Исторические этапы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей.

Оглавление

Введение
Социальная мысль Античности и Средних веков
Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени о развитии общества
Заключение
Литератера

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 49.42 Кб (Скачать)

Идеи английских материалистов  так или иначе подводили к  мысли о естественной природе  человека, общества и государства, а  это нацеливало на поиски естественных причин их возникновения, на отыскание  естественных законов развития.

Бурные процессы капитализации  общественной жизни происходили  в это время и во Франции, давшей миру целую плеяду выдающихся мыслителей, своими идеями подготовивших эпоху  буржуазных революций. Наиболее видным представителем социально-философской  мысли первой половины 18 века был Шарль Луи Монтескье (1689-1755), который в своем основном произведении «О духе законов» предложил новое видение природы и естества общественно-политических явлений.

Монтескье достаточно четко  сформулировал основные социологические  проблемы и наметил пути их разрешения. В его учении развиваются не только общие идеи социального бытия, ни и широко представлен эмпирический материал. Им анализируются конкретные вопросы политики, права, морали, торговли, производства, демографии и т.д. к этому следует добавить еще и то, что многие положения этого учения носят не столько абстрактно-теоретический, сколько практически-рекомендательный характер.

Общественная гармония и  разумный порядок устанавливаются  только тогда, когда законы, формируемые в государстве, согласуются с духом народа, его нравами и привычками. Он рассматривает все стороны общественной жизни, общие вопросы их развития и функционирования, обрисовывая те идеалы политико-правовой системы, которые соответствовали бы становлению нового общества. Здесь духовность выдвигается на передний план общественного развития, представляется его двигательной силой.

Значительный вклад в  развитие политических идей внесли немецкие мыслители Иммануил Кант (1724-1804 гг.) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). Кант в своих работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» большое внимание уделял развитию идей либерализма. Краеугольным камнем его политической теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может рассматриваться только как средство для достижения каких-либо целей. В политике, по мнению Канта, необходимо стремиться к гармонии целей и средств. Кант также много внимания уделяет роли права в установлении границ произвола. Право, по Канту, обладает принудительной силой, носителем которой является государство. Государство, по его словам, - это объединение людей, подчиненных правовым нормам. Так Кант, по сути дела, приводит к мысли о необходимости существования правового государства, которое бы обеспечивало свободу личности.

Дальнейшее развитие учения о правовом государстве получило в работе Гегеля «Философия права». Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуется прежде всего через  собственность. Свобода и частная собственность, по Гегелю, - неразделимые понятия. Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо рассматривали гражданское общество как политическое общество. Гегель углубляет социоцентристский подход, вводя в понятие «политики» игру групповых интересов. Именно Гегелю принадлежит заслуга разработки и разграничения категорий «гражданское общество» и «государство». Гражданское общество, по Гегелю, - это сфера господства частных интересов, их свободная игра, но отличающаяся высоко степенью организации. Единство общества может быть достигнуто путем согласования частных интересов путем их представительства в органах власти, для согласования множества интересов необходимо государство как высший судья. Общество становится гражданским, потому что оно управляется государством. Без государств не может появиться и гражданское общество. Поэтому «в действительности государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, а сама идея государства распадается на два момента...».

 

Идеологии либерализма в  политической мысли Нового времени  противостоял консерватизм. Либерализм идеологически обосновывал утверждение  капиталистического способа производства и буржуазные ценности. Консерватизм возникает как антибуржуазная, феодально-клерикальная идеология, препятствующая революционному преобразованию общества. Создателями  идеологии консерватизма являются английский мыслитель и политик  Э. Берк (1729--1797 гг.), французские общественные деятели Ж. де Местр (1734--1821 гг.) и Л. де Бональд (1753--1840 гг.).

Консерватизм исходил  из отрицания идеалов свободы, равенства, разума и прогресса, выдвинутых эпохой Просвещения и Французской революцией 1789 г. Существующие в обществе политические институты, прежде всего семья и государство, по мнению консерваторов, являются отражением естественного хода событий. Следовательно, чтобы не допустить разрушения общества как жизнеспособной системы, не следует вмешиваться в самореализацию жизненного опыта. Э. Берг в работе «Размышления о французской революции», критикуя идею естественного права и общественного договора, считал, что государство есть результат естественной эволюции. Де Местр и де Бональд называли революцию сатанинским делом, так как она, по их мнению, только разрушает, а не создает. В качестве идеала правления де Местр рассматривал абсолютную монархию.

Наряду с политическими  идеями, обосновывающими возникновение  и утверждение капиталистических  общественных отношений (либерализм) и  противостоящим ему консерватизмом, в ХVI - первой половине ХIХ века развивался утопический социализм, представители  которого в своих трудах отрицали как старый, феодальный так и новый, буржуазный строй. Наиболее известные  представители утопического социализма: англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), итальянец Томазо Кампанелла (1568-1639 г.), англичанин Джерард Уинстенли (1604-после 1652 гг.), француз Жан Мелье (1664--1729 гг.), Анри Сен-Симон (1760--1825 гг.), Шарль Фурье (1772--1837 гг.), англичанин Роберт Оуэн (1771-- 1 858 гг.). В произведениях этих мыслителей обосновывалась необходимость принципиально новых порядков, основанных на равенстве всех членов общества, коллективной собственности обязательном труде для всех, общественном самоуправлении. Будущее общество они связывали с народовластием с самым широким участием трудящихся в управлении общественными делами. Так, в идеальном государстве, описанном в книге Т. Мора «Утопия» (место, которого нет), господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, все должностные лица избираются народом, действуют в интересах народа и отчитываются перед ним. Традицию народовластия идущую от Томаса Мора, продолжил Уинстенли. Идеалом общественного устройства он провозгласил «свободную республику», в которой предусматриваются выборность и сменяемость всех должностных лиц. Причем никто не может быть избран на общественный пост, пока ему не исполнится сорок лет, так как только к этому возрасту, по мнению Уинстенли, человек приобретает опыт управления собой и другими.

