Ислам

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Ислам – одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих вторая после христианства и самая молодая из них.

Оглавление

Введение

Глава 1.Предпосылки истории возникновения религии.

1.1.Дорелигиозная эпоха.

1.2.Религии доклассового общества

1.3.Религии классового общества.

1.3.1.Возникновение иудаизма.

1.3.2.Возникновение христианства.
1.3.3.Возникновение мусульманства.

Глава2. История возникновения и распространения ислама.
Глава 3. Основы Ислама.

Глава 4. Основные направления и теения в исламе.

Заключение

Файлы: 1 файл

история религии.docx

— 62.87 Кб (Скачать)

     Возникновение мусульманства. 

     По  мере становления христианства как  государственной религии началось и расширение его прозелитической  деятельности во всем известном тогда  мире, направленной на расширение влияния  христианской Церкви. Церковь не только направляла к разным народам своих  миссионеров, но и готовила священников  из числа наиболее талантливых местных  жителей. Прозелитическая деятельность велась и среди тогда разрозненных арабских племен. Одним из молодых  арабов, принятых на обучение в семинарии, оказался Мохаммед, ставший впоследствии Пророком Аллаха.

     Во  время обучения он заметил в христианском Священном писании много нелогичных несуразиц. В частности, такие пережитки  язычества, как труднопонимаемое «единство  Господа в трех лицах», человеческая внешность Бога, его похождения по земным женщинам (напорочное оплодотворение Марии, матери Иисуса), слабость Бога перед  земными властями (Христос), возможность  казни Бога власть предержащими и  многое, тому подобное. За ненадобностью  дополнительных богов, Иисус был  понижен в ранге до пророка  Аллаха. В то же время в мусульманстве  был заимствован обряд обрезания, обязательный у иудеев и ранних христиан. Позднее в христанстве сначала  отменили обязательность обрезания, затем  само обрезание, а в иудаизме и  мусульманстве оно осталось.

     Поправив  неясные положения христианства, Мохаммед создал свое религиозное учение, изложив его в гениальных стихах Корана. Новое учение, явившееся  поначалу как секта христианства для арабов, позволило объединить ранее разрозненные арабские племена и сделать их новой могучей силой на мировой арене.

     Таким образом Мохаммед доказал, что бог  один, и имя его - Аллах. Ислам оформился  в VII в. н. э. Он возник в силу ряда объективных  исторических причин, обусловивших социально-экономические  и культурные изменения в жизни  населения Аравии. Разложение родо-племенного строя арабов, затруднения и кризисные  явления в торговле и наметившийся упадок в экономической жизни  городов в силу неблагоприятной  международной обстановки усилили  вызревавшие внутри арабского общества тенденции к объединению и  созданию политически устойчивого  государства.

     Интересы  всего населения требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации ее политического и  экономического положения, отпора чужеземным агрессиям, поисков новых торговых путей. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым шла  бы консолидация сил нации. Таким  знаменем стал ислам.

     В ту пору у арабов не было единой религии. Среди арабских племен были распространены различные верования, существовало многобожие. Но наметившаяся политическая централизация арабских племен вызвала  стремление к созданию единых родовых  и племенных культов. Верования  политически наиболее мощных племен становились обязательными для  менее могущественных родов и  племен. На процесс оформления единой религии арабов безусловно оказывали  большое влияние уже сложившиеся  в тот период монотеистические религии: иудаизм, христианство, зороастризм.

     К началу VII в. н. э. в Аравии наибольшего  могущества достигло племя курейш в  Мекке. Оно подчинило своему влиянию  другие племена и население близлежащих  городов и оазисов. Соответственно, с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося  в Мекке. Постепенно бог курейшитского  племени, которого называли «силах»  или «аль-илах», стал вытеснять богов  менее сильных и влиятельных  племен. Впоследствии как «аллах» он вошел в ислам в качестве единодержавного бога, единственного и самого истинного господа, создателя всего сущего.

     Некоторые историки, а также сами мусульмане возникновение исламской религии  связывают всецело с именем пророка  Мухаммеда. Однако, не отвергая активной роли Мухаммеда в проповеди и  распространении новой религии, следует сказать, что эта роль сильно преувеличена.

