Имущественные отношения супругов в римском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматриваются имущественные отношения супругов в римском праве.

Оглавление

Цель исследования – комплексный анализ особенностей правового регулирования имущественных отношений супругов по римскому праву.
Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия о браке в римском праве;
- исследовать основы правового регулирования имущественных отношений супругов;
- проанализировать систему имущественных отношений между супругами.

Файлы: 1 файл

Римское право. Имущес. отношения супругов. Курсовая.doc

— 124.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

Актуальность. Везде развитие брачных отношений начиналось с  патриархальной семьи, в которой  муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя - идеей главенства мужа в общесемейных делах. Везде права жены постепенно вырастали, но старые, пережитые стадии власти и опеки мужа долго оставляли и до сих пор оставляют свои следы в юридическом положении замужней женщины. Римское право, знавшее вначале также только патриархальный брак с manus mariti, созданием брака без manus совершило сразу огромный исторический прыжок и надолго опередило другие народы в развитии брачных отношений: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого.

С другой стороны, римское право смотрит на этот брак как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости - то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) - к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Как бы ни относиться к этой трудной проблеме, во всяком случае и здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.

Имущественные отношения  супругов различались в зависимости  от формы заключения брака но римскому нраву. При заключении брака в обрядовой форме (cum manu) все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том, что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатической родственницы. При заключении брака посредством брачного соглашения (sine manu) к семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но и жена не могла (как не обладающая jus commerii) ни коим образом самостоятельно распоряжаться этими имуществами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения (имелись в виду, конечно, прежде всего, дарения мужу). Ответственность возлагалась также на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям.

Предмет исследования – общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования имущественных отношений супругов по римскому праву.

Объект исследования - имущественные отношения супругов по римскому праву.

Цель исследования –  комплексный анализ особенностей правового регулирования имущественных отношений супругов по римскому праву.

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие  задачи:

- рассмотреть основные понятия о браке в римском праве;

- исследовать основы правового регулирования имущественных отношений супругов;

- проанализировать систему имущественных отношений между супругами.

Глава 1. Основные понятия о браке в римском  праве

1.1. Брак (matrimonium, nuptiаe): понятие, условия вступления в брак. Конкубинат

"Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Данное определение закреплено в Институциях Юстиниана (1.9.1)1. Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" (D. 23.2.1)2.

 Из приведенных  определений видно, что римляне  признавали моногамный брак.

 Они различали настоящий,  законный римский брак, в который  могли вступать только лица, имевшие  ius conubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

 Союз между лицами, не имевшими ius conubii, являлся незаконным  браком. Он не имел указанных  выше правовых последствий, хотя  и дозволялся законом.

 Постоянный союз  мужчины и женщины без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен.

 Сожительница (конкубина)  не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права.

 Сожительство между  рабами, между рабами и свободными  вообще не имело никакого значения.

 Чтобы брак был  признан действительным, имеющим  юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям.

 Римский юрист Ульпиан  писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный  брак, если и мужчина, и женщина  достигли брачного возраста, если  получено их согласие как лиц  "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" (Ульпиан, Ер. 5.2)3.

 Право заключения  законного брака (ius conubii) первоначально  принадлежало только римским  гражданам и latini veteres.

 В разные исторические  периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

 Так, до Закона  Канулея 445 г. до н.э. были  запрещены браки между патрициями  и плебеями. До Закона Августа  18 г. до н.э. был запрет на  браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.

 Препятствием к  заключению брака являлось родство  по прямой линии без ограничений  и по боковой с различными  ограничениями в зависимости  от изменявшегося законодательства.

 Запрещались браки  между сенаторами и либертинами,  сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между правителем провинции и жительницей этой провинции; между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.

 Браки, заключенные  в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких  правовых последствий такие браки не влекли.

 В постклассическом  праве термин ius conubii теряет свое  значение и перестает употребляться.

 Брачный возраст  был установлен с 12 лет - для  женщин, с 14 лет - для мужчин.

 Согласие на брак  в древнейшее время требовалось  от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся persona sui iuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias.

 Позже в ряде случаев детям  было предоставлено право вступать  в брак и без согласия paterfamilias.

 Заключению брака  предшествовала помолвка, которая,  по определению Флорентина, "есть  предложение и обещание будущего брака" (D. 23.1.1)4. Совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка (sponsalia) так называется от слова обещать (spondere); поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" (D. 23.1.2)5.

 Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб.

 В постклассический  период при помолвке была введена  практика внесения залога или  свадебного задатка.

 По Юстинианову  праву расторжение помолвки без  достаточного основания влекло  за собой для виновного имущественную  ответственность в виде потери  данного задатка или обязанности  возврата задатка в двойном  размере.

 

1.2. Виды брака. Формы заключения брака

Древнейшим браком, характерным  для патриархального строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала  полностью под власть мужа или  его домовладыки, если муж был  подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи6.

 Как указывал Гай, "переход под власть мужа  совершался тремя способами: давностью,  жертвенным хлебом и куплею" (Гай, 1.110)7.

"Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа..." (Гай, 1.111)8. Этот способ называется usus.

"Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" (Гай, 1.112)9. Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

"Что касается "купли", то на основании ее женщины  вступают во власть мужа путем  манципации, т.е. на основании  символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" (Гай 1.113)10. Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

 Законы XII Таблиц указывают  на существование другого брака  - sine manu, при котором жена не  находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина,  не желавшая установления над  собой власти мужа [фактом давностного  с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]"11. Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

 Возникнув позже  брака cum manu, брак sine manu в течение  200-300 лет существует параллельно  ему. Во 2-й половине республики  брак sine manu становится преобладающим,  а в эпоху классических юристов  - единственным видом брака.

 В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

 Отличие брака sine manu от конкубината состоит в  том, что он заключался с  намерением создать семью, воспитывать  детей12.

 До того как было  введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак.

 

1.3. Прекращение брака

Основаниями прекращения  брака являлись как объективные  причины, так и субъективные. К  первым относились: смерть одного из супругов; лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sine manu считался прекращенным; лишение гражданства одного из супругов; изменение семейного положения одного из супругов, при котором невозможно вступление в брак. К субъективным относился развод.

 Свобода развода  существовала в римском праве  на всем протяжении его истории.

 Расторжение брака  cum manu было возможно только по  инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме,  обратной той, в которой он  заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

 Расторжение брака  sine manu допускалось по соглашению  сторон и по одностороннему  волеизъявлению любого из супругов.

 Никакой особой  формы не существовало, но по  законодательству Августа расторжение  брака должно было быть объявлено  в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.

 Со временем причины  расторжения брака стали влиять  на его последствия, что выразилось  в имущественных потерях.

 В постклассическом праве  вводятся правила развода. Известны  два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

 Виновный в разводе утрачивал  приданое, его могли подвергнуть  ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак13.

Информация о работе Имущественные отношения супругов в римском праве