История развития системы образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. История образовательной системы России – одна из важнейших составляющих отечественной истории. Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, является выражением своей эпохи, её культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Становление системы образования в дореволюционный период
1.1 Образование в 16-17 веках
1.1.1 Реформы Петра I в области образования
1.2 Образование в 18 веке
1.3 Образование в 19 веке
1.3.1 Реформы образования в начале 19 века
1.3.2 Контрреформа 1870-х годов
ГЛАВА 2. Реформирование образования в советский период
2.1 Образование в конце 19- начале 20 веков
2.2 Реформы образования в начале 20 века
2.3 Тенденции развития образования
ГЛАВА 3. Особенности системы образования в современный период
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Таипов Ильнур педагогика курс..doc

— 357.50 Кб (Скачать)

Значительное влияние  на развитие образования на Руси оказали  просвещение и школы на Украине и в Белоруссии: Виленская (основана в 1585), Львовская (1586), Могилёвская (1590— 1592), Киевская (1615), Луцкая (ок. 1617) и др. Школы создавались православными братствами по образцу польских школ с программами, общими для всех школ Запада. В братских (общественных) школах на первом месте стояло обучение славянскому языку, на втором - греческому. Изучались грамматика, риторика, диалектика, латынь, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, религия. В некоторых школах преподавались только первые три дисциплины (тривиум) и музыка.

В 17 веке развитие городской жизни, оживление торгово-промышленной деятельности, усложнение системы гос. аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей. В 1632 основана Киево-Могилянская академия, давшая России многих деятелей церковного и светского просвещения.

С середины 17 века в Москве открывались школы, сходные по программам с западноевропейскими грамматическими школами: греко-латинская Ртищевскл го братства (1648), Чудова монастыря (1653), Заиконоспасская (1665) и другие, где преподавали греческий, латинский и славянский языки, риторику, фило софию и др. «свободные искусства», В 1687 в Москве было открыто первое высшее учебное заведение - Эллин» греческая академия (с 1701 Славяно-ла: тинская, с 1775 Славяно-греко-латинская академия), готовившая кадры высшего духовенства и чиновников гос, службы. Принимали в академию людей «всякого чина, сана и возраста».

Во 2-й пол. 17 в. на фоне установи ления контактов с Западом  усиливается светский элемент в  воспитании и образа вании. Возникла мода на домашних учит телей-иноземцев. Признаётся гос. пользу профессионального обучения в приказа^ (лекарская, посольская школы и др.). В Типографской школе «греческого чтения, языка и письма» (открыта в 1681 при Московском печатном дворе) обучились 233 ученика. 

1.1

В 1730-50-х гг. складывалась система дворянского сословного образования. Для дворян действовали закрытые учебные заведения, имевшие целью готовить их как к военной, так и к гражданской службе, а также давать светское воспитание. В С.-Петербурге были открыты Корпус кадетов (1731; с 1743 Сухопутный шляхетный корпус), Морской шляхетный кдрпус (1752) и др. Были также созданы частные пансионы и др. образовательные учреждения.

В 1763 утверждён разработанный  государственным и общественным деятелем И. И. Бецким Генеральный план создания воспитательных домов для подкидышей, детей, рождённых вне брака, и детей беднейших родителей с целью воспитания, образования и призрения людей «третьего чина» - купцов, промышленников, ремесленников.

В 1764 по инициативе Бецкого  был создан Ин-т благородных девиц (Смольный), положивший начало женскому среднему образованию (обучалось ок. 200 девушек). В Смольном имелось и мещанское отделение для девочек недворянского происхождения. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику и архитектуру, рисование, музыку, танцы, знания в области домашней экономии.

Появились профессионально-художественные учебные заведения: в С."Петербурге - Танцевальная школа (1738, ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), Академия художеств (1757); Балетная школа при Московском Воспитательном доме (1773).

Развитие промышленности и международной торговли обусловили создание в стране высших специализированных школ. В 1773 в С.-Петербурге основано приравненное к академии Горное училище, положившее начало инженерному образованию (после ряда реорганизаций с 1866 Горный ин-т). В 1779 в Москве при Межевой канцелярии открыта Землемерная школа (ныне Моск. ун-т инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии). Создавались с.-х. учебные заведения: в 1797 учреждена Практическая школа земледелия близ С.-Петербурга. Были открыты медико-хи- рургические академии в С.-Петербурге (1798) и Москве (1799-1846).

