(в Кампании). Представителем
водной стихии был Нептун, позднее,
через отожествление с Посейдоном,
сделавшийся богом моря (с 399 г.
до н. э.).
К богам, деятельность которых
проявлялась в природе и жизни
и которые имели более яркую
индивидуальность, относятся Янус,
Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие
боги плодородия и деятельности в
растительном и животном царстве. С
Янусом Matutinus родственна Mater Matuta, богиня
рассвета, подательница света, помощница
при родах, вместе с Портумном
охранительница гаваней. Веста олицетворяла
собой огонь, горевший в очаге
как общественном, так и частном.
Культом богини заведовали шесть
дев, названных по имени ее весталками.
В противоположность Весте, олицетворявшей
благодетельную силу огня, Вулкан или
Волкан (Volcanus) был представителем разрушительной
огненной стихии. Как бог стихии,
опасной для городских построек,
он имел храм на Марсовом поле. Он призывался
в молитвах и вместе с богиней
плодородия, Майей, и считался божеством
солнца и молнии. Позднее он был отожествлен
с Гефестом и стал почитаться, как бог
кузнечного искусства и вулканов. Главными
божествами, покровительствовавшими земледелию,
были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы)
и Опс, супруга Конса. Позднее Сатурн был
отожествлен с греческим Кроном, Опс —
с Реей, причем многие особенности греческого
культа были внесены в римский культ этих
божеств.Могущественнее всех упомянутых
божеств были боги небесного и воздушного
пространства, Юпитер и Юнона: Юпитер —
как бог дневного света, Юнона — как богиня
луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как
у греков — Зевсу; поэтому Юпитер считался
самым могущественным из богов. Его оружие
— молния; в древнее время в особых культах
он даже назывался молнией. Он же посылал
оплодотворяющие дожди (Elicius) и почитался
как бог-податель плодородия и изобилия
(Liber). В честь его были установлены праздники,
связанные со сбором винограда; он был
покровителем земледелия, скотоводства
и молодого поколения. Напротив, атмосферные
явления, приносящие опасность и гибель
людям, приписывались Вейовису (Veiovis, Vediovis)
— злому Юпитеру; родственный Юпитеру
Summanus (sub mane — под утро) был богом ночных
бурь. Как помощник в битвах, Юпитер назывался
Stator, как податель победы — Victor; в честь
его была учреждена коллегия фециалов,
которые требовали удовлетворения у неприятелей,
объявляли войну и заключали договора
с соблюдением известных обрядов. Вследствие
этого Юпитер призывался в подтверждение
верности слова, как Deus Fidius — бог клятв.
В связи с этим Юпитер был также покровителем
границ и собственности (Juppiter Terminus или
просто Terminus). Главным священнослужителем
Юпитера был flamen Dialis; жена фламина — flaminica
— была жрицей Юноны. Культ Юноны был распространен
во всей Италии, в особенности у латинян,
осков, умбров; в честь ее получил свое
название месяц Junius или Junonius. Как лунной
богине, ей были посвящены все календы;
оттого же она называлась Lucina или Lucetia.
Как Juno Juga или Jugalis или Pronuba, она освящала
брачные союзы, как Sospita — охраняла жителей.
Божества подземного мира не имели той
яркой индивидуальности, которая поражает
нас в соответственном отделе греческой
мифологии; у римлян не было даже царя
этого подземного мира. Богом смерти был
Orcus; наряду с ним упоминается богиня —
покровительница умерших — Tellus, Terra mater,
— принимавшая тени в свое лоно. Как мать
ларов и манов, она называлась Lara, Larunda
и Mania; как avia Larvarum — она олицетворяла собой
ужас смерти. Те же религиозные представления,
которые создали ряд dei indigetes — божеств-представителей
отдельных человеческих действий и деятельностей,
— вызвали ряд божеств, олицетворявших
нравственные и духовные отвлеченные
понятия и человеческие отношения. Сюда
относятся Fortuna (Судьба), Fides (Верность),
Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость),
Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение),
Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода),
Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др. В императорскую
эпоху почти каждое отвлеченное понятие
олицетворялось в образе женщины, с соответствующим
атрибутом. Были, наконец, еще боги, усвоенные
римлянами у других народов, главным образом
у этрусков и греков. Греческое влияние
выразилось особенно сильно после того,
как были привезены в Рим из Кум Сивиллины
книги — сборник греческих изречений
оракула, сделавшийся книгой откровения
римской религии. Греческие религиозные
понятия и особенности греческого культа
твердо водворились в Риме, или сливаясь
с родственными римскими, или вытесняя
бледные римские представления. Борьба
рельефных образов греческой религии
с неясными очертаниями римской кончилась
тем, что римские мифологические представления
почти совсем утратили национальный характер,
и только благодаря консервативному культу
римская религия сохранила свою индивидуальность
и влияние. К числу иноземных божеств относятся
этрусская Минерва (Menrva, Minerva), богиня мышления
и разума, покровительница ремесел и искусств.
