Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:07, реферат
Религия является составной частью общества. Возникновение ее было обусловлено появлением первых людей на планете Земля, которые пытались объяснить окружающий мир. Проходили столетия, менялся человек, условия его жизни, а вместе с тем изменялись религиозные воззрения и культовая практика. В разные эпохи одни религии возводились в ранг государственных, другие – подвергались гонению.
В современных условиях продолжает возрастать интерес к религии, как богатому культурному наследию человечества. Основные постулаты религии, морально – этические установки и мировоззренческие концепции сохраняют преемственность с истоками тысячелетней мудрости, выработанной человечеством, что вызывает интерес к их рассмотрению.
Основными мусульманскими праздниками (первоначально узаконены были два) являются праздник «ид аль–адха» - великий праздник жертвоприношения (тюрк. «курбан-байрам») и «ид аль-фитра» - праздник окончания поста и разговения (тюрк. «ураза-байрам»). Курбан-байрам связан с преданиями о пророке Ибрагиме, который готов был принести в жертву своего сына Исмаила ради доказательства своей преданности вере и Богу. В последнюю минуту Аллах сжалился над несчастным отцом и спас Исмаила, послав к Ибрагиму Джабраила с жертвенным барашком. Отсюда возник обычай принесения в жертву скота (овец, крупно рогатый скот и другие), птицы. Каждый мусульманин должен принести «курбан» при чтении соответствующей молитвы. В догматических текстах говорится: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите». Идеологическое обоснование курбан-байрама: на спине животного, принесенного в жертву, правоверный может последовать в рай через мост Сират (тонкий как волос, острый как лезвие и горячий как пламя). Другим важным моментом является то, что в праздники богатые родственники должны приглашать бедных родственников и одаривать их подарками, угощениями, деньгами. Верующие приносят в мечеть и духовенству саадака, хаер (приношения).
Ураза-байрам приходится на первое число десятого месяца (шавваля) по мусульманскому лунному календарю (курбан-байрам на десятое число двенадцатого месяца – зуль хиджжа). Верующие вносят фитр (плата) за каждого члена семьи Если верующий совершил греховные поступки, то фитр должен быть значительно больше установленных норм. Бедняки получают за счет фитра какие – либо пособия. Праздник отмечается в течении трех дней обильными застольями.
Отмечаются такие знаменитые даты, как мавлюд (день рождения Мухаммада), мирадж – (тюрк. Лайлят аль кадр, - вознесение Мухаммада на небо) и пятница (день всеобщей молитвы в храме). Кроме того, у каждого народа в регионе традиционного распространения ислама существует и переходят из поколения в поколение специфические обряды и ритуалы, а также сохранившиеся доисламские обряды и праздники.
4. Ислам в современном мире.
В современном мире большое внимание уделяется исламу. Западное религиоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии кроются в его способности влиять на все сферы жизни этих стран с учетом меняющейся обстановки. Безусловно, нельзя не отметить специфику ислама как религиозной системы, которая адекватно отражает эпоху. Итак, «мусульманское возрождение», начавшееся со второй половины XX века, особенно с 70-х годов, резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народов объясняется целым рядом причин.
1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно позже других систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире.
2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость связывается ими и с отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и своевременному решению назревших проблем в конкретных регионах.
3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих, о чем было сказано ранее. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.
4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и так далее. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке, однако, следует заметить, что в последние десятилетия он стал распространяться в ряде европейских стран, в частности, во Франции.
5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных народов против колониализма за свое национальное освобождение. Наиболее ярким примером тому может служить освободительная борьба против американских войск в Иране, проходившая под флагом ислама, возглавляемая духовным лидером аятолла Хомейни в конце 70-х годах XX века.
6. Идея «завершенная пророчества». В трактовке мусульманских теологов эта идея означает, что пророк Мухаммад был последним посланником Аллаха на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности вероучения мусульман по сравнению с другими религиями. В действительности, нужно сказать, в содержании Корана много демократических мотивов, а потому ислам подчас воспринимается как народная религия.
