Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа
«Призвание государства состоит в том, чтобы при всяких условиях обращаться с каждым гражданином как с духовно свободным и творческим центром сил... Никто не должен быть исключен из государственной системы защиты, заботы и содействия... Каждый гражданин должен быть уверен, что и он защищен, принят во внимание и найдет себе справедливость и помощь со стороны государства...»
Введение………………………………………………………………………….
3
Глава 1. Возникновение, становление и развитие прокуратуры в России
1.1. Предпосылки, причины появления прокуратуры в России ……………..
6
1.2. Учреждение (в 1722 году) и становление царской прокуратуры ……….
9
1.3. Развитие прокуратуры после 1917г. ………………………………………
17
Глава 2. Современный правовой статус прокуратуры
2.1. Система органов прокуратуры РФ и организационные
основы их построения ……………………………………………………..
23
2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ ………………
30
2.3. Функции органов прокуратуры ……………………………………………
34
Заключение ………………………………………………………………………
37
Список используемых источников и литературы …………………………….
39
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Возникновение, становление и развитие прокуратуры в России |
|
1.1. Предпосылки, причины появления прокуратуры в России …………….. | 6 |
1.2. Учреждение (в 1722 году) и становление царской прокуратуры ………. | 9 |
1.3. Развитие прокуратуры после 1917г. ……………………………………… | 17 |
Глава 2. Современный правовой статус прокуратуры |
|
2.1. Система органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения …………………………………………………….. |
23 |
2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ ……………… | 30 |
2.3. Функции органов прокуратуры …………………………………………… | 34 |
Заключение ……………………………………………………………………… | 37 |
Список используемых источников и литературы ……………………………. | 39 |
ВВЕДЕНИЕ
«Призвание государства состоит в том, чтобы при всяких условиях обращаться с каждым гражданином как с духовно свободным и творческим центром сил... Никто не должен быть исключен из государственной системы защиты, заботы и содействия... Каждый гражданин должен быть уверен, что и он защищен, принят во внимание и найдет себе справедливость и помощь со стороны государства...»[1].
Мне кажется, что любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Такие знания потребуются для будущей профессиональной практики и при изучении многих юридических дисциплин, с которыми ещё придётся столкнуться в процессе обучения.
Сегодня в России сложился особый механизм защиты прав человека. Значительное число граждан, права которых были ущемлены, прежде всего, обращаются в органы прокуратуры, потому, что она остается одним из тех немногочисленных государственных органов, правозащитная деятельность которой является бесплатной и доступной, а самое главное – эффективной для граждан страны.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современных реалиях отечественная прокуратура представляет собой уникальную модель органа, обладающего достаточно широким набором надзорных и контрольных функций. Деятельность российской прокуратуры, ее структура, выполняемые функции вызывают достаточно жаркие дискуссии и споры. Вопрос реформирования органов прокуратуры и соответствующих прокурорских полномочий остаётся особенно актуальным. Звучат различные мнения ученых и практиков, приводится значительное количество аргументов «за» и «против» сужения функций, ограничения компетенции прокуратуры. Однако не вызывает сомнения то, что, прежде чем предлагать пути реформирования сего органа, необходимо изучить историю развития, задачи, стоящие на данном этапе перед надзорным органом, и конечно же – перспективы его работы.
Объектом исследования данной курсовой работы являются причины и предпосылки возникновения прокуратуры в России, основные этапы развития:
Предметом исследования курсовой работы выступают социальные отношения, которые развиваются в рамках формирования и развития института прокуратуры в России.
Цель исследования курсовой работы – комплексный анализ развития института прокуратуры в России.
Цель и предмет исследования курсовой работы предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
исследовать причины и предпосылки возникновения, становление и развитие института прокуратуры до революции 1917 года;
исследовать основные аспекты развития и совершенствования прокуратуры в советский и постсоветский периоды;
спрогнозировать проблемы реформирования прокуратуры в современный период и перспективы ее дальнейшего развития.
Методологическую основу курсовой работы составляет диалектическая логика в сочетании с системно-структурным подходом и различными видами анализа, а также частнонаучные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, формально-логический и нормативно-догматический.
Следует отметить, что данная тема в юридической литературе изучена достаточно, но существует довольно широкий спектр точек зрения на данную проблему, поэтому данная работа является попыткой обобщить и систематизировать различные теории.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что она будет использована в моей дальнейшей учебной деятельности.
При написании работы, я исследовал работы авторов, как А.Н. Ванькаев, В. Г. Бессарабов, В. Шобухин, В.И.Басков, , Ю. И. Винокурова, О.И. Чистяков, С.М.Соловьев, Ю. Гершевский, С.М. Казанцев, О.А. Галустян, Ю.И. Скуратова, Д.В. Кузнецов и многих других.
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ
1.1. Предпосылки, причины появления прокуратуры в России
В современной науке единое мнение о причинах возникновения прокуратуры в России отсутствует. Некоторые ученые считают, что «прокуратура в России появилась в связи с реформированием фискальной системы надзора»[2].