В 1780-х гг. член Рос. АН Т. Янкович де Мириево и группа рус. педагогов разработали общие принципы создания системы нар. просвещения. Согласно Уставу нар. училищ (1786), в каждом губернском городе для детей мещан учреждались главные нар. училища с 4 классами, а в уездных городах - малые нар. училища с 2 классами. Их число быстро росло (в 1786 - 165 с 11 тыс. учащихся, в конце столетия - 228 с 22,2 тыс. учащихся). Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

В 1783 для подготовки учителей для нар. училищ было создано Петерб. главное нар. училище, из состава которого в 1786 выделилась учительская семинария. Важную роль в подготовке учителей для главных и малых нар. училищ сыграла петерб. Александро-Невская духовная семинария (основана в 1721; с 1797 С.-Петербургская духовная академия).

1.1.1 Реформы  Петра I в области образования

Реформы в области  просвещения, проведенные в первой четверти XVIII веке, имели разносторонний характер.

С начала XVIII в. происходит заметное развитие отечественной науки: организуется ряд крупных географических экспедиций (по изучению берегов Каспийского моря, островов Северного Ледовитого океана, Камчатки, Курильских островов), проводятся важные работы по разведке полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железных, серебряных, медных руд), кладется начало астрономическим наблюдениям. В это же время приступили к организации Академии наук, устройству первой Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, к основанию архивного и музейного дела. В 1719 г. открывается Петербургская Кунсткамера— первый в России естественноисторический музей. С 1703 г. стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Взамен устаревшего церковнославянского шрифта вводится более совершенный и доступный для изучения гражданский шрифт российского языка, на котором с 1710 г. печатаются книги светского содержания, а также вводится арабское обозначение цифр вместо буквенного.

Большое прогрессивное  значение имели мероприятия по организации  школьного образования.

Еще в начале своей деятельности Петр I командирует несколько групп молодежи за границу для обучения кораблестроению и мореходному делу. Первые две группы в количестве 50 человек были направлены в 1697 г. в Голландию, Англию и в Италию. В этом же году он в составе «великого посольства» сам уехал за границу учиться кораблестроению. Практика посылки молодежи за границу для обучения и усовершенствования в науках продолжалась и в последующие годы. Так, в 1716 г. было командировано для учения за границу 30 юношей, в числе которых находились В. Н. Татищев и известный своими мемуарными записками И. И. Неплюев. Они побывали в Голландии, Италии, Испании, где изучали иностранные языки, военное и морское дело, математику, обучались фехтованию и танцам.

Однако основное внимание обращалось на организацию русских государственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты. Имеются сведения, что в первой половине XVIII в. открыто 133 школы, что составляет внушительную цифру по тому времени. Содержание образования имело ярко выраженное реальное направление. На первом месте было изучение математики и других наук, имевших применение в морском и военном деле, в строительстве, промышленности и технике. Общее образование в школах сочеталось со специальным.

Вновь открытые школы закладывали прочную основу дальнейшего развития русской школы. Было положено начало развитию специального образования: морского, артиллерийского, инженерного, медицинского, горнозаводского. Столичные города, Москва и Петербург, стали крупными центрами школьного образования и научной мысли.

Организованные в первой четверти XVIII в. государственные светские школы были новым типом учебных  заведений. Религия в них уступала место общеобразовательным и  специальным предметам. Хотя при  комплектовании государственных школ правительство особое внимание обращало на вовлечение в них прежде всего детей дворян, однако в эти школы принимали детей и других сословий. Это давало возможность получить образование более широким слоям населения и благоприятно сказалось на формировании рядов демократической интеллигенции, из числа которой вышли многие видные деятели русского просвещения.

Конечно, не все начинания  царского правительства имели успех. Многие школы прекратили свое существование  вскоре после их учреждения. Не увенчалась успехом попытка создать в стране сеть цифирных школ для обучения детей разных сословий. Принципы, на основе которых работали тогда школы, во многом были несовершенными.

В первой четверти XVIII в. повысилась роль государства в управлении школьным делом. С этого времени школы находились в ведении тех высших государственных органов (приказов, а затем коллегий), для которых они готовили специалистов. Государство открывало и содержало школы, комплектовало состав учащихся и разрабатывало инструкции, определявшие содержание образования и порядок учебных занятий. Оно стремилось направлять и контролировать работу и духовных школ.

