Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:07, реферат
Религия является составной частью общества. Возникновение ее было обусловлено появлением первых людей на планете Земля, которые пытались объяснить окружающий мир. Проходили столетия, менялся человек, условия его жизни, а вместе с тем изменялись религиозные воззрения и культовая практика. В разные эпохи одни религии возводились в ранг государственных, другие – подвергались гонению.
В современных условиях продолжает возрастать интерес к религии, как богатому культурному наследию человечества. Основные постулаты религии, морально – этические установки и мировоззренческие концепции сохраняют преемственность с истоками тысячелетней мудрости, выработанной человечеством, что вызывает интерес к их рассмотрению.
Исламское духовенство активно участвует в общественно-политической жизни мусульман. Немало инициативы оно проявило по регулированию чеченской проблемы. Карабахского конфликта. Участвует в разработке региональных и федеральных законов.
С целью объединения усилий мусульманское духовенство создало в июне 1990 году на учредительном съезде Исламскую партию возрождения. В Дагестане действует Исламско - демократическая партия. А также Исламская партия. На учредительной конференции в Саратове в апреле 1996 года было создано массовое общероссийское общественно-политическое движение « Мусульмане России».
Современный ислам в России отличается своей толерантностью, ему чужды экстремистские или радикальные проявления, которые встречаются в некоторых регионах мира. Исторически сложилось так, что ислам в нашей стране вел диалог с другими религиями на сотрудничество или выживание ( в условиях клерикального самодержавия и воинствующего атеизма). Эта линия диалога со всеми конфессиями нашей страны и религиями разных стран мира – остается ведущей во внутренней и внешней стратегии мусульманского духовенства. Убедительно это можно показать на примере миротворческой деятельности Московского муфтията, созданного в 1994 году и возглавляемого муфтием Равилем Гайнутдином.
Мусульманское духовенство идет в ногу со временем ; оно вносит в религиозную идеологию и культ необходимые изменения, модернизирует религиозные догматы. В связи с этим можно отметить некоторые изменения в культовой и богослужебной практике.
1. Мусульманское духовенство ныне освобождает верующих от целого ряда обязанностей, узаконенных исламом: от соблюдения поста уразы людьми, для которых это затруднительно в силу определенных условий работы, состояния здоровья и так далее, а также обязательного принесения жертвы в праздник курбан-байрам.
2. Более тесное сближение ислама с наукой и техникой. Акцент делается на общечеловеческих нравственных ценностях и величайших достижениях человеческой мысли. В проповеди мусульманского духовенства подчеркивают мысль, что религия – единственное средство воспитания, сохранения лучших нравственных качеств человека и традиций, самобытной культуры народа.
В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации принципа свободы совести и нормальной деятельности мусульманских организаций. Новые реальности общественной, политической и духовной жизни общества оказали большое влияние на ислам в деле активизации деятельности мусульманских организаций, направленных на возрождение духовной и национальной культуры, создания единого мирового сообщества.
Заключение.
В данном реферате я раскрыла тему «Ислам». Меня данная религии очень затронула и очень захотелось о ней больше узнать.
Ислам со времени своего возникновения стал быстро распространяться. Всего лишь за четверть века он сумел проникнуть на большие территории Азии, Северной Африки и Европы. Ныне по степени распространения ислам занимает второе место в мире после христианства.
Основателем ислама считается пророк Мухаммад. Основные положения вероучения ислама изложены в главной священной книге – Коране. Мусульмане считают Коран высшим и наиболее полным из существующих священных писаний.
Шариат – свод религиозных и правовых норм, составленных на основе Корана. Во многих мусульманских странах судопроизводство до сих пор ведется по Шариату. Правда, интерпретация адекватно отражает требование времени.Социальные принципы ислама обусловлены нормами Шариата. В Шариате сведены в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и этические предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман.
В современном мире большое внимание уделяется исламу. Западное религиоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии кроются в его способности влиять на все сферы жизни этих стран с учетом меняющейся обстановки.
Оценивая процессы в исламе, следует обратить внимание на то, что обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними новые проблемы, связанные с выбором путей социально – экономического и политического развития.
Современное состояние религиозной активности в мусульманском мире отражает преемственность идей панисламизма колониальных времен с движением «исламской солидарности».
Ислам является религией, которая в силу исторически сложившихся условий, довольно быстро адаптировался к ситуациям. Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во всех направлениях ислама: в догматике, социальной доктрине, культе, шариате происходит «очищение» от различного рода архаичных элементов, чрезмерных ограничений и излишних запретов.
Список литературных источников:
1) Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2008. – 495 с.
2) Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – 400 с.
3) Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. – М.: Знание, 1996. – 288 с.
4) Музафарова Н.И. История религий/ Серия «Высшее профессиональное образование». Ростов – на Дону: «Феникс» 2004. – 320с.
5) Под редакцией Радугина А.А. Учеб. пособие. – М.: Центр, 1997. – 304 с.
6) Под редакцией Шаповалова А.И. Культурология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 320 с.
23