Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:27, контрольная работа
Ислам – одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих вторая после христианства и самая молодая из них.
Введение
Глава 1.Предпосылки истории возникновения религии.
1.1.Дорелигиозная эпоха.
1.2.Религии доклассового общества
1.3.Религии классового общества.
1.3.1.Возникновение иудаизма.
1.3.2.Возникновение христианства.
1.3.3.Возникновение мусульманства.
Глава2. История возникновения и распространения ислама.
Глава 3. Основы Ислама.
Глава 4. Основные направления и теения в исламе.
Заключение
В поглотившей множество разных народов и регионов новой мусульманской империи, которой правили племенные военачальники, не заставили себя долго ждать внутренние раздоры. Третий халиф Осман (644-56) был убит, и его преемником стал Али, двоюродный брат и зять Мухаммеда.
Но
и халифат Али (656-61) был омрачен
племенными и религиозными распрями,
которые привели к гражданской
войне и убийству самого халифа.
На этот раз сторонники убитого отказались
признать следующего халифа Муавию и
объявили себя "шиа" (группой, сектой).
Впоследствии этот конфликт перерос в
окончательный раскол между суннитским
большинством и немногочисленной сектой
шиитов. Хотя в разные "моменты исламской
истории появлялись и другие секты, но
разделение на суннитов и шиитов до сего
дня осталось главным водоразделом в исламе.
Со
смертью Али завершился "классический"
или ортодоксальный период халифата.
При Муавии (661-80) халиф стал скорее
светским государем или императором
с резиденцией в великой
Единое государство. Муавия стал основателем первой династии халифов — Омейядов, хотя окончательно утвердиться она смогла лишь после 30-летних гражданских войн при халифе Абд аль-Малике (685-705).
С
восстановлением внутреннего
На западе, захватив все побережье Северной Африки, арабы переправились через Гибралтарский пролив и вторглись в Испанию. В 718 г. мусульманская армия пересекла Пиренеи и добралась до центра Франции, где была, наконец, остановлена в битве с армией франков под Туром (732). Это сражение положило конец продвижению арабов в Европу.
Исламский мир, как единое государство без каких-либо торговых барьеров от Испании до Индии, достигло при Омейядах высочайшего расцвета.
В отличие от иных завоевателей, арабы охотно перенимали полезный опыт у покоренных народов, адаптируя к своим нуждам системы правления Византии и Персии, опыт сражений на суше и море, а также искусство и науку. Вообще говоря, арабы довольно терпимо относились к иноверцам, особенно к "народам Писания" — иудеям и христианам, разделявшим с мусульманами общую библейскую традицию.
Согласно исламу, Ибрагим (Авраам), Муса (Моисей) и Иса (Иисус) были подлинными пророками, труды которых завершил Мухаммед. Впрочем, немусульманские народы новой империи платили государству подати, от которых были освобождены мусульмане, что, в конечном счете, способствовало обращению значительной их части в ислам.
Поскольку всякие переводы Корана с арабского оригинала были запрещены, новообращенные мусульмане быстро усваивали язык, и в результате арабы и завоеванные ими народы постепенно сливались в единую общность. Отсюда "арабом" стали называть любого человека, говорящего по арабски, и почти весь исламский мир разделял единую веру, язык и культуру.
Но та же религиозная терпимость послужила одной из причин падения династии Омейядов. Пренебрежение Омейядов своим долгом обращать в ислам подданных-иноверцев вызывало все большее возмущение.
Все эти религиозные волнения наряду с недовольством арабов Месопотамии и Ирана властью Дамаска стали почвой для мятежа, поднятого в 747 г. потомком дяди пророка Абу аль-Аббасом. Всего за три года он сверг Омейядов, которые были беспощадно вырезаны.
Единственным
уцелевшим членом этого рода был
Абд аль-Рахман, который бежал
в Испанию и основал
Династия Аббасидов покинула Дамаск и построила в Месопотамии новую столицу Багдад, который скоро превратился в огромный город с миллионным населением.
