Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа
«Призвание государства состоит в том, чтобы при всяких условиях обращаться с каждым гражданином как с духовно свободным и творческим центром сил... Никто не должен быть исключен из государственной системы защиты, заботы и содействия... Каждый гражданин должен быть уверен, что и он защищен, принят во внимание и найдет себе справедливость и помощь со стороны государства...»
Введение………………………………………………………………………….
3
Глава 1. Возникновение, становление и развитие прокуратуры в России
1.1. Предпосылки, причины появления прокуратуры в России ……………..
6
1.2. Учреждение (в 1722 году) и становление царской прокуратуры ……….
9
1.3. Развитие прокуратуры после 1917г. ………………………………………
17
Глава 2. Современный правовой статус прокуратуры
2.1. Система органов прокуратуры РФ и организационные
основы их построения ……………………………………………………..
23
2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ ………………
30
2.3. Функции органов прокуратуры ……………………………………………
34
Заключение ………………………………………………………………………
37
Список используемых источников и литературы …………………………….
39
Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Возглавляет органы военной прокуратуры заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор.
В систему специализированных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов в закрытых административно-
Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказании имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации. На прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.
Межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчинением, соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов созданы во всех субъектах Российской Федерации. Данные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями[41].
Надзор за исполнением экологических законов на территории волжского бассейна – от истоков до Каспийского моря – осуществляет Волжская природоохранительная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ Генеральная прокуратура РФ включает в свой состав[42]:
– Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления);
– Организационно-контрольное управление;
– Управление кадров;
– Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;
– Главное следственное управление, включающее в себя Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел;
– Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры;
– Организационно-методическое управление;
– Управление по расследованию особо важных дел;
– Отдел по надзору за расследованием особо важных дел – на правах управления;
– Отдел криминалистики – на правах управления;
– Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности;
– Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе;
– Управление по делам несовершеннолетних и молодежи;
– Второе управление;
– Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;
– Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;
– Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе;
– Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах;
– Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
– Управление правового обеспечения;
– Международно-правовое управление;
– Отдел реабилитации жертв политических репрессий (на правах управления);
– Центр информации и общественных связей (на правах управления);
– Управление по надзору за исполнением налогового законодательства;
– Отдел писем (на правах управления);
– Приемная (на правах управления);
– Первый отдел (на правах управления);
– Управление делами;
– Управление делопроизводства;
– Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе (на правах управления);
– Отдел безопасности (на правах управления);
– Главная военная прокуратура.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.
В соответствии с Конституцией РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность (сроком на 5 лет) и освобождается от должности Советом Федерации – верхней палатой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет сенаторам новую кандидатуру[43].
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель.
Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.
В число полномочий Генерального прокурора входит назначение прокуроров всех звеньев системы прокуратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов[44].
Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором РФ. В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных, специализированных прокуратурах, образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ[45].
Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.
2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов[46].
Цель прокурорской деятельности – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура осуществляет надзор. Это одно из направлений прокурорской деятельности. Существует 4 отрасли прокурорского надзора (ч.2 ст. 1).
Кроме отраслей прокурорского надзора выделяют также другие направления деятельности прокуратуры[47]:
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно – процессуальным законодательством;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.
Нужно отметить, что прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.
Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства, централизации, независимости от федеральных и местных органов и гласности.
Единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип единства определяет положение о том, что вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров[48].
Независимость прокуратуры от местных органов означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается законам Российской Федерации, а также единообразному их пониманию и толкованию[49].
Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общественности. В Законе говорится, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайне[50].
Также стоит упомянуть о принципе законности, сформулированном в статьях Конституции РФ. В соответствии с ним законы и приравненные к ним акты должны неуклонно исполняться всеми государственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. При осуществлении своих полномочий органы прокуратуры действуют в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик, Законом о прокуратуре, другими законодательными актами, действующими на территории РФ и, конечно же, международными и межгосударственными договорами.
С момента принятия Закона о прокуратуре стало считаться особым направлением деятельности прокуратуры участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Это связано с проведением в жизнь принципа разделения властей и с тем, что органы, осуществляющие судебную власть, самостоятельны и в своей деятельности не поднадзорны никаким другим органам государства[51].
Нужно отметить, что суд и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел в суде руководствуются сходными задачами: вынесения законного и обоснованного приговора или решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Прокурор способствует выполнению этих задач в соответствии с принципом состязательности.
Прокурор считается участником судебного разбирательства, но из-за специфики своей деятельности он, прежде всего, способствует исполнению требований закона, о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела. В уголовном процессе прокурор выступает в роли государственного обвинителя. Он принимает участие в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключения экспертов и вещественных доказательств. Он участвует в прениях по уголовному делу, выступая с обвинительной речью. Объективность и независимость прокурора в суде подчеркивает установленная законом возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения. После постановления судом приговора прокурор обязан принять в установленном законом порядке меры по исправлению ошибок, если они были допущены. Кроме того, он должен проверить своевременность обращения приговора к исполнению. Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, прокурор наделен рядом полномочий, которые специфичны именно для него: право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов других лиц; вступить в дело в любой стадии процесса; давать заключения с точки зрения закона по существ рассматриваемого дела; знакомиться с материалами гражданского дела, даже если он не участвовал в процессе, и т. д. Обязательность участия прокурора в суде по гражданским делам определяется его усмотрением и приказами Генерального прокурора[52].
Важнейшим полномочием прокурора, которым он обладает вне зависимости от того участвовал он или нет в рассмотрении конкретного уголовного или гражданского дела, является принесение протеста на незаконное или необоснованное решение суда. Протесты прокурора подразделяются на кассационные, протесты в порядке надзора и частные. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное судебное решение. При этом помощник прокурора, прокурор управления или отдела могут приносить протест только по тому делу, в рассмотрении которого они участвовали[53].
Если даже приговор, решение, определение или постановление суда вступили в законную силу, все равно прокурор в пределах своей компетенции в праве истребовать из суда любое такое дело или категорию дел. Если обнаруживается, что истребованное судебное решение является незаконным или необоснованным, прокурор (начиная с должности прокурора края, области и приравненных к ним прокуроров) приносит протест в порядке судебного надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Протест на перечисленные судебные решения может быть отозван прокурором, принесшим его, до начала рассмотрения его судом. В дальнейшем, при рассмотрении дела по протесту прокурора, он принимает в нем участие.