Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа
Актуальность исследования. История образовательной системы России – одна из важнейших составляющих отечественной истории. Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, является выражением своей эпохи, её культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Становление системы образования в дореволюционный период
1.1 Образование в 16-17 веках
1.1.1 Реформы Петра I в области образования
1.2 Образование в 18 веке
1.3 Образование в 19 веке
1.3.1 Реформы образования в начале 19 века
1.3.2 Контрреформа 1870-х годов
ГЛАВА 2. Реформирование образования в советский период
2.1 Образование в конце 19- начале 20 веков
2.2 Реформы образования в начале 20 века
2.3 Тенденции развития образования
ГЛАВА 3. Особенности системы образования в современный период
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Разнообразные механизмы «торга» между заинтересованными сторонами (например, по поводу увеличения числа мест приема или ставок штатного расписания), неизбежно возникавшие в процессе планирования и управления, нельзя считать исключительно помехами или врожденными недостатками системы8. Они при должном контроле играли важнейшую функцию обеспечения необходимой гибкости для всей плановой экономики и ее отдельных частей.
В случае высшего образования
централизованно задавались, прежде
всего, число мест, на которые может
быть осуществлен прием по каждой из специальностей, и
связанное с ним (хотя и не всегда жестко)
число ставок для преподавателей. Конкретное
распределение учебно-педагогической
нагрузки между преподавателями выносилось
на уровень кафедр и факультетов. Штатно-окладная
система оплаты труда позволяла сохранять
известную степень гибкости при формировании
кадрового состава. Элементы контроля
обеспечивала также система званий и ученых
степеней профессорско-
Дифференциация профессорско-
Причины этой привлекательности следует искать не только в уровне оплаты труда – на заработную плату выше среднего уровня могли рассчитывать лишь те, кто получал звания доцента и профессора, – но и в социальном статусе профессии, связанной с ней стабильности, возможности остаться после распределения в центральных городах и т.д.
В целом советская система высшего образования обеспечивала подготовку квалифицированных кадров, будучи одним из механизмов плановой экономики (это обусловило, в частности, большую степень географической централизации вузов наряду с их специализацией на подготовке специалистов для отдельных отраслей), выполняла функции социализации и социальной ротации в обществе, переживающем «модернизацию» и волны урбанизации. Однако в 1970-е гг. в условиях замедления темпов экономического роста и сложившегося в общих чертах «городского общества» советское высшее образование, как и другие отрасли экономики, начало сталкиваться с серьезными проблемами. Среди них следует выделить, прежде всего, общую для всей сферы услуг (равно как и для сферы производства потребительских товаров) невозможность «угнаться» за резко возросшим спросом со стороны населения на типичные «городские» услуги. Спрос на высшее образование среди них играл немаловажную роль и часто был обусловлен не столько желанием получить определенную профессию как таковым, сколько стремлением закрепиться в городской жизни.
Следует отметить, что схожие во многом процессы наблюдались и в западных странах после окончания Второй мировой войны, особенно с 1950–1960-х гг. Фактически в этот период высшее образование из элитного быстро превращается в массовое. Нельзя сказать, что в СССР этот процесс игнорировался или подавлялся. Напротив, значительный рост охвата высшим образованием населения страны был одним из результатов государственной политики, проводившейся с первых лет Советской власти.
Так, с 1927 по 1990 г. численность студентов всех форм обучения возросла со 114 до 2825 тысяч человек (из них студентов дневной формы обучения – 1648 тыс. чел.)9. Но потребности государства в высшем образовании как в отрасли плановой экономики стали все больше расходиться с потребностями общества в высшем образовании как в институте. Важно и то, что оборотной стороной массовости образования стала четкая, пусть и неформальная, сегментация вузов, факультетов, специальностей на более или менее престижные. Стремление же сохранить за высшим образованием функцию социальной ротации вело к политике всемерного ограничения доступа к нему со стороны «привилегированных» слоев (за счет, например, рекомендаций партийных органов, необходимых для поступления в ряде случаев, требования от абитуриентов обязательного трудового стажа и пр.). Возникновение формальных барьеров по доступу в отдельные сегменты высшего образования сопровождалось появлением барьеров неформальных.
К концу 1980-х гг. «выпускники вузов уже не могли претендовать на рабочие места и заработную плату, которые были доступны еще 10–15 лет назад. Именно через снижение реальной востребованности выпускников системы профессионального образования стал проявлять себя общий структурный кризис экономики…».
