Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:42, контрольная работа
В уголовном судопроизводстве действовал запрет, который сводился к тому, что обвиняемые и обвинители не должны были заменять себя поверенными. Поэтому первоначально прокуроры короля могли участвовать лишь в гражданских делах. Постоянный институт прокуроров учреждается при Филиппе Красивом. С этого момента прокуроры стали королевскими чиновниками.
Введение
1. Предпосылки появления прокуратуры в России
2. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи
3. Прокуратура страны Советов
4. Прокуратура Российской Федерации
Заключение
по курсу «Прокурорский надзор»
тема: «Исторические этапы создания прокуратуры России»
Содержание
Введение
1. Предпосылки появления прокуратуры в России
2. Возникновение и
развитие прокуратуры в
3. Прокуратура страны Советов
4. Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Введение
Исследуя всякое правовое явление, истории его уделяют большое внимание. Эта закономерность вполне применима к прокуратуре, которая только в нашей стране насчитывает почти три столетия. Изучение истории, наглядно показывает причины и предпосылки, развитие и тенденции и, в конечном итоге, перспективы того или иного института государства.
Само слово "прокуратура" появилось во Франции, во время правления короля Филиппа Красивого. Обвинительный процесс, который установился в судах во Франции XI-XII вв., требовал личного участия тяжущихся и неохотно допускал поверенных. Для короля же было сделано исключение, и он мог действовать через своих поверенных — прокуроров. Такие поверенные выбирались из среды адвокатов и не отличались по своим правам и обязанностям от поверенных других лиц, которые имели на это право. В уголовном судопроизводстве действовал запрет, который сводился к тому, что обвиняемые и обвинители не должны были заменять себя поверенными. Поэтому первоначально прокуроры короля могли участвовать лишь в гражданских делах. Постоянный институт прокуроров учреждается при Филиппе Красивом. С этого момента прокуроры стали королевскими чиновниками. Основная их деятельность сводилась к охране фискальных и гражданско-правовых интересов короля, в частности, путем выступления в суде в качестве одной из сторон. В России прокуратуру основал Петр I. В данном курсовом проекте я рассмотрю предпосылки возникновения прокуратуры в России, и три основных этапа, которые она прошла со времен Петра и до сегодняшнего дня. Это прокуратура Российской Империи, прокуратура Советского периода и прокуратура Российской Федерации. Также будут затронуты перспективы дальнейшего развития данного института государственной власти.
1. Предпосылки появления прокуратуры в России
В данной главе я, на основании нормативно-правового материала времен становления династии Романовых рассмотрю общественно-политический строй и экономические отношения Государства Российского (до 1721 г.) как условия и предпосылки возникновения прокурорского надзора.
Возможность реализации своих идей по коренному преобразованию Государства Российского Петр I получил после окончания «периода троецарствия», когда был впервые создан единственный прецедент: одновременное юридическое правление родных братьев Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Романовых и их опекунши Софии Алексеевны Романовой.
А необходимость коренного
преобразования Государства Российского
с целью превращения его из
слаборазвитого государства с архаичным
укладом жизни в
Наиболее серьезным препятствием для такого преобразования представляла так называемая система «кормления», при которой чиновники осуществляли «государеву службу» на безвозмездной основе и могли себя обеспечить лишь путем «мздоимства» с населения вверенной территории. Это приводило к многочисленным фактам злоупотреблений. В качестве широкого распространения данного социального порока можно привести Именной указ «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов».
Разумеется, предусматривалась ответственность за различного рода злоупотребления. Так, в апреле 1654 г. был принят Именной указ «О наказании за взятки»[1]. Аналогичен ему по содержанию Именной указ «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за них» от 24 декабря 1714 г. Преступность как социальное явление не только констатировалась, но и принимались соответствующие нормативные правовые акты по борьбе с ней, вплоть до искоренения. В Именном указе «О искоренении воровских людей, беглых солдат и рекрут» от 19 марта 1719 г. речь идет не о пресечении воровства, но об «искоренении» лиц, их совершивших, что может лишь свидетельствовать о широком распространении этого социального явления в Российском государстве. Ответственность за взятки была предусмотрена в Сенатском указе «О наказании за взятки и лихоимство» от 21 мая 1720 г., а также в аналогичных по форме нормативных правовых актах: «О разных Государственных сборах, о наказании хищников за взятки лишением имения и живота» от 22 июня 1720 г. и «О рачительном сборе податей и наказании за взятки» от 3 октября 1720 г[2].
1708 территория России была
Но наряду с условиями возникновения прокуратуры в Государстве Российском имеются и его предпосылки. Анализ законодательства за период времени с 1649 г. по 1721 г. позволил установить достаточно обширный перечень предпосылок возникновения прокурорского надзора в Государстве Российском. Вот некоторые из них: надзор за должностными лицами; надзор старост; отдача под суд воевод; наблюдение за торговыми людьми; наблюдение земскими бургомистрами за исправностью таможенных и питейных сборов; установление запретов; надзор за государственными расходами; взыскание с губернаторов за учинение медлительности; предписание вице-губернатору иметь надзор; строжайшее взыскание за неточное исполнение предписаний; взыскание с губернаторов за неисполнение по указам Сената; наказание вредителей государственного интереса; рассмотрение дел по Уложению; предостережение губернаторов, вице-губернаторов и воевод о недопустимости притеснений при сборе налогов; надзирание высшими должностными лицами (президентами и вице-президентами) коллегий.