Благодаря сопоставлению с Палладой, Минерва
вошла в капитолийскую триаду и имела
в капитолийском храме свою целлу. Отличие
Минервы от Паллады состояло лишь в том,
что первая не имела отношения к войне.
Венера вероятно была древней италийской
богиней прелести и расцвета, но в культе
слилась с греческой Афродитой. Меркурий
первоначально был известен как deus indiges
— покровитель торговли (merx, mercatura), но
позднее, через сопоставление с Гермесом,
принял атрибуты греческого бога. Геркулес
(переделка на лат. лад греч. Ήρακλής) стал
известен в Риме с установлением лектистерний;
сказания о нем целиком заимствованы из
греческой мифологии. Под названием Цереры
(Ceres) с 496 г. до н. э. была известна греческая
Деметра, культ которой оставался в Риме
совершенно греческим, так что даже жрицами
при ее храме были гречанки. Аполлон и
Dis pater — также чисто греческие божества,
из которых последний соответствовал
Плутону, на что указывает сопоставление
латинского имени с греческим (Dis = dives —
богатый = Πλούτων). В 204 г. был привезен
в Рим священный камень Великой Идейской
Матери из Пессинунта; в 186 г. существовал
уже греческий праздник в честь Диониса-Либера
— Вакханалии; затем из Александрии перешли
в Рим культы Изиды и Сераписа, а из Персии
— мистерии солнечного бога Митры. Героев,
в греческом смысле, у римлян не было, потому
что не было эпоса; только некоторые отдельные
боги природы, в разных местностях, почитались
как основатели древнейших учреждений,
союзов и городов. Сюда относятся древнейшие
цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул,
Нума и др.), изображаемые не столько как
герои войн и битв, сколько как устроители
государств и законодатели. И в этом отношении
латинские сказания сложились не без влияния
греческой эпической формы, в которую
облекалась вообще значительная часть
римского религиозного материала. Особой
характеристичной чертой этих героев
было то, что, хотя они и представлялись
доисторическими деятелями, но оканчивали
свою жизнь не смертью, а исчезновением
неизвестно куда (сюда относился термин
non comparuit). Такова была, по преданию, судьба
Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Герои
Италии не оставляют после себя потомства,
как мы видим это в греческих сказаниях;
хотя некоторые римские фамилии и вели
свое происхождение от героев (Фабии —
от Геркулеса, Юлии — от Аскания), но из
этих преданий не создалось генеалогических
сказаний; с их отголоском сохранилось
лишь несколько литургических гимнов
и застольных песен. Лишь с проникновением
в римскую духовную жизнь греческих форм
и идей получили развитие римские генеалогические
сказания, слагавшиеся и распространявшиеся,
в угоду римской аристократии, греческими
риторами и грамматиками, нашедшими себе
приют в Риме в качестве гостей, друзей
и рабов: учителей и воспитателей. Римские
боги были нравственнее греческих. Римляне
сумели подчинить дисциплине все силы
человека и обратить их к одной цели —
возвеличению государства; сообразно
с этим, и римские боги, опекая человеческую
жизнь, были защитниками справедливости,
права собственности и др. человеческих
прав. Оттого нравственное влияние римской
религии было велико, особенно в период
расцвета римской гражданственности.
Похвалы набожности древних римлян мы
встречаем у большинства римских и греческих
писателей, особенно у Ливия и Цицерона;
сами греки находили, что римляне — наиболее
благочестивый народ во всем мире. Хотя
их благочестие и было наружное, однако,
оно доказывало уважение к обычаям, а на
этом уважении покоилась основная добродетель
римлян — патриотизм.
5.Мифы Древнего Египта
5.1Боги:Амон,Анубис,Апис,Атон,Баалю,Геб,Гор,Мин,Нун,Осирис.Птах,Ра,Себек,Сет,Тот,Хонсу,Хнум,Шу
Богини:Астарта,Баст,Исида,Маа,Нехбет,Нут,Сехмет,Тефнут,Хатхор.
Демоны:Азазель,Апоп,Лилит.