     Конечно, Мухаммед не был чудотворцем, как  это утверждают мусульманские богословы. Он стал легендарным лицом благодаря  усиленному раздуванию его культа мусульманским  духовенством и фанатичными верующими. Этому способствовал, конечно, ранее  возникший и заимствованный культ  давно мифилогизированного Христа (не реального, не исторического) и, много  позднее «описанные» последователями (литературно сочиненные), его мифические «подвиги» и «деяния».

     В условиях борьбы за влияние ислам  не мог допустить, чтобы его пророк уступал в чем-либо основателям  и чудотворцам других религий. Этим объясняется, что биография основателя ислама, написанная спустя много лет  после его смерти, очень похожа на жизнеописания других пророков и  основателей различных религий. Например, в начальных хадисах  ничего не говорилось о чудесных явлениях, связанных с рождением Мухаммеда. Позднее уже появились версии о его непорочном зачатии и  другие мифы.

     Как и всякое идеологическое течение, ислам  завоевал популярность не сразу. Однако к концу 630 г. большая часть Аравии уже находилась под властью «посланника  аллаха». Образовавшееся вскоре централизованное теократическое государство использовало ислам в качестве идеологического  оружия для укрепления нового общественного  уклада в стране и осуществления  широкой завоевательной политики далеко за ее пределами.

     Сейчас  ислам является одной из трех так  называемых «мировых» религий. Он распространен  в странах Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Африки и оказывает там существенное воздействие на социально-политическую и культурную жизнь. В некоторых странах, как Афганистан, Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, АРЕ, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Судан и др., ислам является государственной религией. В России ислам сохраняется среди некоторой части населения на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии.

     Ныне  власти РФ окончательно прояснили ситуацию: Россия является не только союзником  мусульманских стран, но и частью исламского мира. Об этом открыто заявил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, выступая 13 марта 2008 года в сенегальской столице  Дакаре на встрече членов Организации  Исламской конференции (ОИК). В той  же речи он заверил, что лидеры исламских  стран в лице России всегда найдут «союзника в усилиях по обеспечению  справедливости и равноправия в  современном мире».

     Таким образом, нынешние власти РФ позиционируют  себя как мирового защитника интересов ислама. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.История возникновения и распространения ислама.  

     В VII веке н. э. большая часть Аравии представляла собой пустыню, населенную племенами кочевников-бедуинов. Однако на плодородных землях по берегам  Красного моря и Индийского океана были разбросаны постоянные поселения, откуда брали начало караванные пути через пески в города Сирии  и Месопотамии (нынешнего Ирака). На караванной торговле процветали редкие оазисы вдоль торговых путей, в том  числе небольшие городки Мекка  и Медина, которым в истории  ислама было суждено сыграть ключевую роль. Пророк Мухаммед/

     Ислам - относительно молодая религия, на 700 лет моложе христианства. Вместе с тем мусульмане гораздо более  озабочены своей историей - по крайней  мере, если судить о той значимости, которую они придают Хадисам - историям из жизни Мухаммеда, которые, как известно, не входят в Коран.

     К примеру, история жизни Христа христианам известна только по Библии, откуда вычеркнуто все, что не понравилось Петру  и Павлу. Те аспекты жизни Христа, о которой говорится в апокрифах, к сожалению, мало известны христианам.

     Возможно, это вызвано жестким диктатом официальной церкви, не признающей апокрифов, чего нет в Исламе, где  раскол на множество течений произошел  довольно быстро и бесповоротно. Может  быть, виной тому банальное отсутствие любопытства или, что нам кажется  более вероятным, подсознательное  неверие в Христа как реально  и исторически существующую личность или же неверие в Его Божественную природу и Воскресение.

     Ислам сохранил сотни и сотни историй  из жизни Мухаммеда. Конечно, вопросы  их достоверности актуальны и  являются предметом раздора между  различными течениями, которые возникли сразу после смерти Пророка при  дележе доставшейся духовной власти.

     Пророк  Мухаммед родился в Мекке, в семье  погонщика верблюдов. Потеряв родителей  в раннем возрасте, он занимался  караванной торговлей па службе у  богатой вдовы Хадиджи. В 20 с лишним лет он женился на своей хозяйке, успевшей к тому времени дважды овдоветь.

