Закон как основной источник права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня общественные взаимоотношения, бурно меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает просторный круг вопросов, неурегулированных правом, без которых нельзя осуществить новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально новых правовых институтов, отвечающих его критериям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-4

ГЛАВА 1. Понятие, признаки и виды законов 5

1.1 Понятие закона и его признаки 5-7
1.2. Виды законов, юридическая сила законов 7-10


ГЛАВА 2. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11

2.1 Действие нормативно-правовых актов во времени 11-15
2.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве 15-18
2.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц 18-21

ГЛАВА 3. Место закона в системе источников права в РФ 22-28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29- 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 31-32

Файлы: 1 файл

Zakon_kak_osnovnoy_istochnik_prava_Chebykina_B5.docx

— 68.32 Кб (Скачать)

миниcтерство образования и науки российской федерации

федеральное агентство по образованию

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

 

Институт экономики и права

Юридический факультет

 

Кафедра «Теория и история государства и права. Конституционное право»

 

 

 

 

Допущен к защите:

Заведующий кафедрой

____________ / к.т.н., доцент Ж.Б.Доржиев

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: закон как основной источник права

 

Исполнитель:   студент очной формы обучения группы Б 571-1

Чебыкина Алина Львовна (подпись,дата)_______________

 

 

 

 

Руководитель работы  /подпись, дата/  к.ю.н. С.В.Лозовская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ  2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр

ВВЕДЕНИЕ                3-4

 

ГЛАВА 1. Понятие, признаки и виды законов                                                     5

 

1.1      Понятие закона и его признаки                                        5-7      

1.2.   Виды законов, юридическая сила законов                                              7-10

                                                                                           

 

ГЛАВА 2. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц       11

 

2.1    Действие нормативно-правовых актов во времени               11-15                                                                                             

2.2    Действие нормативно-правовых актов в пространстве                       15-18

2.3    Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц                          18-21

 

ГЛАВА 3. Место закона в системе источников права в РФ                        22-28

                                                                                                                           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           29- 30        

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ   31-32     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В любом государстве всегда возникала надобность регулирования общественных отношений, в связи, с чем принимались соответствующие правовые решения. Особо принципиальные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущее место в правовой системе.

Каждое государство устанавливает в общественных отношениях точный порядок, который формулируется в правовых нормах, образующих правовое поле и обхватывающее большую долю сфер человеческой деятельности. Человек часто соприкасается с зафиксированными в этих нормах (правилах) требованиями, запретами и дозволениями. Закон, выступая гарантом прав и свобод человека, принуждает его к соблюдению, исполнению и применению установленных в нем положений.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня общественные взаимоотношения, бурно меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает просторный круг вопросов, неурегулированных правом, без которых нельзя осуществить новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально новых правовых институтов, отвечающих его критериям. В связи с этим повышается значение в государственной и общественной жизни основного источника права - закона, устанавливающего легальные границы деятельности всех государственных и общественных институтов.

Существует очень много видов форм (источников права), но на протяжении столетий закон является важнейшим основанием, где содержатся правовые нормы и откуда берутся данные о содержании этих правовых норм.

Проблема закона как источника права в условиях современной России имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Нарушения законности, прав и свобод граждан, имевшие место в не столь далеком прошлом, явились, в том числе, и следствием отступления от принципа верховенства закона. Создавая законы, неспособные освоиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.

Не меньшей степени важным является сам процесс законотворчества, начиная от выработки первоначальной концепции правового акта, разработки проекта и его обсуждения с учетом мнений и интересов различных социальных групп, адаптации в существующую правовую систему, до практического применения правового акта.

В результате правотворческой деятельности государства воля законодателя находит свое выражение в правовом акте и становится обязательной для исполнения. Из года в год количество принимаемых законов в Российской Федерации увеличивается, но не обеспечивается необходимым качеством (только за 10 лет (1994-2002) вступили в действие свыше 1200 федеральных законов, принятых Государственной Думой). Эта внушительная цифра - главное свидетельство того, что заложенная в Конституции схема законотворчества вполне работоспособна. На данный момент остро стоит вопрос о том, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно осуществить регулирование новых отношений, выдвигаемых жизнью. Для того чтобы правильно определить и оценить эти проблемы следует обратиться, прежде всего, к рассмотрению основных вопросов теории закона, чему и посвящена данная работа.

