История развития системы образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. История образовательной системы России – одна из важнейших составляющих отечественной истории. Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, является выражением своей эпохи, её культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Становление системы образования в дореволюционный период
1.1 Образование в 16-17 веках
1.1.1 Реформы Петра I в области образования
1.2 Образование в 18 веке
1.3 Образование в 19 веке
1.3.1 Реформы образования в начале 19 века
1.3.2 Контрреформа 1870-х годов
ГЛАВА 2. Реформирование образования в советский период
2.1 Образование в конце 19- начале 20 веков
2.2 Реформы образования в начале 20 века
2.3 Тенденции развития образования
ГЛАВА 3. Особенности системы образования в современный период
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Таипов Ильнур педагогика курс..doc

— 357.50 Кб (Скачать)

Предстоит разработать  такие методы финансирования непрерывного профессионального образования, которые связаны с образовательными запросами конкретных граждан – потребителей услуг непрерывного образования. Это особенно важно для представителей профессий бюджетной сферы, где система повышения квалификации остается по-прежнему громоздкой и не ориентируется на многообразие потребностей Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде21.

К 2020 году система неформального  образования в России будет характеризоваться:

– многообразием поставщиков  образовательных услуг;

– прозрачной для рынка  труда и поставщиков образовательных  услуг системой квалификаций;

– наличием механизма  подтверждения результатов полученного  неформального образования через  экзамены и сертификацию;

– работой образовательных  консультантов и брокеров, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий, проходящих нередко и через формальные, и через неформальные институты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Историю реформ образования  в России следует рассматривать  с двух сторон: во-первых, как исторический опыт, позволяющий извлекать определенные уроки на пути совершенствования управления делом образования, образовательных учреждений, обучения и воспитания в школе;

во-вторых, как опыт, позволяющий  строить некоторые прогнозы относительно будущего образования. Лишь глубокий анализ не только самих реформ образования, но и исторических, и социально-экономических условий, в которых они осуществлялись и проводятся сейчас, может предостеречь от серьезных ошибок и обеспечить подъем современного образования как социокультурного института и развитие общества.

Так, говоря о положительных  и отрицательных сторонах образовательного процесса в дореволюционной России, следует помнить, что принципы обучения, которые нарабатывались и формировались десятилетиями, не могут измениться в одночасье, вследствие принятия нового Устава. Это длительный процесс, требующий постоянного и постепенного усовершенствования, сообразного с потребностями и вызовами общества.

Что касается реформирования образования в советский период, то революция 1917 года дала толчок на ликвидацию безграмотности. В основу реформ образования в СССР во второй половине ХХ в. была положена концепция воспитывающего обучения.

Период «оттепели» привел к появлению «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958), на основании которого была проведена одна из масштабных реформ образования: для преодоления «отрыва обучения от жизни» были проведены структурные, количественные и качественные изменения всей системы образования в целях социализации молодежи через совершенствование ее профессиональной подготовки, учитывающей насущные потребности общества, повышение уровня подготовки специалистов в соответствии с техническим прогрессом. Приобрело развитие вечернего и заочного высшего образования.

Итогом реформы стало  обеспечение социальной мобильности  для представителей разных социальных слоев, развитие материальной базы средних  школ, оснащение их мастерскими и  кабинетами и т.д., значительное увеличение количества обучающихся в общеобразовательных школах, школах рабочей и сельской молодежи, среднеспециальных учебных заведениях, вузах, в целом - повышение общеобразовательного уровня в стране. Однако к середине 1960-х годов реформа отчетливо продемонстрировала свою неэффективность в ряде ключевых аспектов.

Ключевым в реформе 1965 г. стал переход к всеобщему  среднему образованию, объявленный  приоритетом советской образовательной  политики.

В Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию» (1972) был подведен итог этой реформы.

Одна из самых масштабных реформ образования, объявленная в 1984 г. (в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной  и профессиональной школы»), предполагала дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным, нацелить молодежь на получение рабочих профессий, перераспределив материальные ресурсы в пользу системы профессионально-технического образования за счет высшей школы, т.е. в этой реформе указанное противоречие достигло своего пика.

