Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:11, контрольная работа
Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей.
Введение
Социальная мысль Античности и Средних веков
Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени о развитии общества
Заключение
Литератера
Идеи английских материалистов так или иначе подводили к мысли о естественной природе человека, общества и государства, а это нацеливало на поиски естественных причин их возникновения, на отыскание естественных законов развития.
Бурные процессы капитализации общественной жизни происходили в это время и во Франции, давшей миру целую плеяду выдающихся мыслителей, своими идеями подготовивших эпоху буржуазных революций. Наиболее видным представителем социально-философской мысли первой половины 18 века был Шарль Луи Монтескье (1689-1755), который в своем основном произведении «О духе законов» предложил новое видение природы и естества общественно-политических явлений.
Монтескье достаточно четко сформулировал основные социологические проблемы и наметил пути их разрешения. В его учении развиваются не только общие идеи социального бытия, ни и широко представлен эмпирический материал. Им анализируются конкретные вопросы политики, права, морали, торговли, производства, демографии и т.д. к этому следует добавить еще и то, что многие положения этого учения носят не столько абстрактно-теоретический, сколько практически-рекомендательный характер.
Общественная гармония и разумный порядок устанавливаются только тогда, когда законы, формируемые в государстве, согласуются с духом народа, его нравами и привычками. Он рассматривает все стороны общественной жизни, общие вопросы их развития и функционирования, обрисовывая те идеалы политико-правовой системы, которые соответствовали бы становлению нового общества. Здесь духовность выдвигается на передний план общественного развития, представляется его двигательной силой.
Значительный вклад в развитие политических идей внесли немецкие мыслители Иммануил Кант (1724-1804 гг.) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). Кант в своих работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» большое внимание уделял развитию идей либерализма. Краеугольным камнем его политической теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может рассматриваться только как средство для достижения каких-либо целей. В политике, по мнению Канта, необходимо стремиться к гармонии целей и средств. Кант также много внимания уделяет роли права в установлении границ произвола. Право, по Канту, обладает принудительной силой, носителем которой является государство. Государство, по его словам, - это объединение людей, подчиненных правовым нормам. Так Кант, по сути дела, приводит к мысли о необходимости существования правового государства, которое бы обеспечивало свободу личности.
Дальнейшее развитие учения о правовом государстве получило в работе Гегеля «Философия права». Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуется прежде всего через собственность. Свобода и частная собственность, по Гегелю, - неразделимые понятия. Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо рассматривали гражданское общество как политическое общество. Гегель углубляет социоцентристский подход, вводя в понятие «политики» игру групповых интересов. Именно Гегелю принадлежит заслуга разработки и разграничения категорий «гражданское общество» и «государство». Гражданское общество, по Гегелю, - это сфера господства частных интересов, их свободная игра, но отличающаяся высоко степенью организации. Единство общества может быть достигнуто путем согласования частных интересов путем их представительства в органах власти, для согласования множества интересов необходимо государство как высший судья. Общество становится гражданским, потому что оно управляется государством. Без государств не может появиться и гражданское общество. Поэтому «в действительности государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, а сама идея государства распадается на два момента...».
Идеологии либерализма в
политической мысли Нового времени
противостоял консерватизм. Либерализм
идеологически обосновывал
Консерватизм исходил
из отрицания идеалов свободы, равенства,
разума и прогресса, выдвинутых эпохой
Просвещения и Французской
Наряду с политическими
идеями, обосновывающими возникновение
и утверждение
Наряду с попыткой создать
проект идеального общества в работах
социалистов-утопистов
4.Заключение
Социология одна из наук,
без которой не может функционировать
и развиваться современное
Роль социологического знания,
опирающегося на конкретные факты и
исследования и являющегося основой
целостного социального знания, возрастает
по мере роста значимости социальной
сферы общества, становления идеологии
и практики социального государства,
социально ориентированной
Из множества идей и
концепций, выдвинутых выдающимися
мыслителями различных эпох, постепенно
формировалась наука
Социология - не застывшая
наука. На каждом новом этапе социальных
преобразований она черпает из реальности
новые социальные факты, научно обобщает
их и дает возможность представить
перспективу общественного
Литература
Основные определения и понятия
Социоло́гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука)
- это наука об обществе,
системах, составляющих его,
Объект и предмет социологического исследования – объект социологического исследования - определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет – объективные свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. существующие в рамках данного объекта), раскрывающие структуру, связи, зависимости, взаимодействия, механизмы, движущие силы, закономерности и законы ее функционирования и развития (говоря языком диалектики – раскрывающие ее основное движущее противоречие), и выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Следует различать предмет исследования и предмет изучения. Предметом изучения в данном случае являются объективированные (материализованные) следы-индикаторы (вещи, тексты, знаки, фиксированные высказывания и действия социальных субъектов и т.п.), которые должны надежно, доказательно и обоснованно референтировать (сообщать, представлять) предмет исследования, что ставит перед социологом непростую специальную задачу по такому обоснованию. Возникает своеобразная логико-методологическая нисходящая триада: объект исследования – предмет исследования – предмет изучения. Например: студенческая группа – успеваемость – оценки, полученные студентами по учебным дисциплинам за определенный период.
Общество - постоянно изменяющаяся динамическая система, обособившаяся от природы, и тесно с ней связанная часть материального мира. Государство (state). Политический аппарат (правительственные институты плюс чиновники государственной службы), управляющий на определенной территории, власть которого закреплена законом и возможностью использовать силу. Государство существовало не во всех обществах. Оно отсутствовало у охотников и собирателей, а также в малых обществах аграрного типа. Появление государства становится важной вехой истории человечества, поскольку централизация политической власти, присущая государственным образованиям, вводит новую динамику в процессы социальных изменений.
Социальная реальность - пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство - самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей.
Социальный закон – объективные, необходимые, относительно устойчивые и систематически воспроизводимые сущностные связи (отношения) между социальными субъектами и референтирующими (представляющими) их социальными объектами (в том числе и какими-либо социальными отношениями, формами общественного сознания и т.д.).
Иерархия социальная (от греч. hierarchia - букв. священная власть) - форма построения сложных социальных систем на основе подчинения, когда «нижние» уровни контролируются «верхними». Проявляется централизация управления и одновременно его бюрократизация,выступает и как односторонняя личная зависимость одного индивида от др.
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Тирания (от греч. tyrannis - единолично) - англ. tyranny; нем. Tyrannei. 1. В Древней Греции - форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении тирана. 2. Форма политического устройства ряда средневековых городов. 3. Жесткое, деспотическое правление. 4. Гнет, насилие, произвол.
Монархия - (от греч. monarchia - единовластие) - англ. monarchy; нем. Monarchie. 1. Форма правления, при к-рой верховная власть в государстве формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха. 2. Государство с монархической формой правления. Различают М. неограниченную (деспотическую, абсолютную) и ограниченную (конституционную и парламентарную).