Этапы равития турима в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:51, реферат

Краткое описание

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Файлы: 1 файл

1рс.docx

— 28.19 Кб (Скачать)

Этапы развития туризма  в России

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена  и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно  соотнести с периодизацией истории  мирового туризма, добавив к этому  деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Географическое положение  России, расположенной в центре пересечения  торговых путей между Западом  и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные  связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись  за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

В 1422-1472годах состоялись знаменитые путешествия Никитина “  хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский  берег. Никитин все записывал, все замечал.

Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной  целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык.

До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и  религиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности.

Туризм и гостиничная  база превратились в «индустрию услуг», которая в сочетании с «индустрией  развлечений» стала источником крупных  доходов, получения прибыли. Современная «индустрия гостеприимства» включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII--XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые  дворы -- «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.

В связи с ростом промышленного  производства и расширением торговых связей в XVIII --XIX вв. растет население  городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось  уже 325 гостиниц.

Туризм в 19 в. в целом  не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права в 1861г. уровень  прожиточного минимума для основной массы населения был очень  низок, при этом низшие слои населения  были абсолютно безграмотными. В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие.

В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров  с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто  коммерческими предприятиями. Великая  Октябрьская социалистическая революция  положила начало развитию туризма нового типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового  социального явления, стал успешно  содействовать решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.

В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей  и др.Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры. Туризм вводится в спортивную классификацию, присваиваются спортивные разряды и звания. Он становится самостоятельным и полноправным видом спорта. В этот период в словарях и энциклопедиях напишут: туризм - вид спорта - групповые походы...

Постепенно улучшается и  методическая обеспеченность туризма. Можно сделать вывод, что к  началу 40-х годов в советском  физкультурном движении произошло  окончательное становление и  утверждение туризма как массового, доступного средства физического воспитания людей. Его развитие вполне соответствовало  государственным требованиям того времени.

К 1940 г. гостиницы были построены  в 669 городах. В годы Великой Отечественной  войны был нанесен огромный ущерб  всему народному хозяйству, в  том числе и гостиничному.

В послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и строительству  новых гостиниц. Встала задача по восстановлению подорванного войной здоровья народа, туристские мероприятия осуществлялись в большей степени в оздоровительных  целях. Возрастала роль туризма в  проведении общественно-политических мероприятий.

Уже I к 1960 г. в 1364 городах  Советского Союза гостей обслуживали  в 1476 гостиницах. Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и  появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для  развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных  и отпускников.

Многие граждане иностранных  государств считали за честь быть представленными к российскому императорскому двору, побывать в Санкт-Петербурге, открывавшем для них гораздо более заманчивые перспективы, чем на родине. В Россию ехали сотни и тысячи будущих экономок и гувернанток, учителей французского или немецкого языка, фехтования и этикета, трудоустраивавшихся в дальнейшем в особняках столицы или . провинциальных поместьях.

Открытие и научное  признание лечебных свойств уникальных вод района Кавказских Минеральных  Вод дало толчок развитию лечебно-оздоровительного туризма в Пятигорске, Кисловодске  и Железноводске. Ранее неспокойный  и воинственный регион превращается в место отдыха аристократии с ажурными крытыми питьевыми галереями, ваннами, банями и предшественниками современных санаторно-курортных комплексов. На водах, развлекая лечащуюся публику, выступают знаменитые певцы, актеры, театральные деятели, устраиваются выставки и вернисажи.

К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги.

Бурное развитие гостиничного хозяйства продолжалось в XX в. Этому  способствовало резкое качественное и  количественное увеличение автомобильного, авиационного и железнодорожного транспорта, оживление торговых, культурных, научно-технических  и спортивных контактов между  государствами.

Основные этапы  развития туризма в России

Для начала следует сказать, что в истории развития туризма  нет плавного течения.

Отличительными чертами  первого этапа развития туризма  в России являлись: а) примитивизм  средств передвижения; б) путешествие  не самоцель, а необходимое условие  и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество; в) элитарность путешествия. Важнейшую  роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитие туризма на этом этапе связано  в значительной степени с расширяющимся  экскурсионным движением. Идея организации  экскурсий для молодежи была настолько  популярна, что нашла свое отражение  в школьных уставах. Дальнейшее развитие туризма связано с созданием  своего рода досуговых объединений - «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество  велосипедистов-туристов», «Российское  общество туристов» и т.д., значительно  развивших туристический бизнес в России. Третий этап - начало становления  массового туризма. Международная  и внутриполитическая обстановка в  этот период (1-я мировая война, экономическая  депрессия, 2-я мировая война, а  внутри России - февральская и Октябрьская  революции, гражданская война) оказала  негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма  в России. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА  В РОССИИ XIX-XX вв. Этапы развития туризма  в России - стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования  национального туризма. Можно выделить 5 этапов:

Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами  использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях  образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о  различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

Предпринимательский - начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура - рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

Организационно-централизованный - начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий - эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно - за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) - характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

 

Переходный (с 1990 г.) - в нем  проявились некоторые новые тенденции  развития туристского хозяйства  в условиях экономических реформ: а) изменение структуры рекреационных  потребностей и начало сегментации  туристского рынка; б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий; в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений; г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.


Информация о работе Этапы равития турима в россии