7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность, по мнению западных исследователей, это полное выражение мусульманской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Это люди, сформированные исламом, составляют единую общность – «умму». Данный вывод требует критического анализа и переосмысления. Многочисленные примеры тому – противодействия и борьбы среди мусульманских стран, в частности – Ирака и Ирана в конце XX века и другие.
Есть стремления отдельных правителей, духовных лидеров объединения мусульман независимо от страны, в которой они проживают. Отсюда появлялись различные панисламистские концепции, в основном в конце XІX – начале XX веков.
Оценивая процессы в исламе, следует обратить внимание на то, что обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними новые проблемы, связанные с выбором путей социально – экономического и политического развития. В исламском мире появились концепции так называемого «третьего пути». Апеллируя к теории панисламизма, общественные деятели светской и духовной ориентации выдвинули тезис об «исламском пути» развития как единственно приемлемом для стран распространения третьей мировой религии. На этой основе были созданы разнообразные концепции «исламского государства», «исламской экономики», «исламского социализма». Названные теории представляют собой модернизацию политических и социально – экономических доктрин классического ислама с учетом специфики конкретных стран.
Концепции «исламского государства», получившие распространение в конце 70-х годов, подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в рамках которой в разной степени сочетается светская и религиозная власть. Эти теории предполагают практическую реализацию государственно – правовых норм ислама.
Эволюция исламской теории хозяйственного развития выразилась в создании концепции «исламской экономики», провозгласившей в качестве условия «нового экономического порядка» осуществление зафиксированных в Коране принципов социальной справедливости, обеспечение защиты интересов собственников и государства в целом, а также признание роли государства как важного фактора в регулировании хозяйственной жизни. Сторонники «исламской экономики» считают, что установлению социальной справедливости способствуют такие исламские нормы, как закят, садака (добровольное пожертвование), запрещение ростовщичества, осуждение чрезмерного накопительства. Конкретно эти идеи воплотились в создании исламских беспроцентных банков и страховых компаний, в программах образования «мусульманского общественного рынка», «исламской валютной зоны». Отдельные положения теории «исламской экономики» находят отражение в законодательствах Саудовской Аравии, Эмиратах, Йемена, Ирана, Ливии и других странах.
Идеи и лозунги «исламского социализма» разрабатывались наиболее активно в 50-70 – е года, являлись компонентом политических движений различной социальной направленности. Правитель Алжира Бумедьем заявлял, что народ его страны будет строить социализм с Кораном в одной руке и «Капиталом» Маркса – другой. «Исламский социализм» предполагает синтез традиционных исламских постулатов и демократических принципов Запада, основывается на положении о том, что социалистические идеалы заложены в Коране и осуществлялись на практике еще во времени пророка Мухаммада и его преемников.
Современное состояние религиозной активности в мусульманском мире отражает преемственность идей панисламизма колониальных времен с движением «исламской солидарности». Концепции «исламской солидарности» как наиболее гибкая форма осуществления идей межгосударственного единства на религиозной основе обрела свое практическое воплощение в деятельности мусульманских международных организаций. Первая организация такого типа – « Всемирный исламский конгресс» - возникла в 1926 году. Значительным влиянием обладают сформированная в 1962 году «лига исламского мира» и наиболее представительное международное объединение на правительственном уровне – «Организация исламской конференции» (ОИК), основанная в 1969 году и объединившая 44 афро – азиатских государства.
В октябре 2003 года в Малайзии прошел очередной саммит стран участников «Организации исламской конференции». Цель встреч государств, судя по выступлениям лидеров делегаций, - объединение усилий мусульман и сплочение на религиозной, политической и экономической основе. В своей речи на конференции президент РФ Владимир Владимирович Путин отметил, что выступавшие высказали подчас спорные точки по многочисленным проблемам. Это свидетельствует о наличии определенных разногласий в мусульманском мире. Так, вызвавшие разные отклики программная речь премьер-министра Малайзии Махатхира Мохаммада содержала призыв «восстановления чести Ислама и мусульман», избавления от политики насилия со стороны европейских держав и Израиля. Было сказано, что мусульманские страны обладают богатейшими запасами нефти и контролируют экономику и финансы 50 из 180 государств мира. Страны ислама, имея большое влияние в политической, экономической и финансовой сферах, должны получать хорошие дивиденды и укрепить свой потенциал в военной области.
