Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:51, реферат
Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.
Этапы развития туризма в России
Возникновение туризма на
обширной территории нашей страны уходит
корнями в древние времена
и средневековье. Историю развития
туризма в России вполне можно
соотнести с периодизацией
Географическое положение
России, расположенной в центре пересечения
торговых путей между Западом
и Востоком, с древнейших времен
обеспечивало устойчивые международные
связи, являвшиеся основой различного
рода контактов. С принятием христианства
эти контакты еще больше укреплялись
за счет приезжавших из Византии представителей
церкви, переводчиков, переписчиков книг
и т.д., расширялись торговые связи.
Русские купцы имели свои торговые
ряды в самых разных странах. Многочисленные
паломники совершали
В 1422-1472годах состоялись знаменитые путешествия Никитина “ хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал.
Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык.
До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности.
Туризм и гостиничная
база превратились в «индустрию услуг»,
которая в сочетании с «
На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII--XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы -- «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.
В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII --XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц.
Туризм в 19 в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными. В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие.
В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма нового типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового социального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.
В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др.Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры. Туризм вводится в спортивную классификацию, присваиваются спортивные разряды и звания. Он становится самостоятельным и полноправным видом спорта. В этот период в словарях и энциклопедиях напишут: туризм - вид спорта - групповые походы...
Постепенно улучшается и
методическая обеспеченность туризма.
Можно сделать вывод, что к
началу 40-х годов в советском
физкультурном движении произошло
окончательное становление и
утверждение туризма как
К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.
В послевоенные годы развернулись
большие работы по восстановлению,
реконструкции и строительству
новых гостиниц. Встала задача по восстановлению
подорванного войной здоровья народа,
туристские мероприятия осуществлялись
в большей степени в
Уже I к 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах. Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.
Многие граждане иностранных государств считали за честь быть представленными к российскому императорскому двору, побывать в Санкт-Петербурге, открывавшем для них гораздо более заманчивые перспективы, чем на родине. В Россию ехали сотни и тысячи будущих экономок и гувернанток, учителей французского или немецкого языка, фехтования и этикета, трудоустраивавшихся в дальнейшем в особняках столицы или . провинциальных поместьях.
Открытие и научное признание лечебных свойств уникальных вод района Кавказских Минеральных Вод дало толчок развитию лечебно-оздоровительного туризма в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. Ранее неспокойный и воинственный регион превращается в место отдыха аристократии с ажурными крытыми питьевыми галереями, ваннами, банями и предшественниками современных санаторно-курортных комплексов. На водах, развлекая лечащуюся публику, выступают знаменитые певцы, актеры, театральные деятели, устраиваются выставки и вернисажи.
К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги.
Бурное развитие гостиничного хозяйства продолжалось в XX в. Этому способствовало резкое качественное и количественное увеличение автомобильного, авиационного и железнодорожного транспорта, оживление торговых, культурных, научно-технических и спортивных контактов между государствами.
Основные этапы развития туризма в России
Для начала следует сказать, что в истории развития туризма нет плавного течения.
Отличительными чертами
первого этапа развития туризма
в России являлись: а) примитивизм
средств передвижения; б) путешествие
не самоцель, а необходимое условие
и средство достижения собственно цели,
как-то: торговые дела, расширение образовательного
кругозора, лечение, паломничество; в)
элитарность путешествия. Важнейшую
роль в развитии туризма на втором
этапе сыграло развитие транспорта.
Развитие туризма на этом этапе связано
в значительной степени с расширяющимся
экскурсионным движением. Идея организации
экскурсий для молодежи была настолько
популярна, что нашла свое отражение
в школьных уставах. Дальнейшее развитие
туризма связано с созданием
своего рода досуговых объединений
- «Тифлисский альпинистский
Просветительский (до 1890 г.)
характеризовался отдельными примерами
использования экскурсий, походов,
путешествий, прежде всего в целях
образования и сбора научно-
Предпринимательский - начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура - рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
Организационно-
Административно-нормативный
(1969-1990 гг.) - характеризовался быстрыми
темпами развития социального туризма
и в то же время еще более быстрым отставанием
качества обслуживания от стандартов
индустрии туризма западных стран. Попытки
стимулировать развитие туризма административными
мерами только обострили имеющиеся противоречия.
К позитивным итогам этого периода следует
отнести возросший интерес науки к проблемам
туризма, создание системы рекреационного
проектирования, начало формирования
новой профессионально-
Переходный (с 1990 г.) - в нем
проявились некоторые новые тенденции
развития туристского хозяйства
в условиях экономических реформ:
а) изменение структуры