Начавшаяся в 1985 г. «перестройка»  привела к появлению «Основных  направлений перестройки высшего  и среднего специального образования  в стране», «Координационного плана НИР по комплексным проблемам высшего и среднего специального образования на 1987–1990 гг.» (1987), сопутствовавших им партийно-правительственных постановлений по высшей школе. Перестройка высшей школы понималась как ее децентрализация и демократизация. Эта линия должна была стать ведущей в «Государственной программе развития высшего образования», разработка и осуществление которой (с 1989 г.) были прерваны распадом СССР.

Положительным моментом реформ образования советского периода  является то, что был заложен фундамент институтской системы образования.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к  демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

В настоящее время  инновационное развитие Российского  образования идет с учетом общих  направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ 12 декабря 1993г.
  2. Закон РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996г. N 3. Ст. 150.
  3. Федеральный закон от 22.08.1996г. № 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996г. № 35. Ст. 4135.
  4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000г. № 41. Ст. 4089.
  5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011г. № 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ. 2011г. № 10. Ст. 1377.
  6. Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. М., 2010.
  7. Алязова З.С. История образования // Вестник ТГПУ. 2009. № 12 (90).
  8. Болонский процесс: Взгляд на проблему: Сб. материалов. М., 2008.
  9. Богуславский М. В. Образование // Новая Российская энциклопедия: В 12 т. Т. 1: Россия. М., 2005.
  10. Ильинский И. М. О ситуации, некоторых прогнозах и стратегиях развития негосударственного высшего профессионального образования в России в связи с демографической ямой // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4.
  11. Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли). - М. , 2008.
  12. Липник В.Н. Школьные реформы в России // Образование. 2006. № 3.
  13. Луков Вл.А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3.
  14. Мельник Д.В. Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития // Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития. 2011. № 2.
  15. Прутченков А. С. Школа и рынок. – М., 2007.
  16. Растопшин И.А. Уроки реформирования высшей школы во второй половине XX века // Высшее образование для XXI века. Сб. М., 2007.
  17. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.
  18. Хомякова К. Развитие представления о школьной дисциплине в советский и постсоветский периоды. – М.: БЕК, 2008.

19. Сайт Московского  Гуманитарного Университета http://www.mosgu.ru

20. Сайт некоммерческого  партнерства «Родительский комитет» http://www.r-komitet.ru/

21. Сайт Министерства  Здравоохранения и Социального  Развития Российской Федерации  http://www.minzdravsoc.ru/

22. Сайт Министерства  Образования и Науки Российской  Федерации http://mon.gov.ru/

23. Сайт Экономического  факультета Санкт-Петербургского  Государственного Университета http://ecfac.ru/

Размещено на Allbest.ru

1 Прутченков А. С. Школа и рынок. – М., 2007.- С. 87.

2 Липник В.Н. Школьные реформы в России // Образование. 2006. № 3. С. 21.

3 Луков Вл. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 8-9.

4 Прутченков А. С. Школа и рынок. – М., 2007. –С. 90.

5 Липник В.Н. Школьные реформы в России // Образование. 2006. № 3. С. 22-23.

6 Богуславский М. В. Образование // Новая Российская энциклопедия: В 12 т. Т. 1: Россия. М., 2005. С. 217.

7 Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. – М., 2010. – С. 44.

8 Богуславский М. В. Образование // Новая Российская энциклопедия: В 12 т. Т. 1: Россия. – М., 2005. – С. 222.

9 http://stat.edu.ru.

10 Латышина Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли). - М. , 2008. С. 78.

11 http://stat.edu.ru.

12 Там же.

13 Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 41. Ст. 4089.

14 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

15 Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

16 Растопшин И.А. Уроки реформирования высшей школы во второй половине XX века // Высшее образование для XXI века. Сб. М., 2007. С. 62.

17 Луков Вл. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 25-26.

18 Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 10. Ст. 1377.

19 Болонский процесс: Взгляд на проблему: Сб. материалов. М., 2008. С. 21-22.

20 Мельник Д.В. Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития // Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития. 2011. № 2. С. 36.

21 Ильинский И. М. О ситуации, некоторых прогнозах и стратегиях развития негосударственного высшего профессионального образования в России в связи с демографической ямой // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 13.


Информация о работе История развития системы образования в России