Ислам

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, реферат

Краткое описание

Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

Оглавление

Введение
1. История ислама
2.1 Истоки ислама
2. Общая характеристика мусульманского права
3. Источники мусульманского права
3.1 Коран и Сунна
3.2 Иджма и Кияс
4.Образ жизни
4.1 Обряды жизненного цикла
Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ислам по религивед.docx

— 52.72 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. История ислама

2.1 Истоки ислама

2. Общая характеристика мусульманского  права

3. Источники мусульманского права

3.1 Коран и Сунна

3.2 Иджма и Кияс

4.Образ жизни

4.1 Обряды жизненного цикла

Заключение

 

Введение

 

Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом  и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих  приверженцев практически на всех континентах  и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее  большинство населения многих стран  Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

В современном понимании ислам - и религия, и государство по причине  активного вмешательства религии  в государственные дела.

«Ислам» в переводе с арабского  означает покорность, «мусульманство (от арабского «муслим») - предавший  себя Аллаху.

Ислам можно считать братской религией по отношению к христианству и  иудаизму. Подобно иудаизму и христианству, это «религия книги». Для всех трех центром религии является книга. Для христиан это Библия, для иудеев это Тора, для мусульман Коран.

Исследуя ислам, я опиралась  на различную литературу, авторы которой  являются как обычными учеными историками, философами, так и последователями  разных религий. У каждого автора ислам был представлен по-разному  и по-своему. Именно так, как сам  автор его видит или хотел  бы донести до читателя.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Истоки ислама

 

Ислам возник в западной части Аравийского  полуострова в области Хиджас. По побережью Красного моря через Хиджас проходил древний караванный путь. Главным городом в этом районе была Мекка - процветающий торговый и религиозный центр арабского мира. Однако в 6 веке он находился в политическом тупике, и развал власти обострил всеобщий хаос. И именно в этом варварском мире и в это тяжелое время родился Мухаммед.

Основателем ислама является "пророк" Мухаммед (Мухаммед или Магомет), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надо остановиться особо.

Ахмад Аллах (около 570-632) из рода хашим, родоплеменной группы курайш - основатель религии ислама и первой общины мусульман. По представлению мусульман - пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.

Родился в Мекке в небогатой, но близкой по росту к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета, мать через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда Абд алмуталлиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Магомета эвали Абу-л-Касим,и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму.

Магомет любил одиночество и  благочестивые размышления, часто  удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и  христианства, со взглядами аравийских монотеистов - ханифов. Когда Магомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем речения из вне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Магомет испугался  начавшихся "откровений",но затем уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка(наби), чтобы нести людям слово божье. Магомет стал проповедовать на улицах Мекки. По началу участниками молений в доме Магомета были только домочадцы и его маленький двоюродный брат Али. Позже к ним происоеденились купец Абу Бакр и еще несколько человек из разных родов. Когда число последователей Магомета превысило 3 десятка, верующие стали собираться в доме Ал-Аркама. Дом распологался на склоне холма ас-Сафа.

За несколько лет к последователям Магомета прибавилось не более 20 человек в их числе были дядя Магомета Хамза и Умар ибн Ал-Хаттаб - человек решительного характера и с большим авторитетом.

Завершая молитву, человек должен был простереться ниц. Эта невиданная Не отвергая традиционного обряда поклонения Каабе, Магомет установил новую для арабов форму служению Богу включавшую ряд поз, выражающих благовение и многократное повторение фраз: «Хвала Аллаху» и «прежде поза Аллах велик». самоуничижения - земной поклон - возмущало многих жителей Мекки. Магомет назвал их гордецами, не желающими покориться Аллаху.

Криком, обычно предупреждавших горожан  об опасности, Магомет со склона холма  ас-Сафа возвестил жителям Мекки о ниспосланным ему Слове Божьем. Он призвал отказаться от поклонения идолам и обратиться к одному единственному богу Аллаху. Первые "откровения", которые Магомет пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного единого бога Аллаха, отвергали. Распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешение мертвых, Дне суда и наказаний в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Проповедь Магомета была встречена  в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью - из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователей Магомета - мусульман. Сам Магомет находился под защитой своего рода и его главы - Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета - явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.

В какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла возможность компромисса с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат, алуззы и Манат, а мекканцы - пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.

Магомет стал искать сторонников вне  Мекки. Он обращался с проповедями  к людям, приезжавшим в город  по торговым делам, совершил в безрезультатных  поисках убежища поездку в Та'иф. Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба - крупного землевладельческого оазиса примерно в 4 00 км к северу от Мекки. Жившие там изыческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Магомета, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.

Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби' I, т.е. 24 или 22 сентября 622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при лУмаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Магомета и Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-наби ("город Пророка") или просто ал-Мадина (Медина).

Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. Магомет надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем "лицемеров" (мунафикун).

Внутреннее размежевание помогло  развитию представления об исламе как  об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее говорит  об особой роли ислама, о себе как  о последнем пророке-«печате пророков»,иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы - пятница, объявляется о святости ал-Кабы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла).

В Медине строятся первая мечеть, дом  Магомета, устанавливают основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали фиксироваться  правила жизни общины - принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину  и азартные игры.

Начинает особо выделяться положение  Магомета как посланника Аллаха. В  «откровениях» появляются требования особого почтения к Магомету, ему  « ниспосылаются» исключения из некоторых  запретов, обязательных для других.

Таким образом, в Медине Магомет  сформировал основные принципы религиозного учения, ритуалы и организации  общины. Эти принципы были выражены в «откровениях» и частично - в  высказываниях, решениях поступках  самого Магомета.

Одной из форм сплочения общины и  ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинается нападение мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как докозательство того, что Аллах - на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмаене понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь Магомета и упорной отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой.

В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые  племена, двинулось в сторону  Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границы священной территории Мекки.

Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшие к Мекке в 630 году мусульманское войск беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Кабе, очистил ее от языческих идолов.

Магомет, однако, продолжал жить в  Медине, лишь однажды (в 632 году) еще  совершив паломничество, называемым прощальным (хиджжат ал - вада). Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византией и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавщих договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В 631 - 632 году значительная часть Аравии отказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое Магометом.

В последние годы жизни Магомет  определяет цель этого объединения  распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную  экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магомет  неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной  болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной  мечети Мединны (Мечети Пророка).

Со смертью Магомета прекратился  прямой "контакт" общины с Аллахом, ею стали управлять халифы -- заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета -- Абу Бакр.

После смерти Хадиджи Магомет заключал большое количество браков. Право Пророка перевысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим «откровением». В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными родоплеменными группами. Любимой женой Магомета предание считает Айишу, дочь древнего друга Магомета Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у Магомета было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.

Информация о работе Ислам