Ислам

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, реферат

Краткое описание

Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

Оглавление

Введение
1. История ислама
2.1 Истоки ислама
2. Общая характеристика мусульманского права
3. Источники мусульманского права
3.1 Коран и Сунна
3.2 Иджма и Кияс
4.Образ жизни
4.1 Обряды жизненного цикла
Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ислам по религивед.docx

— 52.72 Кб (Скачать)

3.2 Иджма и Кияс

Третье место в иерархии источника  мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Магомета или в последствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в виде интерпритаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых форм, которые не связывались с Магометом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

Такой способ развития норм мусульманского права получил название «иджтихад». Правоверность иджмы как одного из основных источников шариата выводилось из указания Магомета: «Если высами не знает, спросите тех кто знает». Большая роль иджмы в развитие шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника храма? Дополняющий шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был Кияс решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правила, установленное в Коране, Сунне, или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но способствовал освобождение шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован у Абу Ханифа и его последователями - ханифатами.

В качестве дополнительного источника  права шариат допускал и местные  обычаи, не вошедшие непосредственно  в само мусульманское право в  период его становления, но не противоречившие  прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф). Так же у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты), в частности у народов, населяющих нашу страну.

Фирманы, кануны

И, наконец, производным от шариата  источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем в других мусульманских  государствах с развитием законодательной  деятельности в качестве источника  права стали рассматриваться  и играть все возрастающую роль законы -- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.

 

4.Образ жизни

Связь веры с традиционным образом  жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

Знание основ мусульманской  религии весьма различно у различных  слоев населения и в разных странах традиционного распространения  ислама. Всякий мусульманин знает  арабское звучание и смысл символа  веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад -- посланник Аллаха".

Величие бога -- Аллаха -- выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам  и часто повторяемых ими в  речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся  в изящной вязе арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры  в Азии, Африке, Европе и Америке: "Аллаху акбар" -- "Аллах самый великий!" и т.д.

По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, -- "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль-китаб, т.е. "люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников -- Моисея (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Магомета, своего последнего пророка, с божьим словом -- Кораном. Это была, как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам -- они попадут в райские сады или в адский огонь.

Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знает и "пять столпов" ислама, пять главных обязанностей верующего.

Шахада.

В каждой религии содержатся утверждения, которые помогают её последователям найти правильные ориентиры в  своей жизни. Шахада - словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илаха илла-л-лахи» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед- посланник Аллаха»). Эти слова, произнесённые с искренним чувством на арабском языке, означают обязательство подчиняться Богу и следовать пророку. Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорождённому младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Хотя верующий мусульманин повторяет эти слова по нескольку раз в день, по крайней мере, один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с полным пониманием и с искренней убеждённостью в его истинности.

Салат.

Каноническая молитва (араб. «ас-салат», перс. «намаз») совершается по строго определённому ритуалу, который сложился при жизни Пророка. Коран называет человека «богопочитателем» и рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины. Поэтому молитва и богопочитание в исламе - это не только личная обязанность каждого, но и акт общей веры. Через молитву человек напоминает себе, что он не Бог. Он скорее создание, чем Создатель. Когда люди забывают об этом, они пытаются поставить себя в центр Вселенной, а это неизменно ведёт к саморазрушению. Человек - создание, и его жизнь обретает верную перспективу, только когда он осознаёт это. Так что молитва для мусульман отражает естественное стремление человеческого сердца изливать свою любовь и благодарность к своему создателю, а также помогает сохранить верную перспективу своей жизни и подчинить себя воле Бога, нашего законного повелителя.

Мусульмане молятся пять раз  в день - на рассвете, в полдень, в  середине дня, после заката и перед  рассветом. Всей общиной, выстроившись в ряды, они простираются ниц перед  Богом и молятся, обратившись  лицом к Мекке. Знание того, что братья и сёстры во всех уголках земного шара делают то же самое, создаёт чувство участия во всемирном братстве, даже когда мусульманин находится в одиночестве.

Содержание молитвы сводится к  восхвалению Бога, выражению благодарности  и мольбе о руководстве и о  прощении.

Саум.

Третье обязательное предписание  ислама - пост (перс. «рузе», тур. «ураза»), обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан (девятый месяц лунного календаря). Рамадан - священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был первоначально призван как пророк, а через десять лет принял решение перейти из Мекки в Медину. В память об этих двух великих событиях все мусульмане, которым это позволяет здоровье, постятся на протяжении всего Рамадана. С рассвета до заката они не едят и не пьют. И только после заката они могут позволить себе скромную трапезу.