Мифы:Первые египетские
божества,Жизнь и смерть Осириса,Месть
Гора,Книга мертвых Амдуат.
Источники
изучения мифологии Древнего
Египта отличаются неполнотой
и несистематичностью изложения.
Характер и происхождение многих
мифов реконструируются на основе
поздних текстов. Основными памятниками,
отразившими мифологические представления
египтян, являются разнообразные
религиозные тексты: гимны и молитвы
богам, записи погребальных обрядов
на стенах гробниц. Наиболее
значительные из них – «Тексты
пирамид» - древнейшие тексты заупокойных
царских ритуалов, вырезанные на
стенах внутренних помещений
пирамид фараонов V и VI династий
Древнего царства (XXVI – XXIII вв.
до н. э.); «Тексты саркофагов»,
сохранившиеся на саркофагах
эпохи Среднего царства (XXI –
XVIII вв. до н.э.), «Книга мертвых» -
составлявшаяся начиная с периода
Нового царства и до конца
истории Египта.
Египетская
мифология начала формироваться
в VI – IV тыс. до н. э., задолго до возникновения
классового общества. В каждой области
(номе) складывается свой пантеон и
культ богов, воплощенных в небесных
светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях
и т.д.
Значение
египетских мифов неоценимо, они дают
ценный материал и для сравнительного
изучения религиозных представлений на
Древнем Востоке, и для исследования идеологии
греко-римского мира, и для истории возникновения
и развития христианства.
Космогонические
мифы Судя по данным археологии, в самый
древний период египетской истории
еще не было космических богов, которым
приписывали сотворение мира. Ученые
полагают, что первая версия этого
мифа возникла незадолго до объединения
Египта. Согласно этой версии, солнце родилось
от союза земли и неба. Это олицетворение,
несомненно, древнее, чем космогонические
идеи жрецов из крупных религиозных
центров. Как обычно, от уже существующего
мифа не отказывались, и образы Геба
(бога земли) и Нут (богини неба) как
родителей бога солнца Ра сохраняются
в религии на протяжении всей древней
истории. Каждое утро Нут производит
на свет солнце и каждый вечер прячет
его на ночь в своем чреве.
Египетские
мифы о начале мира не представляют
собой единого, цельного рассказа. Часто
одни и те же мифологические события
изображены по-разному, и боги в них
выступают в различном облике.
Любопытно, что при множестве
космогонических сюжетов, объясняющих
сотворение мира, чрезвычайно мало
места уделяется созданию человека.
Древним египтянам казалось, что
боги сотворили мир для людей.
В письменном литературном наследии
Египта очень мало прямых указаний
на сотворение рода человеческого, такие
указания – исключение. В основном
же египтяне ограничивались убеждением,
что человек обязан своим существованием
богам, которые ждут от него за это
благодарности, понимаемой очень просто:
человек должен поклоняться богам,
строить и содержать храмы, регулярно
совершать жертвоприношения.
Жрецы Гелиополя
создали свою версию возникновения
мира, объявив его создателем бога
солнца Ра, отождествленного с другими
богами – творцами Атумом и Хепри
(«Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри»
можно перевести как «Тот, кто
возникает» или «Тот, кто приводит
к возникновению»). Атума обычно
изображали в облике человека, Хепри
в виде скарабея, а это значит,
что его культ восходит к тому
времени, когда богам придавали
облик животных. Любопытно, что у
Хепри никогда не было собственного
места культа. Как олицетворение
восходящего солнца, он был тождествен
Атуму – заходящему солнцу и Ра
– светящему днем. Придаваемый
ему облик скарабея был связан
с убеждением, что этот жук способен
размножаться сам по себе, отсюда его божественная
созидательная сила. А вид скарабея, толкающего
свой шар, подсказал египтянам образ бога,
катящего солнце по небу. Миф
о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан
в «Текстах пирамид», а к тому времени,
когда текст его впервые был высечен в
камне, он, вероятно, существовал уже давно
и был широко известен.
Согласно «Текстам пирамид»,
Ра – Атум - Хепри создал себя сам,
возникнув из хаоса, именуемого Нуном.
Нун, или Первоокеан, изображался
обычно как необозримое предвечное
водное пространство. Атум, появившись
из него, не нашел места, на котором
ему можно было бы удержаться. Поэтому
он в первую очередь создал холм
Бен-бен. Стоя на этом островке твердой
почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к
созданию других космических богов.
Поскольку он был один, первую пару
богов ему пришлось родить самому.