При создании учебной  литературы и разработке методов  обучения широко использовался зарубежный опыт, в частности педагогическое наследство Яна Амоса Коменского. Особенно большую роль в его распространении сыграли русские просветители и педагоги того времени — Л.Ф.Магницкий, Ф. Поликарпов, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев и др.

Школа математических и навигацких наук. Морская академия

Важным событием в  развитии науки и просвещения  явилось открытие в Москве Школы  математических и навигацких наук. Указ о заведении «математических  и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения», был издан ПетромI 14 января 1701 г.

В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17—20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и др. Неимущим выдавали деньги на «корм» в зависимости от изучаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сначала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. В школе были установлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказывали штрафами и розгами. Первые годы школа находилась в ведении Оружейной палаты и постоянное наблюдение за ее работой осуществлял дьяк А. А. Курбатов. В 1706 г. школу передали приказу морского флота, а затем  Адмиралтейской коллегии.

Для преподавания специальных  математических и навигационных наук в Москву из Англии были приглашены профессор А.Д. Фарварсон, ставший директором этой школы, и специалисты по морским наукам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон, крупный знаток своего дела, оказал известное влияние на постановку математического и морского образования в России. Что же касается С. Гвина и Р. Грейса, то, по свидетельству А. А. Курбатова, они «относились к делу нерадиво, которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших» (т. е. отстающих).

Душой школы был один из образованнейших людей своего времени, выдающийся русский математик Леонтий Филиппович Магницкий, который с большим успехом вел преподавание математических предметов. Он же ведал и всей учебновоспитательной работой школы. Л. Ф. Магницкий придерживался прогрессивных педагогических взглядов, был знаком с произведениями Я. А. Коменского. На основе прогрессивных педагогических идей и методических принципов он написал замечательный учебник «Арифметика, сиречь наука числительная».

В Школе математических и навигацких наук занятия начинались с изучения российской грамоты и счета в подготовительных классах, получивших название «русской школы». Затем в математических классах («цифирной школе») учащиеся овладевали знаниями по арифметике, геометрии, тригонометрии плоской и сферической. В старших, навигаторских классах обучали навигации, морской астрономии, географии (главным образом математической), геодезии, фехтованию. Большинство учащихся, главным образом недворянского происхождения, ограничивалось прохождением русской и цифирной школ и поступлением на службу.

Как правило, только дворянские дети продолжали обучаться навигаторской  науке в высших классах. В школе  была принята класснопредметная  группировка учащихся: учебные предметы изучались последовательно, по мере выучки учеников переводили «из одной науки в другую», а из школы выпускали по мере готовности к делу или по требованию различных ведомств. На вакантные места сразу же принимались новые ученики. Определенных сроков приема и выпуска учащихся тогда еще не было.

Учебники и учебные  пособия выдавались ученикам для  постоянного пользования. В обучении применялись наглядные пособия: глобус, географические карты, таблицы, приборы и инструменты. Для занятий  по астрономии была оборудована обсерватория, где имелся лучший для того времени телескоп. Здесь под руководством Л. Ф. Магницкого и А. Д. Фарварсона велись астрономические наблюдения. Большое внимание обращалось на практическую подготовку учащихся к мореплаванию и геодезическим работам. Навигаторы проходили практику на морских кораблях ежегодно от февраля до октября. Для повышения общей культуры будущих навигаторов при школе был устроен театр. Группа актеров, выписанная из Данцига, вместе с учениками устраивала спектакли.

Окончивших школу определяли во флот, направляли в артиллерию, гвардию, назначали инженерами, топографами, учителями, а также посылали учиться за границу. Важное государственное значение Школы математических и навигацких наук было особо подчеркнуто в указе ПетраI 1710 г., в котором говорилось: «Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству...».

В 1715 г. высшие (мореходные, или навигаторские) классы школы  были переведены в Петербург, где  на основе их образована Морская академия. К этому времени школа подготовила около 1200 специалистов морского дела. С 1716 г. она считалась приготовительным училищем Морской академии и обучала главным образом математике. В таком виде школа просуществовала до 1752 г. По времени возникновения Школа математических и навигацких наук была первой и самой крупной реальной школой в Европе. Ее воспитанники стали также организаторами и первыми учителями многих новых школ, создаваемых в стране.

Информация о работе История развития системы образования в России