Ислам

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, реферат

Краткое описание

Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

Оглавление

Введение
1. История ислама
2.1 Истоки ислама
2. Общая характеристика мусульманского права
3. Источники мусульманского права
3.1 Коран и Сунна
3.2 Иджма и Кияс
4.Образ жизни
4.1 Обряды жизненного цикла
Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ислам по религивед.docx

— 52.72 Кб (Скачать)

Магомет не оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж  за его двоюродного брата и  верховного друга Али б. Аби Талиба. От потомков их сыновей -- ал-Хасана и ал-Хусайна -- происходят все довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки «семьи Пророка» -- саййиды и тарифы.

В современной науке существует общее мнение, что Магомет действительно  жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал  общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Магомета (сира), в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка.

Ислам в принципе не наделяет Магомета никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и  все.

Тем не менее, вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые  из них развивают намеки Корана, как например, легенда о том, что  ангелы рассекли молодому Магомету грудь  и омыли его сердце, или легенда  о его ночном путешествии на волшебном  животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Магометом, - в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. Вцелом, однако, подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало.

В европейской культуре образ Магомета был первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастии, возникали и волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как например, о висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он становился порой объектом тайного поклонения, например у тамплиеров. Просветители считали Магомета обманщиком, использовавшем религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Магомете и революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т.д. Успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами.

В ряду последних одно из ведущих  мест занимала личность Магомета - вдохновенного  оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого  политика, умевшего соединять идеал  с реальностями жизни, верность традиции с решительными новшествами принципиальность с гибкостью,

Демократизм" с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью.

Реальные результаты деятельности Магомета и тот образ пророка  и правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение роли и личности Магомета в средневековой истории Востока  и Запада.

 

2.Общая характеристика мусульманского  права

Шариат (мусульманское право) органически  связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат -- свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права".

Другими словами, шариат -- это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная  часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой -- определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

обязательные,

рекомендуемые,

дозволенные,

предосительные, но не влекущие за собой применения наказания;

запрещенные и подлежащие наказанию.

Признание божественного предопределения  в шариате с неизбежностью  породила и большую значимость вопроса  о свободе воли мусульманина и  ее пределах. Столкнувшиеся по этому  поводу религиозно-философские школы  заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.

Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению  к Аллаху. Нормы, содержащие также  обязанности, определили всю жизнь  правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста  и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются  только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате  нашли свое отражение и представлении  о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для  мусульманина проявлять терпение и  смирение: "Терпение, ведь Аллах с  терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас" (4.62) .

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с предствлением о едином боге -- Аллахе -- утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок, мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип. Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Одна столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм.

 

3.Источники мусульманского права

3.1. Коран и Сунна

Важнейшим источником шариата считается  Коран (от араб. "ал-куран" "чтение вслух", "назидание") -- священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Магометом между 610 и 632 гг. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые  из них верующие записывали по собственной  инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Магомета не стали вестись  систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656 гг.). Этот учитывавший ранее составленные сводные тексты и объявленный официальным список Корана был подготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшим при Мухаммеде роль секретаря. Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались в порядке уменьшения объёма текста.

Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом  Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" (2.165-166).

Структура Корана в дальнейшем претерпела некоторые изменения. Они были вызваны  необходимостью однозначного понимания  текста, учитывались также потребности  культовой практики, т.е. возможности  использования сур Корана в повседневном богослужении. В конце 9 в. в текст Корана были введены огласовки, т.е. специальные знаки, указывающие на «правильное чтение», а для удобства запоминания и декламации текст был поделён на 30 частей (джус) и 60 отрезков (хизб).

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру - «Фатиха», что означает «Открываюшая»- обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время. По месту произнесения суры подразделяются на мекканские (610-622 гг.) и мединские (622-632 гг.).

Самые ранние из сохранившихся списков  Корана относятся к рубежу 7- 8 вв. Первоначально Коран был записан  на мекканском диалекте арабского языка, и с тех пор, по убеждению ортодоксальных мусульман, только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой.

Большая часть этих стихов имеет  мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся  к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 8 0 из них  можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала  и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать  разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в  результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в  противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Рассмотрим, как, откуда и почему появилось  грозное понятие "священная война".

Дело Божие должно торжествовать  на земле. Оно торжествует через  добровольную преданность и через  вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божья, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда еще до хиджры Магомет взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью.

«Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайтье первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас -- купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое -- Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, -- и в священном месте воздайте им тем же». (Сура 11, 186-190).

Рассмотрим, как, откуда и почему появилось  грозное понятие "священная война".

Дело Божие должно торжествовать  на земле. Оно торжествует через  добровольную преданность и через  вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божья, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда еще до хиджры Магомет взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью.

«Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайтье первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас -- купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое -- Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, -- и в священном месте воздайте им тем же». (Сура 11, 186-190).

Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны  сподвижниками Магомета, причем в  отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые  восходили к халифу Али и к  его сторонникам.

Таким образом, «Сунна посланника Аллаха» (полное название Сунны) свод текстов, описывающих жизнь Магомета его  слова и дела, а в широком  смысле сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран  и почитаемый на равнее с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне важная часть религиозного воспитания и образования, а знания Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих. Именно с помощью Сунны халифам удалось организовать жизнь религиозной общины и решить многие практические вопросы. Сунну почитают все течения ислама, кроме мусульман-шиитов. Шииты, не признавая Сунны, тем не менее признают хадисы, восходящие к 4 праведному халифу Али.

Информация о работе Ислам