Ислам: традиции и обычаи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

Религия является составной частью общества. Возникновение ее было обусловлено появлением первых людей на планете Земля, которые пытались объяснить окружающий мир. Проходили столетия, менялся человек, условия его жизни, а вместе с тем изменялись религиозные воззрения и культовая практика. В разные эпохи одни религии возводились в ранг государственных, другие – подвергались гонению.
В современных условиях продолжает возрастать интерес к религии, как богатому культурному наследию человечества. Основные постулаты религии, морально – этические установки и мировоззренческие концепции сохраняют преемственность с истоками тысячелетней мудрости, выработанной человечеством, что вызывает интерес к их рассмотрению.

Файлы: 1 файл

Реферат - Ислам.doc

— 143.50 Кб (Скачать)


Введение.

 

Религия является составной частью общества. Возникновение ее было обусловлено появлением первых людей на планете Земля, которые пытались объяснить окружающий мир. Проходили столетия, менялся человек, условия его жизни, а вместе с тем изменялись религиозные воззрения и культовая практика. В разные эпохи одни религии возводились в ранг государственных, другие – подвергались гонению.

В современных условиях продолжает возрастать интерес к религии, как богатому культурному наследию человечества. Основные постулаты религии, морально – этические установки и мировоззренческие концепции сохраняют преемственность с истоками тысячелетней мудрости, выработанной человечеством, что вызывает интерес к их рассмотрению.

Вера - это уверенность в невидимом, ей не страшны утверждения атеистов, что Бога нет и не нужны подтверждения того, что он есть. Верить или не верить в Бога, совершать обряды или нет - личное дело каждого человека. И ни один государственный орган, ни одна общественная организация не может кого - либо привлечь к ответственности за его веру или неверие. Но это совсем не означает, что государство равнодушно к любой религии, просто есть религии, которые требуют человеческих  жертвоприношений, обряды которых уродуют людей, создают толпы и направляют их на погромы, убийства и разумеется, что государство против этого, но ведь это не сама религия, а вредоносная деятельность и получается, что государство ведет борьбу не с религией и её законами, оно не вмешивается в церковные дела разных вероисповеданий.

В мире существует много верований, сект и церковных организаций. Это и национальные религии, и мировые: буддизм, ислам, христианство. Я бы хотела рассказать про такую мировую религию, как ислам, а именно я раскрою  религию ислам: историю возникновения, личность Мухаммеда, вероучение ислама и ислам в современном мире.

Ислам – (арабское – муслим, означает «предание себя Аллаху – Богу»), в широком смысле трактуется как «покорность», - третья мировая религия возникла на Ближнем Востоке в VІІ веке на территории современной Саудовской Аравии. «Покорность» в аналоге ислама означает мир и гармонию человека и природы, как творений Аллаха. Это в свою очередь, подразумевает разумность действий человека в соответствии закономерностями развития флоры и фауны. В этимологическом смысле ислам включает три понятия: 1) приветствие и пожелание здоровья, 2) мира и спокойствия, 3) благополучия и довольства.

Ислам со времени своего возникновения стал быстро распространяться. Всего лишь за четверть века он сумел проникнуть на большие территории Азии, Северной Африки и Европы. Ныне по степени распространения ислам занимает второе место в мире после христианства.

Тема религий актуальна, так как религия является составной частью общества.

Целью изучение религии ислам – понять в чем заключается религия, как она возникла и какую роль играет в судьбе народа.


1. История возникновения ислама.

 

Ислам возник в начале VІІ века нашей эры на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя, возникновением классового общества и стремлением создания крупных и сильных государств. По территории Аравии проходил караванный путь, что привело к появлению таких крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В городах велась торговля, развивались ремесла. Особенно это касалось Мекки, и она превратилась в крупный политический центр. Между племенами и соседними государствами шла борьба за передел культурных, торговых и экономических центров, и это приводило к экономическому упадку и разорению многих арабских племен, обострению внутри общества глубоких противоречий. Потребности времени делали необходимым политическое объединение разрозненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу осуществило религиозно – политическое движение под знаменем ислама.

Ислам зародился позднее двух мировых религий – буддизма и христианства, и он включил в себя новые проверенные жизнью концепции, каноны и догмы. На другом уровне было создано вероучение, которое в комплексе охватывало философию, идеологию, науку, право, этику, эстетику и другие. В основе вероучения можно найти аналоги с политическими религиями Востока, а также с индуизмом, буддизмом и христианством. В отличии от других религий, ислам в большей степени вошел в общественную жизнь людей, глубоко проник в государственную, политическую, экономическую, правовую, культурную, семейную сферы. Постепенно он стал претендовать на роль универсального социального института и высшей духовной арабо – мусульманской цивилизации.

