Законы Хаммурапи. Памятник древневосточного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Изучение древних судебников, одним из которых является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности. Эти судебники являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми, попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться недоработанными, несовершенными, они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют об уровне развития государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика законов Хаммурапи………………………………. .5
2. Основные институты права по законам Хаммурапи……………………….8
2.1 Регулирование имущественных отношений………………………………10
2.2 Регулирование брачно-семейных отношений…………………………..13
2.3 Преступление и наказание…………………………………………………..19
3. Судебный процесс…………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.95 Кб (Скачать)
 

Юридический факультет

Кафедра «Гражданское право и процесс» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «История отечественного государства  и права»

на тему: «Законы Хаммурапи. Памятник древневосточного права». 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

                                               
 

                                                Набережные Челны

2012

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Общая  характеристика законов Хаммурапи………………………………. .5

2. Основные  институты права по законам Хаммурапи……………………….8

2.1 Регулирование имущественных отношений………………………………10

2.2 Регулирование   брачно-семейных  отношений…………………………..13

2.3 Преступление  и наказание…………………………………………………..19

3. Судебный  процесс…………………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Изучение  древних судебников, одним из которых  является судебник Хаммурапи, на сегодняшний  день не потеряло своей актуальности. Эти судебники являются самыми первыми  законами, а их составители - первыми  людьми, попытавшимися установить некоторые  социальные нормы поведения, чтобы  управлять людьми. Хотя законы эти  по нашим сегодняшним меркам могут  показаться недоработанными, несовершенными, они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют об уровне развития государства. Чем совершеннее  государство - тем совершеннее и  законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что  Вавилон уже в те времена находился  на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными  отношениями. Изучая законы можно узнать также о нравах, об обычаях государства  того времени.

    Время создания Законов Хаммурапи принято  относить примерно к 1958-1916 гг. до н. э. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже несколько десятков веков  этот законник не перестают обсуждать. Кодекс вавилонского царя сыграл большую  роль в становлении более поздних  документов восточных государств. Изучая текст законов, я отметила большое  сходство с древнерусским правом.

    Более плотное исследование этой темы началось в начале 20 века после находки  французскими учеными самого базальтового столба с текстом законов. «Как памятник очень большого культурно исторического  значения, кодекс Хаммурапи, естественно, вызвал неоднократные попытки перевода его на новые языки. Под пером  своего издателя Шейля кодекс получил  такую мастерскую переводческую  интерпретацию, что она осталась почти без изменений и у  многочисленных позднейших переводчиков кодекса на разные европейские языки. В след за переводом Шейля на французский, были созданы  переводы  Винклера  на  немецкий  и Джонса на  английские языки.

    Кроме значительного количества опытов перевода кодекса, большую услугу в деле обстоятельного ознакомления с ним оказало множество  специально посвященных кодексу  монографий и статей».1

    Изучением кодекса занимались многие авторы, в том числе Волков И.М. в своей  работе «Законы вавилонского царя Хаммурапи». В ней он обобщил ранее изученные  материалы и более полно и  точно описал основные положения  законника.

    Цель  моей работы выяснить, почему законы Хаммурапи  сыграли такую значимую роль в  становлении Вавилонского царства  и проследить наиболее сходные черты  с законодательством более позднего периода, оценить степень развитости вавилонского государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика законов  Хаммурапи
 

    Естественно, что для Вавилонского государства  стало неприемлемым древнее право  Шумера, восходящее ещё к законодательной  деятельности царей III династии Ура. Необходимость  создания нового свода законов для  своего государства сознавал уже  второй царь I вавилонской династии - Сумулаилу, о законах которого упоминают  документы его преемников.2