Ранние мусульмане стремились получить знания, что было предписано вероучением ислама. Они штудировали древних греков, дополняя их учения собственными открытиями. В результате миру даны были великие математики, физики, астрономы, превзойдя остальные народы своего времени по знаниям. Поэтому они смогли приумножить свои богатства, построить передовые армии, защитить свой народ и дать предписанный исламом собственный путь жизни. В то время, пока европейцы оставались еще отсталыми, просвещенные мусульмане построили свою цивилизацию, которая была более способна соревноваться с остальным миром и защищать мусульманский народ от внешней агрессии.
Однако квинтэссенция высказывания заключалась в утверждении мысли: мусульманский мир не должен противостоять всему миру; необходимо завоевывать умы и сердца людей, терпеливо и благородно ведя работу по стабилизации своих стран. Коран учит, что когда враг предлагает перемирие, надо принимать его, дабы мирным трудом наверстать упущенное. Мусульманские страны отстали в развитии от передовых, поскольку долгое время находились под колониальным игом. Аллах сказал через Коран, что не изменит судьбу народа, пока сам народ не постарается изменить свою судьбу. В средневековье мусульмане создали великую цивилизацию. Сегодня нужно мусульманам измениться, не изменяя веру, но адаптируясь к новым религиям. Нужно осмыслить фундаментальное учении ислама, понять, чему учил пророк. Для этого надо «использовать мозги», которые в состоянии вывести исламский мир на высший уровень современной цивилизации.
Ислам является религией, которая в силу исторически сложившихся условий, довольно быстро адаптировался к ситуациям. Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во всех направлениях ислама: в догматике, социальной доктрине, культе, шариате происходит «очищение» от различного рода архаичных элементов, чрезмерных ограничений и излишних запретов. Поэтому условно можно выделить среди теоретиков ислама модернистов и традиционалистов.
К модернистам относятся сторонники эволюции ислама путем его реформ, «обновления», переосмысления Корана и Сунны, предписаний Шариата и фикха. Модернисты выступают за единение науки и религии, смелое использование достижений науки и техники. Усиление модернистских тенденций наступило в странах, ставших на самостоятельный путь развития. Эти идеи проповедуют и многие мусульманские теологии в нашей стране. Современные модернисты преподносят Коран как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания, утверждают, что в нем можно найти указания и на то, что было открыто наукой, и на то , что предстоит открыть ей в дальнейшем. Модернисты утверждают, что достижения в области науки и техники есть проявления мудрости Аллаха.
Традиционалисты (ортодоксы) являются приверженцами средневекового ортодоксального ислама. Они отстаивают неприкосновенность всех взглядов, обрядов и догм в их первозданном виде, не признают нововведений, осуждают приспособление к эпохе. Разновидностью их можно считать сторонников возрождения ислама, или исламский фундаментализм. Они провозглашают в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе – равенства и справедливости.
Ислам в России. Возрождение ислама началось с конца 80-х годах в связи с переменами политической жизни страны. Начала общему процессу возрождения религий положило празднование 1000-летия принятия христианства на Руси в 1988 году. В 1989 прошло празднование 1100-летия принятия волжскими булгарами ислама. Эта дата широко отмечалась в Казани, Уфе, Оренбурге, Астрахани и Москве. В 90-е годы во многих регионах компактного проживания мусульман РФ открылись мусульманские учебные заведения начального, среднего и высшего звена. Сотни верующих совершают ежегодно хадж в Мекку и Медину. В дни особо почитаемых праздников – ураза-байрам и курбан-байрам проводятся прямые трансляции по радио и телевидению религиозных церемоний. В 2003 году по Московскому радио началась ежедневная передача « Ватаным» ( Родина).
Оживились связи российских мусульман с единоверцами из арабо-мусульманских государств. Только в Москве действует около десятка международных исламских организаций, которые занимаются благотворительной и просветительной деятельностью. Подобные организации имеются и в других городах, Казани, Санкт - Петербурге, Уфе и другие.