Уже в этот период четко прослеживалась тенденция к работе выпускников вузов не по полученной специальности: по данным исследования одного промышленного предприятия, проведенного Госкомстатом СССР, не по специальности работало 40% работников с высшим образованием. Несмотря на значительную доступность высшего образования как такового, государственную политику по отношению к спросу со стороны общества (в лице прежде всего «родителей») можно охарактеризовать как «сдерживание»: к началу 1990-х гг. лишь 11% советского населения в возрасте свыше 20 лет обладали высшим образованием, при этом наибольшая доля наблюдалась среди представителей возрастной группы от 40 до 45 лет.
После начала рыночных реформ в нашей стране система образования оказалась в состоянии острого внутреннего кризиса, вызванного не только высвобождением негативного потенциала, накопленного к концу советского периода, но и резким ухудшением (а в ряде случаев едва ли не полным прекращением) финансирования, уходом из профессии большого количества преподавателей (особенно младшего и среднего возраста), крахом общенациональных и региональных профессиональных связей10. Резко снизился престиж профессии. В то же время общее число преподавателей стабильно возрастало с начала 1990-х гг. Увеличилось и число учебных заведений, как государственных, так и негосударственных.
Непосредственным фактором количественного роста системы можно считать приток абитуриентов из поколения советского бума рождаемости, приходящегося приблизительно на середину 1970-х - конец 1980-х гг. Однако сам по себе он не объясняет произошедших глубоких изменений. Решающим фактором следует, как представляется, считать воздействие на систему высвобожденного в результате разрушения плановой экономики и связанных с нею механизмов регулирования «отложенного спроса» населения на образовательные услуги.
Образование в Российской Федерации – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В 2006 году было 1,3 млн. выпускников школ. К 2012 году, по прогнозу 2009 года Министра образования и науки России Андрея Фурсенко, количество выпускников школ в России может сократиться до 700 тыс11.
Объём валовой добавленной стоимости в российской системе образования – 1,05 трлн. руб. (2009 г.). Государственные расходы на образование в 2005 году составляли 3,8 % ВВП, в 2006 году – 3,9 % ВВП. Частные расходы на образование в 2006 году составляли 0,7 % ВВП. Совокупные расходы на образование в 2006 году составляли 4,6 % ВВП, в 2007 году –4,8 % ВВП.
В 2008 году среднегодовая численность занятых в сфере образования в России составляла 5,98 млн. человек12.
В ноябре 2010 на заседании президиума правительства РФ, В. Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011-2015 годах будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные средства будут направлены на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов.
Роль образования на
современном этапе развития России
определяется задачами ее перехода к
демократическому и правовому государству,
к рыночной экономике, необходимостью
преодоления опасности
Образование начинается еще в дошкольных учреждениях, в которых ведется подготовка детей к поступлению в школу, лицей или гимназию. Объем информации расширяется с каждым годом, что увеличивает нагрузку на детей в учебных заведениях. Поэтому необходимо дать фундаментальные знания на раннем этапе развития ребенка.
Особое внимание в дошкольном учебном заведении уделяется физическому и интеллектуальному развитию детей. С детьми работают опытные воспитатели, логопеды и т.д. Для укрепления физического здоровья во многих детских садах существуют бассейны и спортзалы.
В возрасте семи лет ребенок
поступает в
Еще два класса в общеобразовательной
школе, лицее или гимназии дают полное
среднее образование и
В ближайшее время планируется ввести обязательное одиннадцатилетнее образование для всех.
В России введена новая многоуровневая система высшего образования:
первая ступень - неполное высшее со сроком обучения 2 года;
вторая ступень - базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;
третья ступень – «дипломированный специалист» со сроком обучения 5 лет и «магистр» со сроком подготовки 6 лет16.
По окончании первых
четырех лет студент получает
степень бакалавра и может
приступить к работе в любой отрасли,
где необходимо полное высшее образование.
Узкую специализацию можно
Если у учащегося есть тяга к научной деятельности, то после шести лет обучения он может получить степень «магистра». Это дает возможность поступить в аспирантуру и получить докторскую степень. Данный путь является основой получения высококвалифицированных научных специалистов в России.
Если учащийся закончил обучение через четыре года и вышел на работу, то впоследствии он может в любое время продолжить свое обучение. Это не будет считаться вторым высшим образованием, зато даст возможность получить диплом магистра по любой выбранной специальности.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
- преодоление социально–экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально–экономического и духовного развития России.
Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование
сферой накопления знаний и умений,
создания максимально благоприятных
условий для выявления и
Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость
и волю государства принять на
себя ответственность за настоящее
и будущее отечественного образования,
являющегося основой социально–
Государственно-политические
и социально-экономические
В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России, а в 2003 году в Берлине Россия присоединилась к этому европейскому процессу.
Информация о работе История развития системы образования в России