    Первая  кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления  царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи  стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной. Царь Хаммурапи своим законодательством  попытался оформить и закрепить  общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться  мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной  деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в  самом начале своего правления; 2-й  год его царствования назван годом, когда “он установил право  стране”. Правда, этот ранний сборник  законов не дошёл до нас; известные  науке законы Хаммурапи относятся  уже к концу его царствования. «События царствования Хаммурапи, как  и всей вообще эпохи первой Вавилонской  династии, очень трудно подвести под  точную хронологическую датировку. В основу летоисчисления, тогда не полагалось еще какой либо определенной эры. Время составления контрактов, из которых главным образом и  почерпаются сведения о времени  Хаммурапи, отличались обыкновенно  ссылкою на важнейшее из происшествий, случившееся в год составления  контракта, например на наводнение, битву, постройку храма, прорытие канала».3 «По вычислениям Кинга и Эд. Мейера, исследовавших весь этот хронологический материал и сопоставивших его с хронологическими данными древневавилонских контрактов, время царствования Хаммурапи падает приблизительно на 1958 - 1916 годы  до н.э.

    Современное политическое состояние первой вавилонской  династии предуказывало представителям этой династии две главные задачи: свержение тяготевшего над ней  эламского ига и объединение  разрозненных, политически обособленных одной от другой частей страны под  одною властью, со столицей в Вавилоне. Эта  конечная цель - свержение эламского  ига с Вавилонии и была блестяще осуществлена Хаммурапи». «Прославивший  имя Хаммурапи сборник законов  открыт французской ученой экспедицией, производившей с 1897 года, по поручению  французского правительства, под руководством Ж.Д. Моргана, в научных целях раскопки на том месте, где некогда стояли Сузы, древняя эламская столица, в  последствии одна из персидских столиц. Участники экспедиции наткнулись сначала  на большой базальтовый обломок, а спустя несколько дней были вырыты еще два обломка. По приложению одного к другому, все три обломка  составили один столб, имеющий 2,25 метров высоты и разнообразящийся в широту от 1,65 метра в верхней окружности и до 1,90 метра внизу. На лицевой  стороне столба помещается вверху художественно  высеченное рельефное изображение  двух человеческих фигур. Следующая  за барельефом часть передней и вся  обратная сторона столба покрыты  тщательно вырезанным отчетливым, убористым  и изящным клинообразным текстом  на вавилонско-семитическом языке.

    Текст надписи состоит из ряда приблизительно 50 коротких колонн с клинообразными знаками, идущих в направлении с  правой стороны к левой, причем знаки  читаются в направлении от вершины  колонны к ее основанию. Около  десяти колонн надписи посвящены  царем перечислению своих титулов, прославлению своего величия и величия  покровительствующих ему божеств, рассказу о распространении своего могущества, а также призыву благословления на почитателей и исполнителей новоизданного  законодательства и проклятия на его нарушителей. Вся остальная часть надписи, за исключением выскобленных семи колонн, занята статьями законов, которых на лицо 247».4

    Надписи были совершенно неудобными для чтения, поэтому, предположительно этот столб  стал просто своеобразным символом и  не был предназначен для использования. Вероятно, что текст был размножен  на глиняных плитах, которые не дошли  до нас. Сам же столб - один из тех  немногих, которые были созданы в  разных частях вавилонского царства, но в результате завоевательных набегов  он был перемещен в Сузы.

    Памятник  сохранился, в общем, хорошо. Лишь статьи последних столбцов лицевой стороны  были стёрты. Очевидно, это было сделано  по повелению эламского царя, перевёзшего  после своего вторжения в Двуречье этот памятник из Вавилонии в Сузы, где он и был найден. На основании  сохранившихся следов можно установить, что на выскобленном месте было начертано 35 статей, а всего в памятнике  насчитывается 282 статьи. На основании  различных копий, найденных в  раскопанных древних библиотеках  Ниневии, Ниппура, Вавилона и др., можно  восстановить большую часть уничтоженных эламским завоевателем статей. Законы Хаммурапи  хватывают многочисленные правовые вопросы современного ему вавилонского общества.5

    Для составления сборника законов источниками  послужили обычное право, шумерские  судебники и нововавилонское  законодательство.