     Вероятно, по ее настоянию Мухаммед начинает учение в христианской семинарии, чтобы  стать священнослужителем и нести  христианство диким язычникам-арабам, жившим тогда разрозненными кочевыми племенами, зачастую, враждовавшими  между собой.

     По  мере изучения основ христианства, у Мухаммеда возникают мысли  о несовершенстве, противоречивости и путанности положений этого  религиозного учения, а также о  незавершенности в христианстве идеи абсолютного монотеизма (провозглашается  единство Бога, но в неких трех разных лицах; допускаются похождения Бога по земным женщинам, подобно общению  с земными женщинами языческих  богов, возможность казни Бога земными  властями и пр.). Мухаммед понимает, что для религиозного объединения  тогда еще диких племен кочевников-арабов нужна легко воспринимаемая, ясная  и непротиворечивая религия.

     Бродя для уединения по окрестным горам, Мухаммед мыслит о создании на основе христианства новой совершенной  и непротиворечивой монотеистической религии. Гениальный Мухаммед постепенно очищает догматы христианской церкви от наслоений язычества и начинает строить новое религиозное учение.

     Спустя  некоторое время его привычка бродить по окрестным горам принесла плоды. Ему начали являться видения, в которых он беседовал с ангелом  Джабраилом. Свои заповеди он записал  стихами, вошедшими в древнейшую часть священной книги ислама Коран (Кур'ан).

     В окончательной форме Коран состоит  из 114 "откровений", ниспосланных пророку за 22 года. Тем временем Мухаммед начал проповедовать, утверждая, что  есть лишь один всемогущий и всеведущий бог, Аллах, а путь к спасению лежит  через полное подчинение Его воле. "Подчинение" или "покорность" — по-арабски "ислам" — стало названием новой веры, а ее последователей стали называть мусульманами или "покорными".

     В Мекке Мухаммед собрал небольшую  группу приверженцев, куда вошли ближайшие  родственники, но его учение не получило поддержки в родной Мекке. Ведь своим  благосостоянием город был обязан толпам паломников, приходивших поклониться  Каабе — храму, посвященному 360 с  лишним богов и духов, которых  новоявленный пророк объявил ложными. Положение стало настолько опасным, что в 622 г. Мухаммед со своими последователями  покинул Мекку. Традиционная дата его  бегства, известная как Хиджра, позднее  стала считаться первым днем первого  года нового исламского календаря.

     Мухаммед  нашел приют в соседней Медине, где быстро завоевал авторитет как  посредник в спорах и начал  привлекать все новых адептов. В  конечном счете, жители Медины признали его "Божьим пророком" и совершили  под его началом несколько  военных походов на Мекку. После  падения Мекки в 630 г. Мухаммед вернулся на родину владыкой, уничтожил 360 священных  арабских идолов в Каабе и посвятил храм Аллаху.

     Ко  времени смерти пророка в 632 г. почти  весь Аравийский полуостров был обращен  в ислам. Но позаботиться о преемнике  Мухаммед не успел, что в дальнейшем породило раздоры, мятежи, кровопролитие и гражданские войны.

     Вопрос  назначения преемника Пророка является важным аспектом истории. В этом вопросе  мусульмане фактически разделились  на две группы, являющиеся и сейчас самыми многочисленными - последователи  Абу Бакра (сунниты) и последователи  Али (шииты). Поначалу ближайшим сподвижникам пророка удавалось согласовывать  кандидатуру халифа (преемника), и  с той поры началась победоносная эпоха арабских завоеваний. Враждовавшие прежде племена теперь объединились под знаменем ислама и оказались  достойным соперником двух великих  держав тогдашнего Ближнего Востока — христианской Византии и Персии (Ирана), где правила династия Сасанидов и господствовала религия зороастризма.

     Распространение ислама.Первые походы за пределы Аравии начались еще при халифе Абу Бекре (632-34), но решающие успехи в завоеваниях были достигнуты при халифе Омаре (634-44). В 635 г. пал Дамаск, а год спустя великий арабский полководец Халид ибн аль-Валид наголову разбил византийское войско в битве у Ярмука и вытеснил его из Сирии.  
Арабы вторглись в занятую персами Месопотамию, а в 642 г. захватили и сам Иран. Падение Александрии в том же году увенчало завоевание Египта, который стал трамплином для дальнейших походов по всей Северной Африке.

Информация о работе Ислам