Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа
Актуальность исследования. История образовательной системы России – одна из важнейших составляющих отечественной истории. Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, является выражением своей эпохи, её культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Становление системы образования в дореволюционный период
1.1 Образование в 16-17 веках
1.1.1 Реформы Петра I в области образования
1.2 Образование в 18 веке
1.3 Образование в 19 веке
1.3.1 Реформы образования в начале 19 века
1.3.2 Контрреформа 1870-х годов
ГЛАВА 2. Реформирование образования в советский период
2.1 Образование в конце 19- начале 20 веков
2.2 Реформы образования в начале 20 века
2.3 Тенденции развития образования
ГЛАВА 3. Особенности системы образования в современный период
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Предстоит разработать такие методы финансирования непрерывного профессионального образования, которые связаны с образовательными запросами конкретных граждан – потребителей услуг непрерывного образования. Это особенно важно для представителей профессий бюджетной сферы, где система повышения квалификации остается по-прежнему громоздкой и не ориентируется на многообразие потребностей Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде21.
К 2020 году система неформального образования в России будет характеризоваться:
– многообразием поставщиков образовательных услуг;
– прозрачной для рынка
труда и поставщиков
– наличием механизма
подтверждения результатов
– работой образовательных консультантов и брокеров, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий, проходящих нередко и через формальные, и через неформальные институты.
Историю реформ образования в России следует рассматривать с двух сторон: во-первых, как исторический опыт, позволяющий извлекать определенные уроки на пути совершенствования управления делом образования, образовательных учреждений, обучения и воспитания в школе;
во-вторых, как опыт, позволяющий строить некоторые прогнозы относительно будущего образования. Лишь глубокий анализ не только самих реформ образования, но и исторических, и социально-экономических условий, в которых они осуществлялись и проводятся сейчас, может предостеречь от серьезных ошибок и обеспечить подъем современного образования как социокультурного института и развитие общества.
Так, говоря о положительных и отрицательных сторонах образовательного процесса в дореволюционной России, следует помнить, что принципы обучения, которые нарабатывались и формировались десятилетиями, не могут измениться в одночасье, вследствие принятия нового Устава. Это длительный процесс, требующий постоянного и постепенного усовершенствования, сообразного с потребностями и вызовами общества.
Что касается реформирования образования в советский период, то революция 1917 года дала толчок на ликвидацию безграмотности. В основу реформ образования в СССР во второй половине ХХ в. была положена концепция воспитывающего обучения.
Период «оттепели» привел к появлению «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958), на основании которого была проведена одна из масштабных реформ образования: для преодоления «отрыва обучения от жизни» были проведены структурные, количественные и качественные изменения всей системы образования в целях социализации молодежи через совершенствование ее профессиональной подготовки, учитывающей насущные потребности общества, повышение уровня подготовки специалистов в соответствии с техническим прогрессом. Приобрело развитие вечернего и заочного высшего образования.
Итогом реформы стало обеспечение социальной мобильности для представителей разных социальных слоев, развитие материальной базы средних школ, оснащение их мастерскими и кабинетами и т.д., значительное увеличение количества обучающихся в общеобразовательных школах, школах рабочей и сельской молодежи, среднеспециальных учебных заведениях, вузах, в целом - повышение общеобразовательного уровня в стране. Однако к середине 1960-х годов реформа отчетливо продемонстрировала свою неэффективность в ряде ключевых аспектов.
Ключевым в реформе
1965 г. стал переход к всеобщему
среднему образованию, объявленный
приоритетом советской
В Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию» (1972) был подведен итог этой реформы.
Одна из самых масштабных реформ образования, объявленная в 1984 г. (в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы»), предполагала дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным, нацелить молодежь на получение рабочих профессий, перераспределив материальные ресурсы в пользу системы профессионально-технического образования за счет высшей школы, т.е. в этой реформе указанное противоречие достигло своего пика.
Начавшаяся в 1985 г. «перестройка»
привела к появлению «Основных
направлений перестройки
Положительным моментом реформ образования советского периода является то, что был заложен фундамент институтской системы образования.
Роль образования на
современном этапе развития России
определяется задачами ее перехода к
демократическому и правовому государству,
к рыночной экономике, необходимостью
преодоления опасности
В настоящее время инновационное развитие Российского образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России.
19. Сайт Московского Гуманитарного Университета http://www.mosgu.ru
20. Сайт некоммерческого
партнерства «Родительский
21. Сайт Министерства Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации http://www.minzdravsoc.ru/
22. Сайт Министерства
Образования и Науки
23. Сайт Экономического
факультета Санкт-
Размещено на Allbest.ru
1 Прутченков А. С. Школа и рынок. – М., 2007.- С. 87.
2 Липник В.Н. Школьные реформы в России // Образование. 2006. № 3. С. 21.
3 Луков Вл. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 8-9.
4 Прутченков А. С. Школа и рынок. – М., 2007. –С. 90.
5 Липник В.Н. Школьные реформы в России // Образование. 2006. № 3. С. 22-23.
6 Богуславский М. В. Образование // Новая Российская энциклопедия: В 12 т. Т. 1: Россия. М., 2005. С. 217.
7 Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. – М., 2010. – С. 44.
8 Богуславский М. В. Образование // Новая Российская энциклопедия: В 12 т. Т. 1: Россия. – М., 2005. – С. 222.
9 http://stat.edu.ru.
10 Латышина Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли). - М. , 2008. С. 78.
11 http://stat.edu.ru.
12 Там же.
13 Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 41. Ст. 4089.
14 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.
15 Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
16 Растопшин И.А. Уроки реформирования высшей школы во второй половине XX века // Высшее образование для XXI века. Сб. М., 2007. С. 62.
17 Луков Вл. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 25-26.
18 Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 10. Ст. 1377.
19 Болонский процесс: Взгляд на проблему: Сб. материалов. М., 2008. С. 21-22.
20 Мельник Д.В. Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития // Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития. 2011. № 2. С. 36.
21 Ильинский И. М. О ситуации, некоторых прогнозах и стратегиях развития негосударственного высшего профессионального образования в России в связи с демографической ямой // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 13.
Информация о работе История развития системы образования в России