    Законник  отражает многовековой итог юридической  мысли и практики, в нем заметно  влияние древних законов Шумера и Аккада. Следуя традиции, Хаммурапи  провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти  термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

    «Сборник  законов Хаммурапи не представляет собой систематической обработки  действующего законодательства, и название кодекса приложило к нему только в относительном смысле. Это не что иное, как приведение в известный  порядок случаев из судебной практики, взятых из древне вавилонского обычного, гражданского и уголовного права.

    Юридическая мысль эпохи Хаммурапи еще  не могла вполне справиться с такой  задачей, и обработка правовых норм, нашедших в себе место в сборнике законов Хаммурапи, носит скорее инкорпорационный характер, чем кодификационный. В сборнике не видно ни единого  принципа, объединяющего около себя правовые нормы, ни общих юридических  понятий, обобщающих все многообразие конкретных юридических случаев, ни разграничений гражданских и  уголовных категорий. Но значительным шагом вперед по сравнению с более  ранним состоянием древне вавилонского права в сборнике Хаммурапи полная секуляризация правовых норм от норм религиозных и нравственных. Это  возвышает его над остальными законодательствами».6

    Таким образом, «изложение законов произведено  в казуистической форме: тексты не содержат общих принципов, практически не имеют религиозного и морализирующего  элемента».7  

2. Основные институты  права по законам  Хаммурапи 

    Законы  Хаммурапи охватывают практически  все основные институты права, которые  известны в наше время. В последствии, в Русской правде также будут  существовать и гражданское, и уголовное  право, а также судебный процесс. Интересно и то, что первые статьи своего Законника Хаммурапи посвящает  именно процессу, в частности ордалиям («Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и  не докажет этого, то тот, на которого брошено обвинение в чародействе, должен пойти к Реке и броситься в нее. Если Река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом; а если Река этого человека очистит и он останется невредим, то того, кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить».8 

    Законы  Хаммурапи дают возможность представить  общественную структуру, классовый  характер древневавилонского государства, правовое положение населения. «Возглавляемое монархом вавилонское общество делится  на три сословия, резко обособленных одно от другого в отношении их прав и обязанностей. Основную массу  населения составляет класс свободных (awilum). Это гражданки равноправные вавилонские подданные, в большинстве  своем владевшие землей и несшие имущественные и личные повинности в пользу государства.

    Следующим общественным классом были вольноотпущенники (muskenum). Состоявший в большинстве  случаев из бывших рабов двора  и храма, вольноотпущенники не могли  приобрести гражданской полноправности  наравне со свободными.

    Низший  общественный слой составляли рабы (wardum). «Кроме военнопленных, а также покупных рабов значительная часть этого  класса состояла из порабощенных и  ставших бесправными свободных».9

    Помимо  гражданского, уголовного института  и судебного процесса, Законник упоминает  о брачно-семейных отношениях и о  праве наследования. В тексте законов  отмечается классификация имущественных  договоров и виды земельной собственности. Волков условно выделяет в законнике, такие институты как: гражданско-правовые отношения, уголовно-правовые постановления, судопроизводство, а так же брак и семейные отношения. 

2.1 Регулирование имущественных  отношений

    Во  времена правления Хаммурапи  частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные и частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь и это был  важнейший источник дохода. Во времена  Хаммурапи царская земля раздавалась  в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и  в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным  развитием частной собственности  на землю, чему в немалой степени  способствовало расширение царем Хаммурапи  сети каналов. Частное землевладение  было различным по своему объему, крупные  землевладельцы использовали труд рабов  и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной  собственности на землю вело к  сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких - либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.10 «Землевладельцами могут быть, как свободный человек, так и казенный раб и раб вольноотпущенника, последние - под условием права господина на половину их имущества после их смерти (ст.176). Земельная собственность нередко приобреталась сообща несколькими лицами (ст. 42-44; 53-58; 60-65; 253-256).

Информация о работе Законы Хаммурапи. Памятник древневосточного права