Основателем ислама считается пророк Мухаммад (570 – 632) – реальная личность, потомки которого по генетической линии находятся у власти в ряде мусульманских стран (Саудовская Аравия, Сирия, Эмираты и другие).

Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен, наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, становились обязательными для менее развитых в экономическом отношении родов и племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему стало принадлежать древнее святилище Кааба. Смотрителем этого храма был представитель куретейшитов – дед Мухаммада Абу Бакр. В наружной стене Каабы находится ниша с черным камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому она и считалась центром религиозного культа для многих племен, проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских курейшитов – Аллаха (араб. «Аль - Илах») сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов.

Ранее было отмечено, что на формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые традиции арабских народов. Безусловно, сказались и субъективные факторы, связанные с личностью Мухаммада.

Как основатель новой мусульманской религии Мухаммад получал «откровения» от Аллаха. Вначале он сам боялся данных ему вероучений, но постепенно успокоился и с 610 года стал выступать с проповедью монотеистической религии, названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал к новой вере, основанной  на признании единого бога Аллаха, говорил о братстве верующих мусульман. Привлекательными для простого народа были его призывы с горы Аль – Сафа – о соблюдении гуманистических норм морали для совместного проживания в мире, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми людьми благотворительной помощи нуждающимися.

Однако идеи Мухаммеда не встретили широкой поддержки среди состоятельных горожан, а мекканская знать отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ястрибе (переименован в Медину, то есть город пророка, в 622 году), где некоторые племена исповедовали иудаизм. Преследуемый мекканцами, в 622 году он с группой своих приверженцев переселился в Медину, где его поддержало население. Между Мединой и Меккой складывались сложные отношения, не один раз приводившие к вооруженной борьбе. 622 год вошел в мусульманское летоисчисление как начало возникновения и распространения ислама, а само переселение пророка (арабское «Хиджра») вошло как паломничество – один из пяти обязательных столпов ислама.

В Медине Мухаммад стал главой объединение, в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному признаку. Предложенная Мухаммадом  новая организация общины нашла отклик у медицинских низов, увидевших в ней ту защиту и поддержку, которые им обеспечивали когда – то родоплеменные отношения. Активный и воинствующий характер новой мусульманской общины, направленный поначалу против мекканцев, привлек на сторону Мухаммада и часть медицинской знати. В результате была создана мусульманская община (умма), члены которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская община носила не только религиозный, но и политический характер. Мединская община мусульман выработала свой Устав, определила организационные формы, приняла первые законы и предписания соблюдения ритуалов, культа, норм поведения в повседневной жизни. На все это наложила отпечаток былая традиция арабов: многоженство, запреты на определенную пищу, неприкосновенность частной собственности торговцев.

Между Мединой и Меккой в течении ряда лет шла ожесточенная борьба, носившая политическую и религиозную окраску. В 630 году мекканская знать признала и приняла новое – мусульманское – вероучение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента создается феодально – теократическое государство, которое получает название Арабский Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухаммада, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти.

Первые халифы были избраны из числа ближайшего окружения Мухаммада. Они особо почитаемы мусульманами. Первым был Абу – Бакр (632 – 634), старый сподвижник пророка. Он неоднократно регулировал смуты в Аравии, ходил в походы в Сирию с целью распространения ислама.

Следующим явился Омар (634 – 644), которого рекомендовал Абу – Бакр. Он успешно провел политику внедрения ислама в завоеванные территории Месопотамии, Закавказья, Ирана, Палестины, Сирии. Его войска дошли до Константинополя, в 639 году завоевали Египет. В 644 Омар был убит наемным иранцем.

Третьим халифом был Осман (644 – 656), который происходил из богатого курейшитского рода Омейядов. Он присоединил к халифату Армению, Малую Азию, страны, расположенные на севере Африки. В руководстве халифата оказались курейшиты, и это вызвало недовольство других племен. При Османе был составлен Коран, который считается самым почитаемым и первичным рукописным источником.

Четвертым халифом стал Али (656 – 661). Его сторонников стали называть шиитами (арабск. – группа, партия, секта). Али перенес столицу из Медины в Куфу (Месопотамия), сменил Османских наместников. Один из наместников – Муавия отказался подчиняться Али. Он отделился с подвластным районом Сирии и выступил против Али. В стане Али появилась оппозиционная группа хариджитов. Проявляя недовольство всеми действиями Али, они убили его.

С 661 по 750 гг. к власти в халифате приходят Омейяды, начиная с правления Муавия. Столица переносится в Дамаск. Господствующим течением в  исламе становится суннизм. Халифы меняются, но особый след в истории распространения ислама они не оставляют.