В течение Рамадана изменяется поведение  всего сообщества. Темп жизни замедляется, наступает время размышлений. Это  период, когда вновь утверждаются социальные отношения, поощряются примирения, и люди чувствуют большее единство друг с другом. Все, и богатые, и  бедные, постятся вместе. У поста  есть несколько достоинств. Он заставляет людей задуматься, поразмыслить о  своём духовном состоянии. Он учит самодисциплине, поскольку человеку, способному подчиняться  его требованиям, будет легче  умерить свой аппетит и в другое время. Он также напоминает человеку о его бренности и зависимости  от Бога. Он делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал  голод, скорее отзовётся на страдания  окружающих.

Закат.

Налог в пользу нуждающихся мусульман - обязательная милостыня, которая «очищает», даёт тем, кто платит налог, моральное  право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Поэтому материальный достаток в жизни весьма важен, но одни имеют больше чем другие. Ислам не задаётся вопросом, почему так происходит, однако он даёт совет, что делать в такой ситуации. Ответ прост. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны помочь облегчить бремя тех, кому везёт меньше. Мухаммед ввёл такой порядок в седьмом веке, установив обязательный для всех ежегодный налог. Эти деньги должны были раздаваться рабам, желающим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключённым и странникам.

При этом Коран подчёркивает, что  отношение дающего важнее, чем  собственно размер помощи. Следует  избегать гордости, высокомерия и  пустых слов. Тогда дающий может  очиститься и искупить свой прошлый  эгоизм и безответственность.

Хаджж.

Последняя обязанность мусульманина, которую он должен, если это возможно, выполнить,- это раз в жизни  совершить Хаджж, или паломничество, в Мекку, где Муххамед впервые получил божественное откровение. Хаджж также напоминает о равенстве всех людей. Прибыв в Мекку, паломники снимают свою одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положение и достатке: царь и раб встают равными перед Богом. Первым действием является обход вокруг Каабы. За этим следуют другие обряды, изображающие сцены из библейской истории.

Паломничество является не только сугубо религиозным обрядом; оно также  идёт на пользу международным отношениям. Хаджж собирает вместе людей из разных стран, показывая, что у них есть общая вера, объединяющая, их, несмотря на возможные конфликты между их государствами. Паломники знают о своих братьях из других стран и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга.

На самом деле все эти социально-экономические  регуляторы справедливости внутри исламской  общины с самого начала были и остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия кредитора и должника.

Иногда к «столпам ислама» причисляют джихад «усилие». Слово это означает полную отдачу мусульманином своих  сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей  религии. В большинстве случаев  в средние века это сводилось  к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина -- соответственно к понятию "священная война", и такое его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.

Почти каждый мусульманин знает  хотя бы несколько фраз из священной  книги ислама -- Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записан по-арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран -- прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

4.1 Обряды жизненного цикла

Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.

Рождение.

Появление на свет ребёнка мусульмане считают отнюдь не «случайностью» или  «ошибкой», но даром Аллаха. Способность  иметь детей - великая благодать, которую, к сожалению, не многие ценят  и понимают.

Тахник.

Этот малый обряд состоит  из помазания губ младенца мёдом  или сладким фруктовым соком  в сопровождение заздравных молитв с благопожеланиями ребёнку расти «сладким», послушным и ласковым.

Акика.

По истечении семи дней новорождённому обривают голову и, призывая на ребёнка  благодать, раздают нищим денежные суммы, серебром или золотом, эквивалентные  весу состриженных волос. Отсутствие на голове младенца волос не упраздняет раздачу милостыни, по обыкновению  весьма и весьма щедрой.

Жертвоприношение.

Принесение в жертву животного - древний ритуал благодарения. Двух животных приносят в жертву за мальчика, одного - за девочку. Мясо жертвенных животных раздают бедным и нуждающимся.

Имянаречение.

Выбор имени весьма важен для  мусульманина; Пророку, например, доводилось даже менять имена некоторым из своих  друзей, казавшиеся ему несчастливыми, оскорбительными или уродливыми, на более приемлемые и благозвучные.

Самым распространённым ныне мужским  именем становится Мухаммед, за ним  следует Али (самые распространённые в христианском мире имена Пётр и  Иван всё же несколько уступают им по популярности).

Мухаммед, однако, посоветовал: «Желая угодить Аллаху, дайте своим детям  имена Абдулла («раб Аллаха») или  Абдуррахман («раб Милостивого»)».

Если первая часть мужского имени  состоит из слова «Абдул» («Раб»), то второй и заключительной его частью обязательно должен быть один из девяноста  девяти эпитетов Аллаха. Например, Абдул - Карим («раб Великодушного») или Абдул - Рахман («раб Милостивого»).

Информация о работе Ислам