Теперь рассмотрим каждую из указанных предпосылок возникновения прокурорского надзора.
В подтверждение надзора за должностными лицами приведу следующие два именных указа: «О надзоре за Касимовским Царевичем и его людьми, и о воспрещении им иметь какие либо сношения с Магометанами других государств» от 11 июля 1651 г. и «О надзоре за высолкою из Тюмени в Касимовскую деревню, на житье, вдовою Рафа Всеволоцкого, с сыном ее и дочерью, бывшею невестою Государя» от 17 июля 1653 г.
Надзор старост как
В Именном указе «Об отдаче под
суд Воевод за противозаконные поступки
и самовольство» от 16 февраля 1700
г. речь идет об ответственности подданного,
осуществлявшего
Именной указ «О наблюдении за торговыми людьми города Самары, чтобы они вина, пороху и других заповедных товаров и беглых людей на Яик не привозили» от 28 февраля 1700 г. фактически направлен против контрабанды и незаконной миграции подданных Российского государства.
В наказе «Брянским Бурмистрам из Московской Бурмистерской палаты» «О выборе земских Бурмистров и о наблюдении за исправностью таможенных и питейных сборов» от 30 сентября 1700 г. фактически закреплена еще одна предпосылка — «наблюдение земскими бурмистрами за исправностью таможенных и питейных сборов».
Установление запретов как предпосылка
возникновения прокурорского
В Сенатском указе «О подтверждении Губернаторам, что если в сборе, достальных рекрутов, лошадей и третных доточных из подьячих и монастырских служек учинится медленность, то наложено будет на них Губернаторов взыскание» от 11 июля 1711 г. обнаруживается такая предпосылка, как «взыскание с губернаторов за учинение медленности».
О предпосылке возникновения
В Именном указе «О жалованье разным лицам; об учреждении при Губернаторах и Вице-Губернаторах Ландратского Совета и о наказании вредителей государственного интереса» от 24 апреля 1713 г. речь идет о следующей предпосылке — «наказание вредителей государственного интереса». В этом нормативном правовом акте, а также в Именном указе «О доношении всяким людям о Государственных интересах Царскому Величеству Самому» от 23 октября 1713 г. важное значение имеет использование термина «государственный интерес».
Еще одна предпосылка возникновения прокурорского надзора — предостережение губернаторов, вице-губернаторов и воевод о недопустимости притеснений при сборе налогов — предусмотрена в Сенатском указе «О предостережении Губернаторов, Вице-Губернаторов и Воевод, чтоб посланные от них чиновники для поверки ревизских сказок вотчинах Архиерейских и монастырских, крестьянам и другим обывателям никаких обид и налогов не чинили» от 19 июня 1721 г[5].
Вышеуказанные предпосылки, являясь ни чем иным, как первоочередными интересами государства в обеспечении законности и исправном функционировании государственного аппарата, повлекли за собой…
2. Возникновение и развитие
Первым нормативным правовым актом о прокурорском надзоре принято считать именной указ Петра I от 12 января 1722 г. «Об обязанностях сенатских членов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной и берг-коллегий в Сенате, о бытии при Сенате генерал- и обер-прокурорам, рекетмейстеру, экзекутору и геральд-мейстеру, а в каждой коллегии по прокурору...». Шесть дней спустя указом от 18 января 1722 г. были учреждены должности прокуроров в надворных судах. Этот указ положил начало ликвидации фискальных органов (они прекратили свое существование 29 декабря 1729 г.) с последующей передачей их функций прокуратуре.
После смерти Петра I прокуратура фактически бездействовала, в особенности в период царствования Анны Ивановны, т.е. по существу была ликвидирована. Она была восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и наделена теми же правами, которые имела в период царствования Петра I.
Полностью же прокуратура сформировалась, как орган надзорного типа при Екатерине П. С разделением Сената на департаменты Генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их деятельность, а к концу XVIII в., продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции. В значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. В этом большую роль сыграл правовой акт – «Учреждения для управления губерний» от 7 ноября 1775 г. В соответствии с ним прокуратура стала представлять систему таких органов: генерал-прокурор, губернский прокурор и губернский стряпчий, прокурор и стряпчий при верхнем земском суде, прокурор и стряпчий при губернском магистрате, прокурор и стряпчий при верхней расправе, уездный стряпчий в уезде. В главе XXVIII «О прокурорской и стряпчей деятельности» (ст. 404—410) указанного нормативного правового акта был регламентирован порядок «определения на должность» перечисленных должностных лиц, а также установлены их права и обязанности по общему и судебному надзору. Причем было проведено разграничение между компетенцией губернского прокурора и стряпчего. Если губернский прокурор осуществлял общий надзор, то стряпчий — судебный надзор. Выполнение возложенной на губернского прокурора функции надзора имело определенную специфику. В его компетенцию не входило непосредственное устранение нарушений закона. О выявленных злоупотреблениях губернский прокурор должен был сообщать тому органу, который был правомочен устранить правонарушение — «наместническому правлению», и Генерал-прокурору. В последнем случае преследовалась цель уведомить руководителя прокурорской системы о результатах действий губернского прокурора. Выполнение данной обязанности позволяло также использовать полномочия Генерал-прокурора для устранения правонарушений в ситуациях, выходивших за пределы возможностей губернского прокурора.
Информация о работе Исторические этапы создания прокуратуры России