Характеристика обязательственных и имущественных отношений по законам Хаммурапи. Источники мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 08:40, контрольная работа

Краткое описание

Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В мирском смысле оно представляет собой единую исламскую систему социальных норм регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила поведения. Так, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право - это прежде всего религия, затем – государство и культура.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Основная часть………………………………………………………………4
2.1.Характеристика имущественных и обязательственных отношений по законам Хаммурапи……………………………………………………………4

2.2.Источники мусульманского права……………………………………….12

3.Заключение………………………………………………………………...19
4.Список использованной литературы……………………………………..20

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………..3
  2. Основная часть………………………………………………………………4

    2.1.Характеристика имущественных и обязательственных отношений по законам Хаммурапи……………………………………………………………4

    2.2.Источники мусульманского права……………………………………….12

  1. Заключение………………………………………………………………...19
  2. Список использованной литературы……………………………………..20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

    Мусульманское право оказало глубокое влияние  на историю развития государства  и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического факторов в наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной   системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.

    Мусульманское право можно рассматривать с  двух позиций. В мирском смысле оно представляет собой единую исламскую систему социальных норм регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила поведения. Так, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право - это прежде всего религия, затем – государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид – это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, “божественную”, природу. В жизни при опосредовании общественными отношениями все эти нормы тесно взаимодействуют и переплетаются. Однако как свидетельствует практика правового развития исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, неправовых исламских регуляторов становилось все более отчетливым, система таких норм выступает мусульманским правом в юридическом значении.  

    1. Основная  часть
      1. Характеристика имущественных и обязательственных отношений по законам Хаммурапи

      Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.1

      Обязательства. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно '/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями.

      Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи  упоминают о различных видах  имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

      В условиях существования частной  собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.

      Кроме названных законодательство Хаммурапи  знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего. 

      В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями. 
Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества. 
Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

      Довольно  подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. 
В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения 
(поклажи), товарищества, мены, поручения, Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

Таблица по Законам Хаммурапи

 
Город
 
Божество
 
Храм
Причина включения в кодекс
1. Вавилон Мардук (Бог-покровитель    города    Вавилона    и    вавилонской

государственности.)

Эсагила Столица государства
2. Ниппур Эллиль (Бог воздуха,  «первейший  сын Анума»  и «царь богов»,

реально  управляющий  космосом  и  являющийся  главным  божеством

шумеро-аккадского пантеона.)

Экур - центральный  храм Город в Южном  Двуречье, культовая и политическая столица

шумерского союза  племен

3. Эриду Эа (Бог морских и подземных вод,  считавшийся покровителем

мудрости.)

Эабзу Эриду,  на  крайнем  юге  Двуречья,  считался  древнейшим

городом    в    Шумере    и    первым    центром    месопотамской

государственности.

4. Вавилон Мардук (бог-покровитель Вавилона, верховное божество Вавилонского пантеона) Эсагила Столица государства
5. Ур Син - шумерская богиня любви и женского плодородия; покровительница материнства Экишнугаль Древний шумерский  город на юге Двуречья
6. Сиппар Шамаш и Айя (Бог Солнца,  в то  же  время хранитель и покровитель

мирового правосудия. Носит титул «судьи богов».  Айя-богиня,  жена Шамаша. В ее «часовне» (дословно «могиле»),

по-видимому, осуществлялся ее культ.)

Эбарра Шумерский город  в Северном Двуречье
7. Ларса Шамаш (Уту)   Шумерский город  на юге Двуречья
8. Урук  Анум и Иштар (бог неба, «отец» и родоначальник богов, высшее по статусу

божество   шумеро-аккадского  пантеона.  Оставался  бездеятельным

символом высшей власти, передоверив реальное обустройство космоса

и власть над  ним Эллилю;