Другие причиной возникновения российской прокуратуры называют необходимость надзора за новым государственным органом – Правительствующим Сенатом.
Иначе объясняет учреждение прокуратуры теоретик прокурорского надзора дореволюционной России А.Д. Градовский, который связывает этот процесс с борьбой двух начал в государственном строительстве Петра I: коллегиальности и единоначалия. Генерал-прокурор, по мнению Градовского, должен был уравновесить и объединить преимущества обоих типов управления.
По мнению другого российского ученого, Г.А. Мурашина, институт прокуратуры стал необходимым, так как достаточно развилась система права; возникла нужда в усилении политического влияния центральной власти; защиты ее интересов от влияния феодальной раздробленности; обеспечение проведения в жизнь законов центральной власти[3].
Несмотря на многообразие мнений по вопросу о причинах создания отечественной прокуратуры, не вызывает сомнения тот факт, что непосредственно вся общественно-политическая обстановка, сложившаяся в Российском государстве в первой четверти XVIIIв., настоятельно требовала учреждения контрольно-надзорных органов.
Первые попытки введения в стране органов, контролирующих механизм государственного управления, относится по времени к царствованию Ивана Грозного. Царь в течение всего своего правления пытался подавить произвол чиновников, вводя жесткий контроль за их деятельностью. Однако формы этого контроля были столь же произвольны, как ситуация в сфере управления.
Эти попытки продолжались и при Борисе Годунове, и при Василии Шуйском. Однако в период их правления органа государственного контроля создано не было. После событий Соляного бунта начинается поиск путей введения в России надзора или контроля над чиновничеством. Еще рано говорить о прокуратуре или ее аналогах, но в системе исполнительной власти возникает Тайный приказ, на который были возложены функции управления другими приказами и в определенной степени полномочия контроля над ними.
И. Гурлянд пришел к выводу, что это был, прежде всего, орган непосредственного управления, куда стекались самые разные дела, которые царь по каким-либо причинам не хотел передавать в другие органы[4].
Таким образом, дела надзорного характера: доносы на послов и воевод, проверки доносов и челобитных - были лишь одной из задач этого приказа. Цель же его заключалась не столько в надзоре за единообразным исполнением законов, сколько в изъятиях, исключениях из законов, из общего порядка делопроизводства.
Такие исследователи, как Н. Демидова, О. Козлов, также не склонны преувеличивать надзорные функции приказа, но и не в полной мере согласны с выводами И. Гурлянда. Ими высказано мнение, что «Приказ тайных дел в большей мере был прообразом Тайной канцелярии, ведавшей делами самодержца, осуществляющей контроль в той степени, в которой это было необходимо для соблюдения личных интересов царя, а не его подданных».[5]
При Петре I Россия окончательно превратилась в монархию с неограниченной властью императора. Претерпевали коренные изменения все основные государственные структуры. Боярскую думу сменил Правительствующий Сенат, в компетенцию которого изначально входила организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемым коллегиям.
Конец XVII и начало XVIII вв. были отмечены значительным ростом преступности в России. Это время характеризовалось «огромным количеством должностных злоупотреблений, казнокрадства и взяточничества, неисполнением царских указов со стороны органов государственного управления, всемерным возрастанием всякого рода поборов и усилением бесправия населения»[6]. Приоритет личных интересов над нуждами государства был возведен большинством чиновников в норму.
Названные факторы убедили Петра I в необходимости создания органа, предназначенного для надзора за соблюдением законности, коим и должна была стать прокуратура, хотя её появлению в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената и дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли и сам царь, и Сенат[7].
Указом от 5 марта 1711 г. в России была введена должность фискала, призванного «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего»[8]. Основными задачами петровских фискалов становится надзор за распоряжением средствами казны и казенным имуществом, а также выявление чиновничьего и судебного произвола.
Фискалы принимали «доносы» от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и объяснения чиновников. Должности фискалов учреждались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах, при губернских правлениях, провинциях, городах. Фискальная служба являлась секретной, к фискалам предъявлялись высокие моральные требования[9].
Однако Петр I не наделил фискалов достаточными полномочиями для осуществления возложенных на них обязанностей. Фискалы не проводили расследований и проверок, а исключительно «проведывали», «доносили» и «обличали», а также обеспечивали личное присутствие при имеющих важное государственное значение действиях[10]. Не облеченные достаточной властью и, более того, не получающие за свою работу жалованья фискалы постепенно срослись с чиновничеством, погрязли в коррупции, стали покрывать расхищение государственной казны.
Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган – Правительствующий сенат. Предпринятые в 1715 – 1721 гг. усилия по организации действенного контроля за высшей властью оказались неудачными. Правда, иногда император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что не удовлетворяло Петра I.
Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями.
1.2. Учреждение (в 1722 году) и становление царской прокуратуры
В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIVв., причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган. Органы прокуратуры Франции были приспособлены для выполнения воли короля, влияние которого на формирование этих органов и определение направления их деятельности было решающим.