Теперь центр халифата Аббасидов переместился в более богатые восточные регионы, где все сильнее проявлялось персидское влияние. В этот период всячески поощрялось обращение иноверцев в ислам, а исламско-арабский характер халифата получил еще более яркое выражение.
В
конце концов, только Иран, несмотря
на принятие ислама, сохранил собственный
язык фарси и культурную самобытность.
Глава
3. Основы Ислама.
Согласно словам пророка Мухаммада, являются следующие составляющие.
1. Вера.
Вера в Единого Бога (Единый Бог по-арабски Аллах), сотворение мира, Судный День, Божественные Откровения (Тора, Евангелие, Коран), пророков. Некоторые пророки упомянуты в Коране (Адам, Ной, Моисей, Авраам), другие нет. Мухаммад - последний из пророков. Нельзя считать, что кто-то помогает Богу, нельзя боятся никого кроме Бога, нельзя поклоняться никому кроме Бога, вера в Божественное предопределение и свободу воли.
2. Молитва.
Ежедневная пятикратная молитва - важнейшая обязанность. Она совершается по строго установленному ритуалу, на арабском языке пять раз в день. По словам Али бен Аби Талиба, молитва помогает человеку избавиться от гордыни. Перед молитвой необходимо ритуальное омовение. Пророк говорил, что никто не может благодарить Бога, так как Он того заслуживает, поэтому необходимо благодарить Его так, как Бог установил, т.е. строго соблюдая ритуал намаза (намаз на фарси означает молитву). Намаз может пропускать человек по болезни или в случае опасности. Для путников и военнослужащих ритуал намаза упрощен. Существует особый вид - пятничная молитва, которую желательно проводить в мечети. Во время этой молитвы читается проповедь, объясняются насущные проблемы общества.
3. Уплата налогов.
Закят (налог в пользу бедных) и другие налоги является инструментом перераспределения доходов. Их размер установлен Шариатом. В некоторых исламских странах закят обязателен, он собирается государством. Он составляет примерно 2% от имущества. В других это дело благочестия каждого. Кроме этого есть добровольное пожертвование в пользу бедных, которое рекомендуется раздавать тайно. Пожертвования рекомендуется делать в соответствии со своими материальными возможностями, чтобы не оставить собственную семью без средств к существованию.
4. Пост.
По словам имама Али, пост в месяц рамадан - испытание искренности в вере. Запрещено есть и пить в светлое время месяца рамадан. Очевидно, что проконтролировать строгое соблюдение поста невозможно и соблюдение его остается на совести мусульманина. Пост разрешено переносить на другое время путникам и больным.
5. Хадж.
Хадж - ритуальное паломничество в город Мекка к священной Каабе. Оно обязательно для каждого, способного его совершить. Кааба рассматривается в Исламе как камень из рая, посланный Богом Адаму. Внутри него можно было увидеть рай, но из-за грехов людей Бог сделал его черным. Адам построил вокруг Каабы храм. Во время потопа этот храм был разрушен, его восстановил Авраам с сыном. В доисламские времена арабы установили в Каабе множество идолов, которые были уничтожены Мухаммадом. По словам имама Али, хадж показывает величие Ислама и единство всех мусульман. Вопреки распространенному мнению хадж не является поклонением Каабе.
Один
из сподвижников Пророка, совершая хадж,
сказал:
"Я знаю, что ты являешься всего лишь
камнем, от которого нет ни вреда ни пользы
, но видел, как совершал этот обряд Пророк".
Хадж - это другая форма поклонения Богу.
К
этому добавляется джихад (в переводе
с арабского усердие)
Джихад - это действия, направленные на
защиту Ислама. Условно можно сказать,
что он бывает:
1.
Военным ("Сражайтесь с теми,
кто воюет против вас, но
не нападайте первыми, не
2. Для обеспечения экономической безопасности. Например, развитие промышленности в Египте во второй половине 20 века называлось джихадом.
3.
Джихад, который ведется для
Глава 4. Основные направления и течения в исламе.