От союза этой первой пары произошли
другие боги, таким образом, согласно
гелиопольскому мифу, появились земля
и правящие ею божества. В продолжающемся
акте творения от первой пары богов
– Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) –
родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они
в свою очередь породили двух богов
и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду
и Нефтиду. Так возникла Великая
Девятка богов – Гелиопольская
Эннеада.
Эта версия сотворения
мира не была единственной в египетской
мифологии. По одному из преданий, создателем
людей был, например, гончар – бог
Хнум, представлявшийся в облике барана,
- который вылепил их из глины.
Богословы Мемфиса,
крупнейшего политического и
религиозного центра Древнего Египта,
одного из его столиц, включили в
свой миф о сотворении мира многих
богов, принадлежавших разным религиозным
центрам, и подчинили их Пта как
творцу всего. Мемфисский вариант космогонии
по сравнению с гелиопольским
значительно более отвлеченный:
мир и боги созданы не с помощью
физического акта – как в процессе
творения Атумом, - а исключительно
мыслью и словом.
Иногда небесный
свод представлялся в виде коровы
с телом, покрытым звездами, но существовали
еще представления, согласно которым
небо – это водная поверхность, небесный
Нил, по которому днем солнце днем обтекает
землю. Под землей тоже есть Нил, по
нему солнце, спустившись за горизонт,
плывет ночью. Нил, протекающий по земле,
олицетворялся в образе бога Хапи,
который способствовал урожаю своими
благодатными разливами. Сам Нил
также населялся добрыми и
злыми божествами в образе животных:
крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов,
змей и т. д. Плодородием полей
ведала богиня – владычица закромов
и амбаров Рененутет, почитавшаяся
в образе змеи, которая появляется
на поле во время жатвы, следя за
тщательностью уборки урожая. Урожай
винограда зависел от бога виноградной
лозы Шаи.
Характер
Осириса как бога растительности
отразился и в другом цикле
обрядов. В специальном помещении
храма водружалось сделанное
из глины подобие фигуры Осириса,
которое засевалось зерном. К празднику
Осириса его изображение покрывалось
зелеными всходами, что символизировало
возрождение бога. На рисунках нередко
встречается мумия Осириса с
проросшими из нее всходами, которые
поливает жрец.
Представление
об Осирисе как о боге плодородия
было перенесено и на фараона, который
считался магическим средоточием плодородия
страны и поэтому участвовал во всех
основных обрядах земледельческого
характера: с наступлением времени
подъема Нила бросал в реку свиток
– указ о том, что начало разлива
наступило; первый торжественно начинал
подготовку почвы для посева; срезал
первый сноп на празднике жатвы, за
всю страну приносил благодарственную
жертву богине урожая Рененутет и статуям
умерших фараонов после окончания полевых
работ.
В египетских
мифах нашли отражение особенности
мировосприятия жителей долины Нила,
их представления о происхождении
мира и его устроении, сложившиеся
на протяжении тысячелетий и уходящие
своими корнями в первобытные
времена. Здесь и попытки найти
истоки бытия в биологическом
акте творения богов, поиски изначальной
субстанции, олицетворенной божественными
парами, - зародыш позднейших учений
о первоэлементах мира, и, наконец, как
одно из высших достижений египетской
теологической мысли – стремление
объяснить происхождений мира, людей
и всей культуры как результат
творческой силы, воплощенной в слове
бога.
6.Северная мифология
6.1Боги:Асы,Бальдр,Браги,Ваны,Велунд,Локи,Ньерд,Один,Тор,Тюр,Фрейр,Хеймдалль,Хермод
Богини:Идунн,Норны.Ран,Сив,Сигунн,Скади,Фрей,Фригг.
Герои:Беовульф,Брунхильд,Вяйнямейнен,Кримхильда,Нибелунги,Сигурд,Старкад,Хаддинг,Хегн,Хельг
,Дварфы,Андвар,Фафнир.
Демоны:Хель,Ётуны,Ангрбода,Гейррод,Герда,Грид,Тьяцци,Хюмир.
