История развития системы образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. История образовательной системы России – одна из важнейших составляющих отечественной истории. Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, является выражением своей эпохи, её культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Становление системы образования в дореволюционный период
1.1 Образование в 16-17 веках
1.1.1 Реформы Петра I в области образования
1.2 Образование в 18 веке
1.3 Образование в 19 веке
1.3.1 Реформы образования в начале 19 века
1.3.2 Контрреформа 1870-х годов
ГЛАВА 2. Реформирование образования в советский период
2.1 Образование в конце 19- начале 20 веков
2.2 Реформы образования в начале 20 века
2.3 Тенденции развития образования
ГЛАВА 3. Особенности системы образования в современный период
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Таипов Ильнур педагогика курс..doc

— 357.50 Кб (Скачать)

2005 год ознаменован  новым шагом в развитии российского образования – реформа образования объявлена национальным проектом. Ускорить начавшиеся процессы модернизации Российского образования призван, провозглашённый Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Приоритетный Национальный Проект «Образование» (ПНПО), целью которого является:

- ускорение процессов  модернизации российского образования,

- обеспечение комплекса  мер по реализации Приоритетных  направлений развития образовательной  системы страны,

- достижение современного  качества образования, адекватного  меняющимся запросам общества  и социально-экономическим условиям.

Проект направлен на осуществление системных изменений по основным направлениям развития образования России и призван эффективно содействовать становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

В 2006 году вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Разработка ФЦПРО связана с окончанием в 2005 году Федеральной программы развития образования 2002 года, а также с укрупнением самой программы за счет ее интеграции с ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» и рядом ведомственных программ. Программа была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года.

На основании решений, принятых на заседании Совета при  Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года, Министерство образования и науки Российской Федерации организовало работу по формированию современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Проект Модели широко обсуждался на августовских мероприятиях 2008 года.

2 сентября 2008 года на  коллегии МОН РФ о поэтапном внедрении модели на период до 2012 года доложил И.М. Реморенко в своем выступлении «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» .

11 ноября 2010 на заседании  Президиума Правительства РФ  была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, которая стала базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

Далее Постановлением Правительства  РФ 07 февраля 2011 утверждена Федеральная  целевая программа на 2011-2015 годы18. Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Планируется, что в  России будут разработаны и внедрены новые досуговые и образовательные программы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения.

Согласно программе  значительная часть государственных  услуг в сфере образования  будет предоставляться россиянам  в электронном виде, будут внедрены процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов.

B стратегической перспективе  образование рассматривается как  важнейший фактор и ресурс  развития общества и государства.

Облик современной российской системы образования к 2020 году представляется следующим:

1. Дошкольное образование.

В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно  будет добиться снижения числа детей  в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования.

Предшкольное образование (4–6 лет) существует, как правило, в  форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые  не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного  образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится порой как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад.

Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного  образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

При этом принципиальным требованием к новой схеме  оказания услуг дошкольного образования  будет гибкость образовательных  программ, их «подстраиваемость» под  различные потребности семей.

Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования.

Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей-педагогов. В России до сих пор работа воспитателей рассматривается скорее с точки зрения присмотра за детьми. В ближайшие четыре года необходимо провести модернизацию технологий дошкольного образования, а затем за четыре-пять лет – переподготовку воспитателей.

В целом уже в ближайшей  перспективе дошкольный этап образования  должен стать всеобщим и массовым. К 2014 году как минимум два года дошкольного образования в разных формах будут непременным этапом взросления каждого российского ребенка. В результате предстоит обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения.

2. Общее образование.

Важной частью новой  модели образования является выделение  специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. К 2015 году будет завершен эксперимент, в ходе которого апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования. К 2020 году этот переход может быть осуществлен и в масштабах всей страны.

Другим важнейшим компонентом  новой модели школьного образования  является ее ориентация на практические навыки, на способность применять  знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. При этом речь не идет о заучивании простых алгоритмов, а, напротив, – о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Это потребует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий. Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода19.

Профильное обучение также сделает возможной разгрузку детей, в том числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. Это означает, что резко сузится поле принуждения ребенка и расширится пространство его инициативного действия. Все это потребует расширения сферы дополнительного образования школьников. К 2012 году на каждого школьника в среднем за счет бюджетных средств будет приходиться не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 году – не менее 6 часов.

