Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:27, контрольная работа
Ислам – одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих вторая после христианства и самая молодая из них.
Введение
Глава 1.Предпосылки истории возникновения религии.
1.1.Дорелигиозная эпоха.
1.2.Религии доклассового общества
1.3.Религии классового общества.
1.3.1.Возникновение иудаизма.
1.3.2.Возникновение христианства.
1.3.3.Возникновение мусульманства.
Глава2. История возникновения и распространения ислама.
Глава 3. Основы Ислама.
Глава 4. Основные направления и теения в исламе.
Заключение
Шииты.После отказа старшего сына Али Хасана от притязаний на власть последователи Али (ши’а Али — шииты) не прекратили свою борьбу с Омейядами. Смерть халифа Муавии (680 г.) подтолкнула их к новым активным выступлениям. Часть жителей Куфы отправила делегацию в Мекку ко второму сыну Али — Хусейну, которого шииты признавали третьим имамом, с приглашением прибыть в Куфу и возглавить восстание против омейядского халифа Йазида ибн Муавии. Хусейн выступил с небольшим отрядом, послав вперед своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля. Но наместник Куфы Убейдаллах ибн Зийад подавил выступление шиитов в Куфе в самом зародыше. Муслим погиб, не дойдя до Куфы. Хусейн узнал об этом уже в пути, однако не пожелал вернуться. Часть бойцов покинула его, и с остатком войска, численностью в 70 воинов, он стал лагерем у местечка Кербела, близ Куфы. К Кербеле подошел омейядскин полководец Омар ибн Са’д ибн Абд Ваккас с 4 тысячами воинов и блокировал лагерь Хусейна. После недельного противостояния, 10 октября 680 года, Хусейн решил вступить в сражение. Неравенство сил было слишком велико, Хусейн и все его сторонники погибли2.
События в Кербеле привели позднее к возникновению среди шиитов культа третьего имама Хусейна, признанного мучеником. А гробница Хусейна в Кербеле стала одной из главных святынь и местом паломничества для шиитов.
Культ
мученичества Али и Хусейна и
стал отправной точкой превращения
политического, по своей природе, движения
в самостоятельную ветвь
Главное отличие шиитов от суннитов и хариджитов состоит в представлении об имаме как носителе «божественной субстанции». Согласно доктрине шиизма право на имамат не может принадлежать никому, кроме потомков Али и Фатимы — Алидов (поскольку только по этой линии есть потомки Мухаммада). Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере. Поскольку исторически шииты составляли меньшинство по сравнению с суннитами и периодически подвергались преследованиям, в рамках этого течения сложился принцип такийа («благоразумие», «осмотрительность»). Шиит в случае опасности может скрывать свое вероисповедание.
Будучи
течением, отколовшимся от основного
направления в исламе, шиизм, в
свою очередь, подвергся дроблению
на множество ветвей, наиболее значимыми
из которых в настоящее время
считаются имамиты и зейдиты.
Хариджиты.Учение хариджитов о халифате (имамате) резко отличалось и от суннитского и от шиитского. Хариджиты считали, что имам-халиф, т. е. духовный и политический глава религиозной общиныгосударства, должен быть выборным, причем право участвовать в выборах должны иметь все верующие, независимо от происхождения. Избранным на пост имама-халифа может быть не только курейшит, как полагали сунниты, но всякий мусульманин, если он того достоин. Званию имама-халифа хариджиты не приписывали никакого сакрального значения. Для них он и не учитель веры, и не государь, он только уполномоченный общины «правоверных», военный вождь и защитник ее интересов. Община его выбирает, она же вправе сместить, даже судить и казнить его, если он будет дурно управлять, если станет тираном или предаст интересы общины ради своих личных интересов. Халифат не может стать достоянием какой-либо одной семьи. Хариджиты полагали, что каждая местная община, если она отрезана от других, может избрать для себя имама-халифа; имамов, таким образом, может быть несколько в разных местностях. Все предводители хариджитских движений назывались имамами, халифами и эмирами «правоверных», ни один из них не был курейшитом.
Хариджиты признавали законными первых двух халифов — Абу Бакра и Омара, не признавали Османа, а Али, по их мнению, был законным халифом только до тех пор, пока не вступил в переговоры с Муавией. Хариджиты не признавали халифов омейядских, а потом и аббасидских, как не признавали и наследственного имамата Алидов3 [3].
Хариджиты не признают учения о несотворенности Корана, отрицают подлинность XII суры Корана «Йусуф» («Иосиф»), не принимают культа святых (хотя со временем у них сложился культ мучеников). Хариджиты считали, что мусульманин, впавший в состояние «великого греха», перестает быть «правоверным» и становится «неверным».Уже к концу VII века в движении хариджитов сложились четыре группировки: азракиты, суфриты, байхаситы и ибадиты. Самыми непримиримыми из хариджитов были азракиты, наиболее умеренными — ибадиты.
Хариджитские
восстания продолжались до середины
IX века. Но постепенно это движение
утратило свое влияние. В настоящее
время общины хариджитовибадитов проживают
в Омане, Алжире и Ливии.
Заключение.
Ислам,
развиваясь первоначально на Аравийском
полуострове в среде
Вероятно, ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время несомненная и постоянно растущая угроза, которую принято именовать «исламским терроризмом», заставляет все большее число людей во всем мире взирать на ислам со страхом и непониманием. Отнюдь не соглашаясь с квалификацией ислама как «религии вражды и ненависти», нельзя в то же время игнорировать тот неоспоримый факт, что большинство актов международного террора в последнее время совершается мусульманами, и то, что в качестве обоснования или приводится необходимость защиты ислама. Что-то явно неладно – если не с самим исламом как религией, то, во всяком случае, с отношением его «защитников» к современному миру.
Ни
в одной другой религии нет
такого количества верующих, страстно
и самозабвенно преданных своей
вере. Ислам ощущается ими как
основа жизни и мерило всех вещей.
Он привлекает все больше сторонников,
многочисленные случаи перехода в ислам
контрастируют с практически
ничтожным числом перехода из него
в другие конфессии. В Соединенных
Штатах ислам вскоре станет второй
религией после христианства, оттеснив
иудаизм. Простота и непротиворечивость
устоев этой религии, ее способность
дать верующим целостную и понятную
картину мира, общества и устройства
вселенной – все это делает
ислам притягательным для новых
приверженцев.
Библиографический
список
1. Коран (перевод И.Ю. Крачковского), 2:190, 191, 8:12, 13, 9: 5.
2. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
3. Панова И.А. «Цивилизации. Исторические судьбы». М., 2005
4. Рукайа Максуд Ислам. – М., Торговый дом «Гранд», 2002.
5. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. -Л., 1966.
6. World
Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches
and religions in the modern world. -Oxford University Press, 2001.