Существа:Альвы,Брисинги.Валькирии,Ундины,Цверги,Эйнхерии,Чудовища,Ермунганд,Фенрир
6.2Мифы:Скандинавские саги и легенды,О
богахТворение мира,Мёд поэзии,Тор в Утгарде,Тор
и Хюмир,Тор и Хрунгнир,Тор и Гейррёд,Песнь
о Трюме,Яблоки Идунн,Пир у Эгира,Волосы
СивБрисингамен,Казнь Локи.О героях:Сага
о Сигурде,Песнь о Хельги.Руны:Руны и магия,Рунический
алфавит
Скандинавская
и Германская мифология. Северная мифология
(точнее — скандинавская) — представляет
самостоятельную и богато развившуюся
ветвь германской мифологии, которая,
в свою очередь, в основных чертах
восходит к древнейшей праиндоевропейской
истории. Еще недавно в науке
господствовал взгляд, что почти
вся скандинавская мифологическая
система, выразившаяся, например, в
песнях Старшей и рассказах Младшей
Эдды, может и должна считаться
общегерманской. Такого взгляда держался
основатель германской мифологии как
науки Яков Гримм; за ним пошли
Вольф, Зимрок и другие, искавшие в
немецких народных сказках, суевериях
и т. п. подтверждения своим выводам.
В настоящее время, однако, эта
точка зрения может считаться
опровергнутой. Сильно поколеблено
также доверие к выводам так
называемой сравнительной мифологии
(А. Кун, Макс Мюллер), которая, пользуясь
методом, выработанным на почве сравнительного
языкознания, видела почти во всех германских
мифологических образах отражение
праиндоевропейского мифа, в наиболее
чистой форме сохранившегося в мифах
ведических. Выводы этой школы, не оставляя
почти никакого простора мифологическому
творчеству обособленных народов, предполагают
для индоевропейского пранарода
такую высокую степень культурного
развития, какой он не имел и иметь
не мог. За последние десятилетия
поэтому все сильнее выдвигается
необходимость строго исторического
изучения германской мифологии, исходящего
из критики источников и пытающегося
выяснить постепенный рост и осложнение
мифологических представлений в пределах
германского только мира. Работа в этом
направлении не замедлила дать несколько
весьма ценных, теперь уже общепризнанных
в науке результатов, определяющих, между
прочим, отношение С. мифологии к общегерманской.
При оценке этого отношения нужно иметь
в виду, что скандинавские источники, очень
богатые по содержанию и представляющие
широко развитую, детально разработанную
систему, все сравнительно позднего происхождения:
ни одна из песен так называемой Старшей
Эдды не восходит ко времени более древнему,
чем IX век. Эпоха викингов (IΧ—Χ вв.), обозначающая
собою перелом в культурной жизни Севера
вообще, произвела глубокий переворот
и в религиозной жизни скандинавских народностей,
широко раскрыв доступ к ним воздействию
извнеПримером такого перехода может
служить история распространения культа
Водана (Вотана, Одина), произведшего в
религиозной жизни древнего германства
— по крайней мере скандинавского — целую
революцию. Древнейшее божество германского
Олимпа — Tîwaz (Туr, Zîo), имя которого фонетически
совпадает с инд. Dyâus, грeч. Ζεύς, лат. Jupiter,
от корня div — блистать, сверкать. Еще в
первые века нашей эры он почти у всех
германцев считается верховным божеством,
хотя из бога неба он в силу культурных
условий, вероятно, уже успел превратиться
в бога войны, каковым и остается до конца.
Название вторника, заимствованное германцами
у римлян (dies Martis, mardi), переводится через
"день Тива" (сканд. Týsdagr; ср. англ.
Tuesday, нем. диалект. Zîstig, литерат. Dienstag).
Родоначальники немецких племен ингвеонов,
иствеонов и эрминонов (Тацит) получили
свои имена, вероятно, от прозвищ того
же божества. Дальнейшее развитие его
в разных направлениях следует усматривать
в богах Бальдре, Фрейе (Freyr), Хеймдалле
(Heimdallr), Форсети и др., ставших в Скандинавии
рядом с Туr'ом после того, как последний
был отодвинут на задний план. В древнейшее
время культ Тива особенно процветал на
материке у суебов-семнонов (Тацит, Германия
гл. 39), позднее в Скандинавии, под видом
Фрейя — в Упсале, в Швеции. Древнейшее
национальное божество Скандинавии —
бог грозы Thоrr (нем. Donar), который по своим
функциям ближе всего подходил к греч.
Зевсу, лат. Юпитеру (четверг — dies Jovis, jeudi
— сканд. Thorsdagr, англ. thursday, нем. Donnerstag).
