Ислам

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Ислам – одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих вторая после христианства и самая молодая из них.

Оглавление

Введение

Глава 1.Предпосылки истории возникновения религии.

1.1.Дорелигиозная эпоха.

1.2.Религии доклассового общества

1.3.Религии классового общества.

1.3.1.Возникновение иудаизма.

1.3.2.Возникновение христианства.
1.3.3.Возникновение мусульманства.

Глава2. История возникновения и распространения ислама.
Глава 3. Основы Ислама.

Глава 4. Основные направления и теения в исламе.

Заключение

Файлы: 1 файл

история религии.docx

— 62.87 Кб (Скачать)

     Шииты.После отказа старшего сына Али Хасана от притязаний на власть последователи Али (ши’а Али — шииты) не прекратили свою борьбу с Омейядами. Смерть халифа Муавии (680 г.) подтолкнула их к новым активным выступлениям. Часть жителей Куфы отправила делегацию в Мекку ко второму сыну Али — Хусейну, которого шииты признавали третьим имамом, с приглашением прибыть в Куфу и возглавить восстание против омейядского халифа Йазида ибн Муавии. Хусейн выступил с небольшим отрядом, послав вперед своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля. Но наместник Куфы Убейдаллах ибн Зийад подавил выступление шиитов в Куфе в самом зародыше. Муслим погиб, не дойдя до Куфы. Хусейн узнал об этом уже в пути, однако не пожелал вернуться. Часть бойцов покинула его, и с остатком войска, численностью в 70 воинов, он стал лагерем у местечка Кербела, близ Куфы. К Кербеле подошел омейядскин полководец Омар ибн Са’д ибн Абд Ваккас с 4 тысячами воинов и блокировал лагерь Хусейна. После недельного противостояния, 10 октября 680 года, Хусейн решил вступить в сражение. Неравенство сил было слишком велико, Хусейн и все его сторонники погибли2.

     События в Кербеле привели позднее  к возникновению среди шиитов культа третьего имама Хусейна, признанного  мучеником. А гробница Хусейна в  Кербеле стала одной из главных  святынь и местом паломничества  для шиитов.

     Культ мученичества Али и Хусейна и  стал отправной точкой превращения  политического, по своей природе, движения в самостоятельную ветвь ислама.

     Главное отличие шиитов от суннитов и хариджитов состоит в представлении об имаме  как носителе «божественной субстанции». Согласно доктрине шиизма право на имамат не может принадлежать никому, кроме потомков Али и Фатимы —  Алидов (поскольку только по этой линии  есть потомки Мухаммада). Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере. Поскольку  исторически шииты составляли меньшинство  по сравнению с суннитами и  периодически подвергались преследованиям, в рамках этого течения сложился принцип такийа («благоразумие», «осмотрительность»). Шиит в случае опасности может  скрывать свое вероисповедание.

     Будучи  течением, отколовшимся от основного  направления в исламе, шиизм, в  свою очередь, подвергся дроблению  на множество ветвей, наиболее значимыми  из которых в настоящее время  считаются имамиты и зейдиты.Численность  шиитов в России незначительна. К  этому направлению принадлежит  небольшая часть лезгин и даргинцев  в Дагестане, кундровские татары городах Нижнего Поволжья и бoльшая  часть проживающих в нашей  стране азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения).

     Хариджиты.Учение хариджитов о халифате (имамате) резко отличалось и от суннитского и от шиитского. Хариджиты считали, что имам-халиф, т. е. духовный и политический глава религиозной общиныгосударства, должен быть выборным, причем право участвовать в выборах должны иметь все верующие, независимо от происхождения. Избранным на пост имама-халифа может быть не только курейшит, как полагали сунниты, но всякий мусульманин, если он того достоин. Званию имама-халифа хариджиты не приписывали никакого сакрального значения. Для них он и не учитель веры, и не государь, он только уполномоченный общины «правоверных», военный вождь и защитник ее интересов. Община его выбирает, она же вправе сместить, даже судить и казнить его, если он будет дурно управлять, если станет тираном или предаст интересы общины ради своих личных интересов. Халифат не может стать достоянием какой-либо одной семьи. Хариджиты полагали, что каждая местная община, если она отрезана от других, может избрать для себя имама-халифа; имамов, таким образом, может быть несколько в разных местностях. Все предводители хариджитских движений назывались имамами, халифами и эмирами «правоверных», ни один из них не был курейшитом.

     Хариджиты признавали законными первых двух халифов  — Абу Бакра и Омара, не признавали Османа, а Али, по их мнению, был законным халифом только до тех пор, пока не вступил в переговоры с Муавией. Хариджиты не признавали халифов  омейядских, а потом и аббасидских, как не признавали и наследственного  имамата Алидов3 [3].

     Хариджиты не признают учения о несотворенности  Корана, отрицают подлинность XII суры Корана «Йусуф» («Иосиф»), не принимают культа святых (хотя со временем у них сложился культ мучеников). Хариджиты считали, что мусульманин, впавший в состояние  «великого греха», перестает быть «правоверным» и становится «неверным».Уже к концу VII века в движении хариджитов сложились четыре группировки: азракиты, суфриты, байхаситы и ибадиты. Самыми непримиримыми из хариджитов были азракиты, наиболее умеренными — ибадиты.

     Хариджитские  восстания продолжались до середины IX века. Но постепенно это движение утратило свое влияние. В настоящее  время общины хариджитовибадитов проживают  в Омане, Алжире и Ливии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам  пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься.

     Вероятно, ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его  можно назвать самой сильной  и жизнеспособной религией современности. В то же время несомненная и  постоянно растущая угроза, которую  принято именовать «исламским терроризмом», заставляет все большее число  людей во всем мире взирать на ислам  со страхом и непониманием. Отнюдь не соглашаясь с квалификацией ислама как «религии вражды и ненависти», нельзя в то же время игнорировать тот неоспоримый факт, что большинство  актов международного террора в  последнее время совершается  мусульманами, и то, что в качестве обоснования или приводится необходимость  защиты ислама. Что-то явно неладно  – если не с самим исламом как  религией, то, во всяком случае, с отношением его «защитников» к современному миру.

     Ни  в одной другой религии нет  такого количества верующих, страстно и самозабвенно преданных своей  вере. Ислам ощущается ими как  основа жизни и мерило всех вещей. Он привлекает все больше сторонников, многочисленные случаи перехода в ислам  контрастируют с практически  ничтожным числом перехода из него в другие конфессии. В Соединенных  Штатах ислам вскоре станет второй религией после христианства, оттеснив иудаизм. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, ее способность  дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства вселенной – все это делает ислам притягательным для новых  приверженцев. 
 
 

Библиографический список 

1. Коран  (перевод И.Ю. Крачковского), 2:190, 191, 8:12, 13, 9: 5.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

3. Панова И.А. «Цивилизации. Исторические судьбы». М., 2005

4. Рукайа  Максуд Ислам. – М., Торговый  дом «Гранд», 2002.

5. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. -Л., 1966.

6. World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. -Oxford University Press, 2001. 
 

Информация о работе Ислам