Эанна Шумерский город  на юге Двуречья; центр 1 династии Урука. Город Гильгамеша.
9. Иссин   Эгалмах Город в средней  части Двуречья, играл важную роль в 1 тыс. д.н.э.
10. Киш Забаба (Бог-воитель, покровитель города Киша) Эметеур-саг Город в северной части  Двуречья
11. Хурсагкаламма Иштар   Пригород Киша
12. Куту  Эрра (шумерский бог чумы) Меслам Город в Северном Двуречье
13. Борсиппа Набу  (Туту) (сын Мардука, покровитель письма, наук и мудрости) Эзида Пригород Вавилона, город на правом берегу Евфрата. Центр  почитания бога Набу.
14. Дильбат Ураш (божество древнего Двуречья, связанное с плодородием земли и пашни)   Город в Двуречье, к Югу от Вавилона
15. Кеш Мама (Нинту)- Богиня-мать, создательница людей, покровительница плодородия в Древнем Двуречье.   Город в Двуречье, центр культа богини Нинту.
16. Лагаш Нингирсу (Гирсу)- шумерский бог. Энинна Древний шумерский  город в Южном Двуречье; центр  почитания Нингирсу.
17. Бит-Каркар Адад  (бог грома, молнии, дождя и бури в Древнем Двуречье и Сирии)  Эугалгал Город в Древнем  Двуречье.
18. Адаб   Эмах - храм богини Иштар в Аккаде. Город в Древнем  Двуречье.
19. Машканшабрим   Эмеслам Местоположение  неизвестно
20. Мальгиум Эа и Дамгальнунна (жена Эа). Эа - вавилоно-шумерский бог моря, покровитель мудрости, оракул, дающий исцеление. Его жена- мать Мардука.    Город в Древнем  Двуречье, к востоку от  Тигра, центр культа - город Энки, точное местоположение неизвестно.
21. Мэр Даган (Западносемитское,  в том числе аморейское,   божество.

Бог-податель   пищи.)

  Столица одноименного государства в среднем течении  реки Евфрат. Играл важную роль посредника в торговых, политических и хозяйственных  связях древнего Ближнего Востока.
22. Туттуль     Город в Древнем  Двуречье.
23. Вавилон Иштар, Ниназу - Сын   Эллиля,   божество   подземных вод и врачевания,

бог-покровитель  города Эшнунны.

  Столица государства
24. Аккад Иштар Эулмаш Столица Аккада
25. Ашшур Ламасу и Шеду Крылатые боги, стояли у входов во всех храмах и дворцах Столица Ассирии
26. Ниневия Иштар Эмишмиш Древний ассирийский  город, левый берег реки Тигр.
      1. Источники мусульманского права

          Исследователи выделяют в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм. Первую из них составляют юридические предписания Корана и Сунны. Вторую группу образуют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников или логических приемов толкования. Это, прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов и факихов, и кияс (кийас) - суждение по аналогии.

    В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране.

     Вместе  с тем, исследователи справедливо отмечают, что ряд наций и этнических групп, принявших ислам в качестве религии (догматики и культа), в регулировании взаимоотношений индивидов продолжали придерживаться прежних социальных нормативов, прежде всего обычаев, которые нередко прямо противоречили мусульманскому праву. Например, бедуины многих районов Аравии, берберы Северной Африки или исламизированные народы Тропической Африки в своих внутри- и межплеменных отношениях весьма ревностно отстаивали приоритет древних обычаев и сопротивлялись попыткам распространить на них мусульманское право как систему юридических норм. Подобный дуализм наблюдается вплоть до настоящего времени. Характерен в этом отношении пример Йемена, где мусульманское право традиционно применялось только в городах, а на территориях, занятых племенами (преимущественно в северных районах страны), господствовали старые доисламские обычаи. Попытки имама Иахйи в 20-е годы XX в. обязать племена руководствоваться мусульманским правом ни к чему не привели, и государство было вынуждено смириться с автономией племен в вопросах права. Доисламские племенные социальные нормы были настолько прочны, что вскоре после завоевания независимости в НДРЙ был даже принят закон об уголовной ответственности за кровную месть. Имеются свидетельства сохранения этого обычая, противоречащего мусульманскому праву, даже в современном Египте - стране, которая одной из первых стала объектом арабо-мусульманских завоеваний.

     Живучесть племенных обычаев в противовес мусульманскому праву подтверждается и наличием судов обычного права в ряде мусульманских стран. Подобные суды наряду с судами кади сохранялись до конца 60-х годов в Ираке и до начала 70-х годов в республике Йемен, до сих пор они функционируют в Иордании, где действует даже законодательство, признающее племенные обычаи источником права (аналогичное законодательство было принято в свое время в Ираке). Следует при этом подчеркнуть, что догматическая и ритуальная части ислама воспринимались и воспринимаются племенами в указанных странах достаточно последовательно, хотя и подвергаются определенному влиянию местных традиционных религиозных верований. Сказанное может быть отнесено и к ряду стран Африки, где значительная часть населения исповедует ислам. Здесь действие многих институтов мусульманского права ограничивается или даже полностью исключается местным обычным правом. Во многом сходное положение сложилось в Индонезии и ряде других стран Юго-Восточной Азии, где местные обычаи (адат) исключают действие многих норм мусульманского права и даже влияют на ритуально-догматическую сторону ислама («адатный ислам»). Либеральное отношение ислама к обычаям местного населения, по мнению Рене Давида, способствовало широкому распространению ислама во всем мире

Информация о работе Характеристика обязательственных и имущественных отношений по законам Хаммурапи. Источники мусульманского права