В Норвегии он считался верховным божеством,
покровителем и защитником человека во
всех его начинаниях; таким он перешел
и в Исландию. Он лишь отчасти был вытеснен
впоследствии Воданом, культ которого
в древнейшую пору был сосредоточен на
Нижнем Рейне; у франков. Водан имел первоначально
лишь ограниченное значение бога ветров
и отождествляется с римским Меркурием
(среда — dies Mercuru, mercredi — сканд. 'Odhinsdagr,
англ. Wednesday). По мере того как выдвигались
прирейнские франки, на которых впервые
и наиболее сильно сказалось влияние высшей
римской культуры, развиваются и расширяются
представления о их национальном боге
Водане, который становится теперь носителем
и выразителем высшего духовного развития,
шедшего с юга. В этом новом освещении
он переходит к лангобардам на Эльбе, к
саксам, датчанам, наконец, в Швецию и Скандинавию
вообще, где он сразу занимает первенствующее
положение верховного божества — но только
в глазах высших слоев общества, а не народа.
Низшие классы продолжают по-прежнему
поклоняться главным образом Тору и Фрейю;
высшее сословие устами своих певцов-скальдов
прославляет Одина, как властителя вселенной,
отца богов, вершителя судеб, бога неба
и солнца, мудрости и поэзии, носителя
и представителя высших духовных и нравственных
начал. Когда, уже в христианскую пору,
мифологические представления древних
приводятся в систему, Один естественно
становится центром последней; вокруг
него группируются, подчиняясь ему, все
остальные божества, как его братья, сыновья
и дочери. Это же позднее развитие привело
на севере к раздвоению богов на два рода:
асов (Один и его потомки) и ванов (Ньорд,
Фрейр, Фрейя); слагаются сказания об их
борьбе, о гибели богов и т.д.
Но самая
мрачная роль в будущем отводилась
мировому волку Фенриру. Прорицательницы
предсказали богам, что придет день,
когда волк поглотит их всех. Боги устрашились
и решили защититься от этого бедствия.
Тор выковал прочную цепь, и
боги пришли к волку, заявляя, что
хотят испытать его силу и просят
надеть на него цепь. Волк согласился,
цепь была наброшена на него, но волк
с легкостью разорвал ее. Боги пришли
в еще больший страх. Тор выковал
еще более толстую и прочную
цепь. Но во втором испытании Фенрир
снова порвал ее. Боги были в панике,
и им помогла Фрейя (по другой версии
- Фригг), жена Одина. Она сплела веревку
из всего, что есть на земле –
из волос, жил, древесного лыка и пр.
С этой веревкой боги в третий раз
пришли к волку, раззадоривали его,
уговаривая подвергнуться третьему
испытанию. Волк отказывался, но потом
согласился на условии, что Тюр в
качестве гарантии положит ему в
пасть правую руку. Веревка была
надета на шею Фенрира, он пытался
ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир
откусил руку Тюра. Волк был привязан
к скале, и боги на какое-то время
обезопасили себя. У Одина и
Фрейи (по иной версии - Фригг) был сын
по имени Бальдр. Еще при рождении
мать взяла клятвы у всего живого
на земле, чтобы ничто не причинило
вреда ее ребенку. Правда, Фрейя не
взяла клятвы у слабого растения
омелы, паразитирующего на дубе. Бальдр
отличался статью, умом, рассудительностью.
Однажды боги собрались на площади
и до начала собрания развлекались
метанием копий, стрельбой из луков
в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым
и демонстрирующего неуязвимость. И
здесь обо всем ведающий Локи сделал
почти невесомое копье из омелы
и вложил его в руку слепого
бога Хеда. Тот наугад метнул копье,
оно пронзило насквозь Бальдра, и
сын Одина умер. Боги набросились
на Локи, после долгой погони поймали
его и привязали к скале; над
головой Локи прикрепили ядовитых змей,
от которых он должен был умереть
медленной, мучительной смертью. Жена
Локи пыталась облегчить страдания
супруга, она собирала яд в чашу,
но когда она отворачивалась, чтобы
вылить из полной чаши яд, ядовитые капли
падали на лицо Локи, он содрогался, и
вместе с ним содрогалась земля.
Однажды Локи содрогнулся так
сильно, что земля раскололась, выполз
мировой змей Ермунганд, который
стал все сжигать огнем своего
дыхания и отравлять ядом. Спали
путы с мирового волка Фенрира, он
открыл свою гигантскую пасть и стал
проглатывать одного бога за другим. Фенрир
не смог проглотить лишь Видара, бога-башмачника.
Видар наступил башмаком с толстой
подошвой на нижнюю челюсть волка, а
руками уперся в верхнюю и порвал
пасть. Были исторгнуты назад проглоченные
волком Один, Тор, Тюр и другие боги.