Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:11, контрольная работа
Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей.
Введение
Социальная мысль Античности и Средних веков
Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени о развитии общества
Заключение
Литератера
План
1.Введение
Термин «социология» в
буквальном смысле слова означает «наука
об обществе» или «учение об обществе».
Впервые его употребил
2.Социальная мысль античности и Средних веков.
Социология – относительно
молодая наука, имеющая довольно
четкие хронологические рамки своего
появления. Обычно ее возникновение
связывают с именем французского
философа Огюста Конта в середине
19 века. Это, однако, не означает, что
вопросы социального бытия
Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяют два гиганта – Платон (428/427 – 348/347 до н.э) и Аристотель (384-322 до н.э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество.
В философии Платона причудливо
переплетаются моменты
Государство, по Платону, возникает как результат естественного разделения функций, выполняемых различными группами людей: одни заняты производством товаров и их обменом, другие охраной государства, а третьи – всецело управлением.. Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов; низший, состоящий из ремесленников и крестьян.
Особое внимание уделяется воспитанию воинов, в которых видится главная опора государства. Весь жизненный уклад подчинен одной цели – сохранению мощи и целостности государства. От рождения до зрелого возраста воина должна сопровождать жесткая система воспитания и образования, в которой особая роль отводится физической закладке, духовной стойкости и интеллектуальной подготовке.
В современном обществе высший
класс наделен огромными
Гармоничное сочетание трех социальных прослоек обеспечивает достижение целей идеального государства. Лучшей формой государства Платон считал аристократию. Рассогласование же частей целого, нарушение социальной гармонии ведет к появлению извращенных форм государственного устройства такие, как олигархия, демократия и тирания.
Таким образом, в социологической концепции Платона подробно анализируются типы личности и типы общественно- политического устройства.
Дальнейшее развитие образа
политизированной культуры прослеживается
в творчестве Аристотеля, который
указывал на то, что «человек по природе
своей есть существо политическое»,
т.е. предполагал, что природа нормального
человека определяется его «встроенностью»
в государственную систему. У
него опорой выступает средний класс.
Кроме него существуют еще два
класса – богатая плутократия
и лишенный собственности пролетариат.
Государство лучше всего
Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.
Аристотель стремился подробно проанализировать структуру власти исходя из принципа ее троичности, т.е. расчлененности на законодательную, судебную и исполнительную.
Особое внимание уделяется
государственному устройству. Критически
рассмотрев идеи Платона и других
мыслителей по этому вопросу, а также
конкретные примеры государственного
устройства ближайших соседей, Аристотель
предложил свою интеграцию государственной
власти и ее разновидностей. Анализ
этой проблемы он начинает с указания
правильного и неправильного (отклоняющегося
от идеальной нормы) государственного
устройства. Правильным, по его мнению,
является государство, которое служит
всем членам общества, отстаивает общие
интересы. В тех случаях, когда
государственная власть нацеливается
на отстаивание интересов
Полагая, что все граждане в любом государстве делятся на богатых, бедных и средних, Аристотель указывает на то, что именно имущественное расслоение определяет социальные катаклизмы, происходящие в тех или иных государствах. Нарушение баланса сил между средними, с одной стороны, богатыми и бедными – с другой, способствовало переходам от хороших форм правления к плохим: от царства к тирании, от аристократии к олигархии, от политии к демократии и др.
Государство, таким образом, являясь выразителем социальной целостности, определяет, по Аристотелю, и главное содержание культуры общества. Служение государству представляется главной целью человека, его гражданским долгом. Именно с позиции служения этому долгу рассматривались деловые и духовные качества человека, принципы морали и права. Можно сказать, что античный тип культуры, при всей ее идеалистичности и утопизме, был нацелен на сохранение и упрочнение государства.
Постепенно складывается теологический тип культуры и социальной философии со своими идеалами личности и государственного устройства. Многие мыслители средневековья внесли свой вклад в обоснование новых идеалов культуры, но особое значение имели идеи Аврелия Августина (354-430) и Фомы Аквинского (1225-1274).
На передний план выдвигались не разум, а воля человека и его вера, ибо предполагалось, что познать акты Божественного творения и смысл Священного Писания можно только через веру и волевые усилия. Разум только тогда имел свое оправдание, когда он подкреплял эти усилия. Можно сказать, что дух иррационализации стал ведущей нитью всех культурологических концепций средневековья: человек, общество, государство, история предстали в совершенно новом теоретическом обличии.
С точки зрения Августина, автора книги «О граде Божьем» (426), Бог проявляет свою волю не только в индивидуальных актах творения, но и предопределяет весь ход истории. Человеческая история определяется борьбой двух миров – божественного и земного, духовного и материального. Социальный антагонизм переводится в плоскость антагонизма между верующими и неверующими, между праведными и неправедными.
Любовь к Богу – основная
идея философско-теологической
Можно даже сказать, что на первом этапе иррационализм, фатализм и провиденциализм не столько обезоруживали разум человека, сколько перестраивали его на более общие, универсальные основы бытия и в тоже время показывали его собственную слабость, невозможность полного предвидения будущего, ибо чаще всего случалось так, что благие порывы людей приводили их лишь к негативным результатам – к борьбе, крови и уничтожению друг друга в бесконечной войне за свои узкоэгоистические цели.
Но к 13 веку, когда стали пробиваться ростки нового позитивного знании, к иррационализму обращались в основном реакционные круги церкви. На этой основе вспыхивает затяжной конфликт между разумом и верой; наукой и религией. Эта реставрация рационализма на теологической основе осуществляется в творчестве Фомы Аквинского.
В его трактовке душа человека
может нацеливаться не только на постижение
смысла положений Священного Писания,
но и на природные явления. Разум
может познавать явления
Разрабатывая систему социально-политических идей, Фома Аквинский прежде всего попытался сформулировать свои представления о праве. В частности, он выделял три разновидности права: вечное, естественное и человеческое.
Вечное представляет собой совокупность правил Божественного руководства миром, которые содержатся в Божественном уме и передаются в Священном Писании. Естественное является частным выражением первого. Оно присуще всем живым существам, в том числе и человеку. Положение этого права позволяет людям приобщаться к вечности Божественного права. Человеческое конкретизирует естественное право. Здесь правила постоянно меняются. Человеческое право делится за общенародное и гражданское, т.е. право отдельно взятого государства.
Как и у Аристотеля,
человек рассматривается Фомой
Аквинским политическим
Фома Аквинский, уступая новым веяниям, связанным с укреплением феодальной государственной машины, доказывал, что не только церковь, но и государство представляет собой Божественное установление, хотя все еще и подчеркивалась зависимость государственной власти от церковной.
Фома Аквинский выделяет пять форм государственного устройства. Власть большинства определяется как демократия. Но эта форма правления не жалуется автором и олицетворяется скорее с неправильной формой власти, так как большинство, навязывая свою волю меньшинству, употребляется тирании – одной из наиболее неприемлемых форм управления.