Наряду с попыткой создать  проект идеального общества в работах  социалистов-утопистов содержится критика институтов государственной  власти. Так, Мелье считал, что сущностью  государственной деятельности является организованное насилие. Сен-Симон  полагал, что в промышленной системе  отпадает необходимость в политических институтах с многочисленными учреждениями и должностями, что политика вместо управления людьми будет заменена управлением  вещами и производственными процессами. В этих положениях Мелье и Сен-Симона содержится мысль об отмене государства.

 

4.Заключение

Социология одна из наук, без которой не может функционировать  и развиваться современное общество. Только изучив общественную жизнь людей, можно познать законы, которым  она следует, только тогда можно  рассчитывать на успех в борьбе с  «общественными бедствиями» живущих  людей.

Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты и  исследования и являющегося основой  целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии  и практики социального государства, социально ориентированной экономики  и социальной политики.

Из множества идей и  концепций, выдвинутых выдающимися  мыслителями различных эпох, постепенно формировалась наука социология, как ответ на объективные потребности  социального развития.

Социология - не застывшая  наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить  перспективу общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Бабко Г.И. Основы социально гуманитарных наук. Учебно-методический комплекс/ Бабко Г.И.- Минск: Высшая школа, 2005.
  2. Волков Ю.Г. Социология. Учебно-методический комплекс/ Волков Ю.Г., Мостовая И.В. – Москва, 1998.
  3. Елсуков А.Н. История социологии. / А.Н.Елсуков, Г.Н.Соколова, Т.Г.Румянцева, А.А. Грицанов – Минск: Высшая школа, 1997.
  4. Качалов И.Л. Социология. Учебно методическое пособие /И.Л.Качалов – Минск: БГУИР, 2004.
  5. Кравченко А.И. Социология. Учебник./ А.И.Кравченко, М.: Проспект, 2009.
  6. Осипов С.Г. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие/ С.Г.Осипов, Л.Н.Москвинев, А.В.Кобыща и др.- Москва: Аспект Гресс, 1996.
  7. Павленок П.Д. Социология. Учебник/ П.Д.Павленок – М.: «Маркетинг»,2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные определения и понятия

Социоло́гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука)

- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях  его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях  и общностях.

 Объект и предмет социологического исследования – объект социологического исследования - определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет – объективные свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. существующие в рамках данного объекта), раскрывающие структуру, связи, зависимости, взаимодействия, механизмы, движущие силы, закономерности и законы ее функционирования и развития (говоря языком диалектики – раскрывающие ее основное движущее противоречие), и выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Следует различать предмет исследования и предмет изучения. Предметом изучения в данном случае являются объективированные (материализованные) следы-индикаторы (вещи, тексты, знаки, фиксированные высказывания и действия социальных субъектов и т.п.), которые должны надежно, доказательно и обоснованно референтировать (сообщать, представлять) предмет исследования, что ставит перед социологом непростую специальную задачу по такому обоснованию. Возникает своеобразная логико-методологическая нисходящая триада: объект исследования – предмет исследования – предмет изучения. Например: студенческая группа – успеваемость – оценки, полученные студентами по учебным дисциплинам за определенный период.

Общество - постоянно изменяющаяся динамическая система, обособившаяся от природы, и тесно с ней связанная часть материального мира. Государство (state). Политический аппарат (правительственные институты плюс чиновники государственной службы), управляющий на определенной территории, власть которого закреплена законом и возможностью использовать силу. Государство существовало не во всех обществах. Оно отсутствовало у охотников и собирателей, а также в малых обществах аграрного типа. Появление государства становится важной вехой истории человечества, поскольку централизация политической власти, присущая государственным образованиям, вводит новую динамику в процессы социальных изменений.

Социальная реальность - пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство - самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей.

Социальный закон – объективные, необходимые, относительно устойчивые и систематически воспроизводимые сущностные связи (отношения) между социальными субъектами и референтирующими (представляющими) их социальными объектами (в том числе и какими-либо социальными отношениями, формами общественного сознания и т.д.).

Иерархия социальная (от греч. hierarchia - букв. священная власть) - форма построения сложных социальных систем на основе подчинения, когда «нижние» уровни контролируются «верхними».  Проявляется централизация управления и одновременно его бюрократизация,выступает и как односторонняя личная зависимость одного индивида от др.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Тирания (от греч. tyrannis - единолично) - англ. tyranny; нем. Tyrannei. 1. В Древней Греции - форма  государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении тирана. 2. Форма политического устройства ряда средневековых городов. 3. Жесткое, деспотическое правление. 4. Гнет, насилие,  произвол.

Монархия - (от греч. monarchia - единовластие) - англ. monarchy; нем. Monarchie. 1. Форма правления, при к-рой верховная власть  в государстве формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха. 2. Государство с монархической формой правления. Различают М. неограниченную (деспотическую, абсолютную) и ограниченную (конституционную и парламентарную).

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Исторические этапы