Поскольку в новой  модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько  на регулирование процесса, сколько  на новые результаты. В этой оценке найдут место не только стандартизированные внешние экзамены, неизбежно упрощающие и нивелирующие образовательные результаты, но и новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка. К 2012 году в практику войдет оценка качества работы системы, построенная на выборочном статистическом анализе, а к 2015 году будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников. Помимо Единого государственного экзамена, получат развитие и другие институты оценки результатов общего образования школьников.

3. Профессиональное образование.

Структура профессионального  образования будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность  получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: короткие программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Вместе с тем будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда. Эти программы будут оптимизированы по сроку обучения и открыты для всех желающих.

Основными структурными элементами системы высшего образования  станут университеты, академии и институты, среди которых будут выделяться:

– 10–12 научно-образовательных  комплексов мирового уровня, интегрирующих  передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов;

– 20–40 исследовательских  вузов, чья деятельность поддерживается на конкурсной основе и обеспечивает реализацию исследовательских программ по наиболее приоритетным направлениях развития науки и техники;

– 100–150 крупных университетов  регионального значения, реализующих многопрофильные программы для решения кадровых проблем субъектов Федерации;

– университеты, академии и институты, реализующие главным  образом программы бакалавриата (в том числе прикладного).

Адекватно этому предстоит  обновить законодательство, в том числе типологию образовательных учреждений.

В систему академического и прикладного бакалавриата будет  вовлечено более двух третей выпускников  общеобразовательной школы. Таким  образом, высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти XXI века. За счет этого будет обеспечена долгосрочная конкурентоспособность России в мировой экономике, постоянное порождение инноваций и готовность к восприятию и использованию нового во всех отраслях экономики20.

Массовый бакалавриат, доступный для каждого гражданина России, успешно освоившего программу  общеобразовательной школы и  готового вкладывать усилия в свое дальнейшее образование, должен обеспечивать освоение самого широкого набора компетентностей – от фундаментальных знаний и методов исследований до совершенно прикладных умений, позволяющих успешно выступать на рынке труда. Укрупнение направлений подготовки бакалавров будет сочетаться с широким простором для инициативы учебных заведений и самих студентов. Государственный стандарт подготовки бакалавров будет регламентировать около 50% предметов, а доля самостоятельно выбираемых студентами курсов превысит 30%.

Завершится переход  к уровневому высшему образованию  при существенном сокращении перечня специальностей (направлений подготовки) высшего образования на уровне бакалавриата и при введении более высоких нормативов финансирования программ магистратуры.

В рамках бакалавриата будет  обеспечен широкий выбор курсов с тем, чтобы к завершению этого  периода обучения выпускник был готов либо к началу трудовой деятельности, либо к продолжению обучения в магистратуре.

Возникнет новая система  обеспечения студентов стипендиями, предполагающая существенное увеличение их размера при повышении адресности предоставления. Более широкое распространение получат стипендии за высокие результаты обучения. Увеличится размер стипендий для студентов из социально незащищенных слоев населения.

Радикально изменится  ситуация с обеспечением студентов  общежитиями, будут построены и отремонтированы десятки студенческих общежитий.

4. Непрерывное образование.

Обучение в течение  всей жизни становится необходимым  и все более значимым элементом  современных образовательных систем.

Все большую роль в  них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде.

К 2020 году значительную поддержку  получит собственная образовательная  деятельность граждан в богатой  культурно-образовательной среде. Создание такой среды будет происходить  как через традиционные музеи  и библиотеки, так и посредством  активного формирования образовательных интернет-ресурсов, через использование радио, телевидения и иных средств массовой информации.

Уже в ближайшей перспективе  предстоит заложить основы для непрерывного образования граждан. С этой целью  следует создать условия для своевременного повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов. Прежде всего необходимо провести инвентаризацию требований к повышению квалификации и переподготовке в различных сферах деятельности. Ведомствами совместно с объединениями работодателей, в том числе в рамках соответствующих профессиональных стандартов, должны быть установлены нормы периодичности повышения квалификации рабочих и специалистов определенных сфер деятельности. Ввиду постоянно растущего спроса на повышение квалификации в рыночном секторе экономики в бюджетном секторе предстоит разработать и внедрить конкурентные подходы к повышению квалификации и переподготовке рабочих и специалистов. В этой связи традиционные институты повышения квалификации должны быть существенным образом преобразованы с обязательным использованием механизмов деятельности автономных учреждений, подушевого финансирования, финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений бюджетной сферы.

Информация о работе История развития системы образования в России