Мифы народов мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:40, реферат

Краткое описание

Что такое миф? Происхождение мифа. Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные,библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека,рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе,Апполоне,Дионисе,Геракле,аргонавтах,искавших "золотое руно",Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Оглавление

1.Вступление.
2 Мифы древнего Китая
2.1 Боги,Богини ,Герои,Демоны, Существа
2.2 Мифы
3 Мифы древних Славян
3.1 Боги, Богини,Герои, Демоны.Нечисть Существа.
3.2 Мифы
4. Мифы Эллады и Рима
4.1 Боги,Богини ,герои
4.2 Мифы
5.Мифы Древнего Египта
5. 1Боги,Богини ,Герои
5.2.Мифы
6.Северная мифология
6. 1Боги,Богини ,Герои
6.2.Мифы

Файлы: 1 файл

мифы реферат.docx

— 64.91 Кб (Скачать)

Развиваясь, славянская мифология  прошла через три этапа - духов, божеств  природы и богов-кумиров (идолов). Славяне почитали богов жизни  и смерти (Жива и Морана), плодородия и растительного царства, небесных светил и огня, неба и войны; олицетворялись не только солнце или вода, но и многочисленные домовые духи и т. д. - поклонение и преклонение выражалось в принесении кровных и бескровных жертв.

Теория сравнительной мифологии разработанная Александром Николаевичем Афанасьевым (1826-1871), Орестом Федоровичем Миллером (1833-1889) и Александром Александровичем Котляревским (1837-1881). В центре их внимания была проблема происхождения мифа в самом процессе его создания. Большая часть мифов, по этой теории, восходит к древнейшему племени ариев. Выделяясь из этого общего праплемени, народы разносили его сказания по всему миру, поэтому сказания "Голубиной книги" почти полностью совпадают с песнями древнескандинавской "Старшей Эдды" и древнейшими мифами индусов.

Сравнительный метод, по Афанасьеву, "дает средства восстановить первоначальную форму преданий".

Особое значение для понимания  славянской мифологии имеют былины (термин этот был введен в обиход И.П. Сахаровым; до этого эпические  песни назывались старинами). Русские  богатырские былины могут быть поставлены в ряд с героическими мифами в  других мифологических системах с тою  разницей, что былины в значительной мере историчны, повествуют о событиях XI-XVI веков. Герои былин - Илья Муромец, Вольга, Микула Селянинович, Василий  Буслаев и другие воспринимаются не только как личности, имеющие  отношение к определенной исторической эпохе, но и прежде всего - как защитники, родоначальники, именно эпические герои. Отсюда - их единство с природой и  волшебная сила, их непобедимость (практически  нет былин о гибели богатырей  или о поигранных ими сражениях). Изначально существуя в устном варианте, как творчество певцов-сказителей, былины, безусловно, претерпели немалые  изменения. Есть основания полагать, что некогда они существовали в более мифологизированной форме.

Славянская мифология  характерна тем, что она - всеобъемлюща и представляет собою не отдельную  область народного представления  о мире и мироздании (как фантазия или религия), а находит воплощение даже в быту - будь то обряды, ритуалы, культы или земледельческий календарь, сохранившаяся демонология (от домовых, ведьм и леших до банников и  русалок) или забытое отождествление (например, языческого Перуна с христианским святым Ильей). Поэтому, практически  уничтоженная на уровне текстов до XI века, она продолжает жить в образах, символике, ритуалах и в самом  языке.

 

4.Мифы Эллады и Рима 

4.1Боги:АидАполлонАресГермесДионисЗевсМарсМеркурийНептунПанПосейдонУранЮпитерЯнусБогиниАврораАртемидаАфинаАфродитаВенераГекатаГрацииДианаИридаКибелаМинерваМойры

Музы:НемезидаПерсефонаФемидаХаритыЭвменидыЭринии

Герои:АхиллГекторГераклОдиссейОрфейПерсейТесейЭдипЭнейЯсонДемоныВасилискГарпииГоргоныГоргульиЛамияМинотаврТифонХимераПерсонажиАндромедаАриаднаГермафродитЕвропаМедеяМенадыНарциссПандораПсихеяЦирцеяСуществаАмазонкиГиппогрифГрифонДриадыКентаврыНимфыПолифемСатирыТитаныАтлантКроносПрометей

Мифы:Титаны и Олимпийцы,Мифы о Афродите,Сказание о Прометее,Подвиги Персея,Сизиф и Беллерофонт,Миф о Дедале и Икаре,Сказание о аргонавтах.Подвиги Геракла,Подвиги Тезея,Миф о Эдипе,Троянская война,Одиссей и циклопы,Одиссей и Цирцея,Одиссей и феаки,Одиссей в Итаке,Странствия Энея

                 Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и - в меньшей степени - древнегреческому языку античные мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они а скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д. Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».

Греческая мифология. Уже  в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся  национальными особенностями всего  культурного развития в этой сфере; конкретные представления преобладают  над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и  богини, герои и героини преобладают  над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у того или другого писателя или  художника с тем или другим божеством соединяются те или  другие общие или мифологические (и мифографические) представления. Известны разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы "двенадцатибожия" (напр., в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого  только момента, но и из условий исторической жизни эллинов.

  Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 гг. до н. э.) или микенской (до 1550 г. до н.э.), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до н.э. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э.

К этому времени относятся  мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых  находился и Орфей. Современная  наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и  случайно. Поэтому гомеровские поэмы  рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических  песен, следы которых, однако, можно  найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи».

Недосягаемый образец, которым  доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее  образовалось из Хаоса, который являл  собою борьбу стихий. Первыми появились  Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран, и затем  от Урана и Геи - Кронос, циклопы  и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в  мире после долгих потрясений. Древние  греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым  мы сегодня называем удивительные истории  о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней  Греции, включая поэмы Гомера, столь  любимые в народе. Например, афиняне  с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта  Эсхила. Ни одно из событий в его  пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его  сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более  всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха.

         Пантеизм. Эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы, который изображался с огромным эрегирующим фаллосом. Именно фаллос сделался символом этого божества. Ему поклонялись эллины в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны в виде все тех же фаллосов; фаллические статуи, символы, амулеты имели всеобщее распространение; марионетки с поднимающимися фаллосами были обязательными участниками и театральных зрелищ, и официальных празднеств, и традиционных шествий земледельцев вокруг полей, имевших целью повысить плодородие земли с помощью Пана. Вокруг этого бога кружился целый сонм духов: это кентавры – духи горных потоков, нимфы – духи лугов, дриады – духи деревьев, силены – духи лесов, сатиры – духи виноградников, и пр.

Земледельческое население  особо чтило Деметру – «мать  хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной  земле, имевший магический смысл  – воздействие на силы плодородия земли. Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Городское население чтило Гефеста  – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности  гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири, и установил измерительные стандарты.

Деятели культуры поклонялись  Аполлону – богу искусств, и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону  – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились  величественные статуи. Считалось, что  в сакральное время дух богов  входил в статуи; поэтому жрецы  совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй; в  дни летнего и зимнего солнцестояния  совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в  дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и человеческие. Фемистокл, современник V в. до н.э., самого просвещенного  века Эллады, собственноручно задушил  трех прекраснейших юношей в качестве жертвы накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами только благодаря  этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись  «фармака», т.е. «козлами отпущения» в  дни бедствий и подлежали ритуальному  побитию камнями или сожжению. На сценических подмостках эллинских  театров проливалась реальная кровь  тех трагедийных героев, которые  согласно сценарию должны были погибнуть  – в последний момент вместо основного  актера выводился дублер из числа  все тех же отверженных, и он погибал, становясь жертвой богам. В эллинистический  период культ жертвоприношений еще  более усилился. Фаллический культ  приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.

 

Римская мифология в своем  первоначальном развитии сводилась  к анимизму, т. е. вере в одушевление  природы. Древние италийцы поклонялись  душам умерших, причем главным мотивом  поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Для римлян, как и для  семитов, боги представлялись страшными  силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением  всех обрядов. Всякую минуту своей жизни  римлянин боялся нерасположения богов  и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных  формальностей. В противоположность  художественно одаренным и подвижным  эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные  представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась  в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны — под видом  змей, Юпитер — под видом камня, Марс — под видом копья, Веста  — под видом огня. Первоначальная система римской мифологии —  судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые  нам сообщает древняя литература — сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под  покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его  до смерти; не менее отвлеченны и  безличны были божества душ, культ которых  составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы  всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества — олицетворения  духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились Manes, Lemures, Larvae, а также Genii и Junones (представители производительного и жизненного начала в мужчине и женщине). При рождении гении вселяются в человека, при смерти — отделяются от тела и становятся manes (добрыми душами). В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее были приданы каждому семейству, городу, государству, для охраны, свои Гении. С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома; в каждой семье был свой lar familiaris, охранявший очаг и дом (позднее их было два). Кроме того, были особые боги очага (собственно покровители кладовой) — Penates, к которым причислялись, между прочим, Янус, Юпитер, Веста. Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях, назывались dei indigetes (внутри действующие или внутри живущие боги). Их было столько же, сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество; каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки (indigitamenta) которых были составлены в IV веке до н. э. понтификами, с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др.), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa, и др.), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina, и др.), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas, и др.), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др.). Кроме того, были божества деятельностей (особенно земледелия и скотоводства) — например Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona), и мест — например Nemestrinus, Cardea, Limentinus, Rusina. При дальнейшей эволюции мифологических представлений, некоторые из этих божеств более индивидуализировались, к основным их атрибутам присоединялись другие и мифологический образ становился рельефнее, приближаясь к человеческому, причем некоторые божества были соединены в брачные пары. На этой ступени развития религиозных представлений выступают божества природы — боги и богини водной стихии, полей, лесов, а также некоторых явлений человеческой жизни. Божества источников (обыкновенно — богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания и песни, а также были помощницами при родах. К числу этих божеств относились, например, Camenae и Egeria — вещая супруга Нумы. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой Аргеев (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus

Информация о работе Мифы народов мира