Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:49, доклад
Никах. В мусульманских странах брак считается действительным только тогда, когда он совершен с соблюдением соответствующих обрядов, освящен именем аллаха. Такой религиозный свадебный обряд называется н и к а х. Вступающие в брак, их родители, ближайшие родственники приглашают муллу, который совершает обряд никах, т. е. читает соответствующие суры Корана, спрашивает, согласны ли стороны вступить в брак. При этом молчание женщины принимается за ее полное согласие. Совершая никах, мулла читает обычно четвертую суру Корана, которая называется "Женщины". В суре подчеркнуто право мужчины на многоженство, на одностороннее расторжение брака, на применение наказаний, но осуждается излишняя жестокость мужа к жене, оговариваются имущественные права женщины - на приданое, на наследство. Коран все же несколько смягчает положение женщины, которое, по патриархальному обычному праву арабов, было очень тяжелым.
Обычаи и обряды.
Никах.
В мусульманских странах брак считается
действительным только тогда, когда он
совершен с соблюдением соответствующих
обрядов, освящен именем аллаха. Такой
религиозный свадебный обряд называется
н и к а х. Вступающие в брак, их родители,
ближайшие родственники приглашают муллу,
который совершает обряд никах, т. е. читает
соответствующие суры Корана, спрашивает,
согласны ли стороны вступить в брак. При
этом молчание женщины принимается за
ее полное согласие. Совершая никах, мулла
читает обычно четвертую суру Корана,
которая называется "Женщины". В суре
подчеркнуто право мужчины на многоженство,
на одностороннее расторжение брака, на
применение наказаний, но осуждается излишняя
жестокость мужа к жене, оговариваются
имущественные права женщины - на приданое,
на наследство. Коран все же несколько
смягчает положение женщины, которое,
по патриархальному обычному праву арабов,
было очень тяжелым.
В наши дни калым - выкуп невесты - не рассматривается
как обязательное условие брака (но желательное).
Джиназы. Мусульманский
погребальный обряд сохранил многое
из доисламских традиций. "Спешите
хоронить своих мертвых, - говорил, согласно
преданию, Мухаммед. - Они скорее достигнут
вечного блаженства, если были праведны
в земной жизни. А если они были
порочны, то тем самым вы скорее удалитесь
от них, осужденных гореть в пламени ада".
Поэтому тело покойного у мусульман обычно
предают земле в течение 24 часов после
смерти. Освященное словами пророка это
правило имеет большой смысл: в странах
с жарким климатом, а именно там преобладающе
живут народы, исповедующие ислам, трупы
очень быстро разлагаются.
Тело покойного обмывают, натирают благовониями,
раствором камфары, заворачивают в саван
(кафан) из белого полотна, также пропитанного
ароматическими веществами. Саван завязывается
у головы и ног. Гроб или погребальные
носилки накрывают черным покрывалом
и несут головой вперед. Траурная процессия
обычно не останавливается у мечети и
следует прямо на кладбище. Перед захоронением
мулла читает молитву, как правило, - это
сура 36, называемая "Йасин". (Буквы
"йа" и "син", как полагают духовные
авторитеты, являются своеобразной аббревиатурой
обращения "Я инсан" /О, человек!/ По
другим источникам, Аллах обращается не
просто к человеку, а к Своему посланнику
Мухаммеду.) В ней говорится о всесилии
Творца, о рае и аде, посмертном воздаянии,
воскресении из мертвых.
Хвала Владыке, Чья Рука
Вершит господство над мирами;
К Нему мы завершаем Путь земной (что начат
Им).
Так сказано в суре 36 Корана.
Покойника кладут в могиле по-разному,
исходя из местных народных обычаев. Но
если хоронят в гробу, тело должно лежать
либо головой, либо правым боком к Мекке.
Если хоронят в саване, то слегка присаживают
в нише, вырытой в боковой стенке могилы:
лицо при этом должно быть обращено к Мекке.
Памятников на могилах обычно не ставят,
ограничиваясь строгим каменным надгробием
в виде круглого или четырехгранного столба.
В первоначальном исламе отношение к погребению
было предельно простым. Это шло от кочевнических
традиций. Бедуины не знали специальных
кладбищ. Покойного просто закапывали
в землю, не ставя даже надмогильных камней.
Когда хоронили героя, то в знак уважения
к нему на месте погребения убивали верблюда:
больше туда никто не возвращался, и скоро
исчезали все следы захоронения.
Обычай приносить в жертву скот во
время поминок по умершему характерен
для кочевников вообще, сохранился он
и в исламе. Если язычники считали, что
жертвенное животное сопровождает умершего
на тот свет, то, по мусульманским поверьям,
жертвоприношение искупает мелкие грехи
покойного, т. к. мясо убитого скота распределяют
между бедняками.
В наши дни после похорон устраиваются
обильные угощения для всех присутствующих
(поминки). Отмечаются поминками также
7, 40 дни и годовщина смерти.
Ашура(шахсей-вахсей). День скорби у мусульман-шиитов. Он заключается собственно в траурных религиозных церемониях у шиитов,совершаемых в десятый день месяца мухаррема. Этот день скорби установлен в память о "мученической кончине" имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. В этот день ортодоксальные мусульмане, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязанием, бичуют себя, наносят себе увечья в память о мученической кончине Хусейна.
Суннат. Так называется обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мальчики в 7-10 лет. Само происхождение слова "суннат" говорит о том, что обряд относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной. (Сунна дополняет и разъясняет Коран, состоит из рассказов о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда.) Среди мусульман широко распространено мнение, что суннат полезен и даже необходим мужчине, целесообразен в гигиеническом отношении. Этот обряд рассматривается также как важная черта, характеризующая национально-религиозную принадлежность.