В период с 750 – 945 гг. устанавливается власть новой династии Аббасидов. В результате восстаний влияние Омейядов падает, и они сохраняют свою власть только в Кордовом царстве. Аббасиды победили благодаря шиитам, но признали суннитскую власть. Столица халифата была переведена в Багдад. Новый халифат продолжил завоевательную политику: были присоединены Кипр, Сицилия. Главная задача заключается в сохранении завоеваний. Однако в X веке халифат, остается один центр – Ирак. Халифы превращаются в духовных лидеров, теряют светскую власть. В 1055 году после завоевания турками – сельджуками частично восстанавливается власть халифата в рамках Османской империи (XІІ – XІІІ вв.). В 1526 году Бабур основывает в северной Индии империю Великих Моголов.

Ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства. Как сказано выше, распространение ислама за пределами Аравии было связано с ведением завоевательных войн, что способствовало расширению границ халифата. Мухаммад вел проповедническую деятельность среди различных народов, распространяя мусульманское вероучение. Вместе с тем он участвовал в завоевательных походах под знаменем «джихада» (священной войной за веру). При жизни Мухаммада было проведено 36 сражений за ислам, в 18 из них пророк принимал непосредственное участие.

На территории России ислам появился в VІІ веке в Волжской Булгарии, а через нее – в районах Урала, Средней Азии, на территории Дона. По данным ученого, историка Шарафутдина аль Маслями, в 631 году в Булгарию прибыло три проповедника ислама – Забияр, Гусман, Жагду, которые стали распространять новое вероучение. Одновременно они давали советы по хозяйственно – бытовым вопросам, лечили больных. Так была извлечена с детства парализованная дочь правителя Булгарского государства Айдархана – Туйбика. В благодарность хан и его ближайшее окружение приняли ислам, и новая религия постепенно стала распространяться по всей стране.

Официальной датой принятия ислама считается 11 мая 922 года, когда правитель Алмасхан провозгласил ислам государственной религией, а сам взял имя Джагафар. Волжская Булгария к этому времени занимала большую территорию: от предгорий Северного Кавказа до верховьев Волги с севера на юг, и от Дона до Самарканда (отрогами) с запада на восток. На этих пространствах стала внедряться мусульманская религия.

В течении VІІ – VІІІ вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и Персии, подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии и другие страны. В завоеванных странах насильственными и мирными методами вводился ислам. Через Турцию ислам также проник и в страны Балканского полуострова. Таким образом, по сравнению с другими религиями ислам быстро завоевал огромные территории.

Эпоха с VІ по XІІ век (т.е. первые столетия Ислама) считается золотым временем арабской культуры.


2. Личность Мухаммеда.

 

Основателем ислама считается пророк Мухаммад (570 - 632) – реальная личность, потомки которого по генетической линии находятся у власти в ряде мусульманских стран (Саудовская Аравия, Сирия, Эмираты и другие). Мухаммад родился 29 августа 570 года в городе Мекке. Дом его матери находился на окраине, в 300 м от Каабы (арабское – куб.) – бывшего пантеона языческих богов разных племен, населявших территорию Ближнего Востока. Род Мухаммада принадлежал к племени курейшитов.

Мухаммад родился в семье со средним уровнем достатка. Отец его сопровождал торговые караваны, возвращаясь домой из Сирии, он умер, не увидев рожденного сына. В наследсьво дома остались 15 верблюдов, несколько овец, а также рабыня абиссинка Баракат.

По установленному обычаю новорожденных детей из жарких районов пустыни отдавали на воспитание в семье других племен, проживавших в более прохладных долинах гор и предгорий. Так и Мухаммад с 6 месяцев до 4 лет рос в семье Бану Саад, занимавшейся скотоводством в горных долинах, расположенных в 200 километрах юго – восточнее от Мекки недалеко от оазиса Таиф. Его кормящей матерью была Халима, у которой был также новорожденный сын. Оба мальчика воспитывались как «молочные» братья. Существует легенда: однажды, когда мальчики присматривали за ягнятами, появились два незнакомца в ослепительно белом одеянии (ангелы) с золотым тазиком в руках, наполненным снегом. Они подошли к Мухаммаду, положили его на снег, разверзли грудь, достали сердце, выдавили из него каплю черной крови, а затем поместили сердце обратно мгновением руки заживили грудь. После этогопришельцы удалились. Молочный брат, увидев все произошедшее, напугался, побежал к матери и рассказал о случившемся. Когда прибежала Халима, Мухаммед еле держался на ногах и был мертвенно – бледный. Встревоженные приемные родители, боясь каких – либо новых событий и последствий, поспешили вернуть Мухаммада матери. Данный факт богословы объясняют как очищение сердца пророка для вещих дел – привнесения новой религии народу.

Информация о работе Ислам: традиции и обычаи