д.; чешский домовой Křet изображался у чехов в виде маленьких бронзовых статуэток, величиною с палец, отчего он и назывался Paleček (мальчик с пальчик). Наиболее интересным отражением славянской мифологии является приурочение языческих верований к христианским праздникам. Подобно другим арийским народам, славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и поочередной победы светлых и темных сил природы. Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года — рождение нового солнца. Языческое содержание этого праздника славяне влили в празднование Рождества Христова, и самое празднование святок получило у них греко-римское название коляды. Обряды, которыми славяне-язычники встречали наступление весны и летний солнцеворот, также в большей или меньшей степени приурочены были к христианским праздникам: таковы руcaлии, семик, купало. При языческом характере праздников название праздника превращалось в название божества, в честь которого некогда он совершался. Таким образом явились другие славянские боги вроде Ярилы, Костромы и т. п., число которых, вероятно, увеличилось благодаря недалёкому обличительному усердию христианских миссионеров, не вдумывавшихся в общую религиозную мысль славян и видевших во всяком названии особого бога.
Своеобразие славянской мифологии,
которая, как и всякая иная, отражала
мировоззрение ее создателей, заключается
в том, что их жизнь была непосредственно
связана с миром низших духов,
обитающих повсеместно. Некоторым
из них приписывались ум, сила, доброжелательность,
иным — хитрость, злоба и коварство.
Древние полагали, что все эти
существа — берегини, вилы, водяные,
полевики и т. п., постоянно вмешиваются
в их жизнь и сопровождают человека
со дня появления на свет и до
самой смерти. Славяне верили, что
добрые и злые духи рядом с ними,
что они помогают собрать обильный
урожай и приносят болезни, сулят
счастливую семейную жизнь, порядок
в доме и наказывают за неблаговидные
поступки. Богов, которых было сравнительно
немного и которые управляли
природными явлениями и стихиями
— грозой, огнем, дождями, славяне
боялись и почитали, стараясь умилостивить
молитвами и
Поскольку собственно славянские тексты и изображения богов и духов не сохранились из-за того, что христианизация прервала языческую традицию, главным источником сведений являются средневековые хроники, поучения против язычества, летописи, археологические раскопки, фольклорные и этнографические собрания. Сведения о богах западных славян весьма скудны, это, например, "История Польши" Яна Длугоша (1415 — 1480), в которой дан список божеств и их соответствия из римской мифологии: Ныя — Плутон, Девана — Венера, Маржана — Церера и т. д.
Чешские и словацкие данные
о богах, как полагают многие ученые,
нуждаются в критическом