Цель данной работы - изложить существующие в юриспруденции подходы к пониманию закона как источника права. В первой главе рассматриваются понятия, признаки и виды законов, их юридическая сила и место в система нормативных актов. Во второй главе действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц. В заключении подводятся итоги проделанной работы.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЗАКОНОВ

1.1. Понятие закона и его признаки

В большинстве современных государств основным источником права является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, предел чего-либо.

Юридический смысл слова “закон” состоит в том, что под законом имеют в виду “правило, постановление высшей власти”. С древнейших времен и на языках других народов сложилось аналогичное смысловое значение соответствующих терминов (lex – лат., gesetz – нем., law – англ.). Общее юридическое правило – это и есть норма права, а закон как акт, принимаемой высшей властью – тот источник, в котором право (нормы права) рождается и содержится, юридический источник, права Соответственно, законом является нормативный акт, устанавливающий, излагающий отменяющий или изменяющий общие предписания – нормы права.

В узком смысле закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.1

Закон вместе с обществом и государством находится в постоянном формировании и развитии, дополняется и изменяется. Вырабатываются и формируются взгляды о нем, о его отдельных характеристиках и чертах. В силу этого вносятся изменения и во взглядах на него, существуют весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем суждения. За многие столетия выработалось определенное представление о данном явлении. Но вместе с тем, это не означает, что о законе известно все, и современным исследователям и ученым в данной области не осталось поле для деятельности.

Признаки закона:

  1. Представляет собой разновидность нормативно-правовых актов (в их системе есть законы и подзаконные акты) и как всякий иной нормативный акт содержит нормы права (общие правила поведения), адресованные соответствующим субъектам права.
  2. Принимается органом законодательной власти (высшим представительным органом государственной власти) - парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом).
  3. В системе нормативно-правовых актов (системе законодательства) обладает высшей юридической силой.
  4. Принимается в особом процессуальном порядке.
  5. Обладает высшим авторитетом, он не нуждается ни в чьем одобрении либо утверждении, никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа который его принял.
  6. Регулирует наиболее важные общественные отношения среди всех социальных связей, нуждающихся в регулировании с помощью права.

В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, и законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статутов и т. д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию законами в самом общем плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права в основном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах ООН, которые составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для законодателей любых государств. Степень соблюдения прав человека в законе — критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

1.2. Виды законов, юридическая  сила законов

 

Хоть и законы схожи между собой по месту и роли в системе права, способу принятия и юридической силе, тем не менее, они значительно отличаются друг от друга. Что позволяет классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации законов.

В Российской Федерации в зависимости от значимости различают конституционные и обыкновенные законы (текущие). К конституционным относятся, прежде всего, сами конституции и законы. Также те законы, необходимость издания которых предусмотрены самой конституцией.

Конституция (от лат. constitutio — «устройство») в формальном смысле - основной закон страны, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.2

Конституция является наивысшей правовой формой, в которой официально закрепляются ценности, институты, нормы конституционного строя и основы государственно-правового регулирования властных органов. Различают понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция является системой правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, фактическую конституцию составляют реально существующие отношения. По форме конституции делятся на кодифицированные, некодифицированные и смешанного типа. Кодифицированная конституция представляет собой единый правовой акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если эти вопросы регулируются несколькими актами, то конституция является некодифицированной. Конституции смешанного типа включают парламентские законы, судебные прецеденты, обычаи и доктринальные толкования.

Первой на территории России была принята Конституция РСФСР 1918 года. Ныне в России действует Конституция Российской Федерации, которая является основным законом российского государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Информация о работе Закон как основной источник права