Пророку Мухаммаду приписываются такие слова: «Иудеи раскололись на семьдесят одну секту, назреяне (христиане. — «ОЗ») раскололись на семьдесят две секты. Расколется и моя община — на семьдесят три секты».
Исторически первый раскол в исламе связан с событиями 656 года — последнего года правления третьего праведного халифа, Османа. В начале мая 656 года в Медину прибыла делегация египтян, недовольных его правлением. Претензии касались прежде всего чрезмерного обогащения родственников Османа, которых он направлял наместниками в провинции. Осман, в соответствии с преданием, пообещал удовлетворить их требования, но затем послал наместнику письмо с приказом казнить недовольных. Письмо было перехвачено, египтяне вернулись и с помощью части поддержавших их мединцев осадили дом Османа. 17 июня 656 года бунтовщики, возглавляемые Абдаллахом, сыном первого праведного халифа Абу Бакра, ворвались в дом Османа и убили его. По предложению египтян, которых поддержали представители Куфы и Басры, новым халифом был избран Али — двоюродный брат Мухаммада, его воспитанник, зять Пророка, женатый на его дочери Фатиме. Али одним из первых принял ислам, прославился воинской доблестью в битвах при Бадре, Ухуде и многих других сражениях. Избрание Али халифом поддержали многие мусульмане, но не все. Наместник Сирии, родственник Османа, Муавия обвинил Али в причастности к убийству третьего халифа.
Противостояние с Муавией затянулось на несколько лет. В июле 657 года при Сиффине произошло сражение между армиями Али и Муавии. Битва складывалась неудачно для Муавии. Его войско терпело поражение, и тогда Муавия пошел на хитрость. Он приказал своим воинам прицепить к копьям свитки Корана, призывая, якобы, к божественному суду. Али прекратил сражение и согласился на переговоры. Нерешительность Али, фактически отказавшегося от победы, вызвала возмущение среди его сторонников. 12 тысяч воинов покинули армию Али, ушли к Нахравану (в Ираке), где разбили лагерь и выбрали своего халифа, рядового воина Абдаллаха ибн Вахба. Так произошел раскол среди сторонников Али. Воинов, покинувших Али после битвы при Сиффине стали называть хариджитами (от арабск. хараджа — выходить).
Конец спору за власть в халифате был положен в январе 661 года, когда Али был смертельно ранен хариджитом Ибн Мульджамом. Подавляющее большинство мусульман, которые стали именоваться суннитами, поддержали халифа Муавию, который принадлежал к знатному курейшитскому роду Омейядов. Однако часть мусульман не согласилась с этим решением и по-прежнему считала последним законным халифом Али. Сторонников Али, которые остались верны ему и его потомкам, стали называть шиитами (ши’а Али — приверженцы, партия Али). Еще одну часть мусульманской общины составили хариджиты, которые не поддерживали ни Омейядов, ни сторонников Али. Так в середине VII века в исламе произошел политический раскол. Суннизм стал доминирующим направлением в исламе. Шиизм и хариджизм — направления миноритарные, т.е. представляющие меньшинство мусульман.
В настоящее время в мире Ислам исповедуют 1,188 миллиарда человек (19,6 процента населения); из них суннитов — 1 миллиард (16,6 процента); шиитов — 170,1 миллиона (2,8 процента); хариджитов — 1,6 миллиона (0,026 процента)1.
Сунниты.Догматика суннизма, это догматика мажоритарной ветви ислама, «классического» ислама. Сунниты — приверженцы халифата — такой формы власти, которую осуществляет выбираемый авторитетными мусульманами член общины, принадлежащий к племени пророка Мухаммада, к племени курейшитов. В качестве источников вероучения сунниты признают Коран и все, принимаемые в качестве достоверных, хадисы Сунны. Сунниты считают праведными всех четырех халифов, правивших после Мухаммада: Абу Бакра, Омара, Османа и Али. В дальнейшем, история суннитов — это история Омейядского и Аббасидского халифатов, история Османской империи и большинства современных мусульманских государств.