Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 11:50, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня общественные взаимоотношения, бурно меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает просторный круг вопросов, неурегулированных правом, без которых нельзя осуществить новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально новых правовых институтов, отвечающих его критериям.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА 1. Понятие, признаки и виды законов 5
1.1 Понятие закона и его признаки 5-7 1.2. Виды законов, юридическая сила законов 7-10
ГЛАВА 2. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11
2.1 Действие нормативно-правовых актов во времени 11-15 2.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве 15-18 2.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц 18-21
ГЛАВА 3. Место закона в системе источников права в РФ 22-28
В
России возрастает роль юридических
обычаев, в связи с тем, что
развиваются рыночные отношения, и
методы правового регулирования от запретительных
переходят к дозволительным. Это все ведет
к расширению экономических свобод личности,
к действию принципа “не запрещенное
законом разрешено”, стимулированию предпринимательства.
Иногда
бывает так, что общеправовые
обычаи вступают в противоречие
с правом. Для человека соблюдение
некоторых обычаев (обряды, церемонии)
является не меньшим требованием,
чем соблюдение законодательных
предписаний. Боязнь быть осужденным друзьями,
коллегами, знакомыми; нежелание оказаться
на месте человека, не уважающего общепринятые
нормы поведения, все это ставит человека
перед выбором. Либо он соблюдает нормы
права, либо поступает так чтобы не «уронить
себя» в глазах других, чтобы не выбиться
из общего ряда и не быть осужденным. Не
каждый человек может сделать такой выбор.
Но в любом случае человек в первую очередь
должен руководствоваться нормами права
и только потом руководствоваться нормами
права.
Взаимодействие закона и подзаконных
актов. Основными признаками этого понятия
являются:
Во-первых, закрепление в конституции,
законе или ином нормативном правовом
акте полномочия за определенным органом
издавать нормативные правовые акты, основанные
на законе, а также рамки правотворческой
компетенции и виды нормативных правовых
актов, соответствующие этой компетенции.
В Российской Федерации этот вопрос четко
и исчерпывающим образом не решен ни в
Конституции, ни в законах, ни в иных нормативных
правовых актах.
Во-вторых, в определении юридической
силы и основы издания подзаконного нормативного
правового акта используются специальные
юридические формулы. Такие как «на основании
и во исполнение закона», «не должны противоречить
закону», «в соответствии с законом» и
др. Все эти законодательные формулы имеют
различные значения, закрепляют различные
степени зависимости подзаконных нормативных
правовых актов от законов.
В-третьих, в данной группе актов
осуществляется опосредование норм законов
при помощи воспроизведения, дополнения,
конкретизации, развития, детализации
и других форм.
Нормы подзаконных нормативных
правовых актов в большинстве своем являются
нормами видового значения по отношению
к нормам законов, которые являются нормами
родового значения. Из этого четвертого
признака вытекает, что орган, издающий
подзаконный нормативный правовой акт,
как правило, принимает норму видового
значения при наличии нормы родового значения,
благодаря чему происходит дальнейшее
развитие норм законов с помощью норм
подзаконных нормативных правовых актов.
В-пятых, подзаконным нормативным
правовым актам присуща высокая степень
неоднородности, условно объединенных
в одну общую группу. Все эти акты имеют
различную юридическую силу, имеют различные
наименования и форму издания.
Таким образом, различные виды
подзаконных нормативных правовых актов
имеют различную юридическую силу, различную
форму, но все они, в массе своей, находятся
в иерархической зависимости от закона.
Это акты особого юридического качества,
все они находятся «под» законом. Приставка
«под» в данном термине указывает на подчиненное
положение одного предмета от другого.
В специально-юридическом значении приставка
«под» в термине подзаконный акт означает
их системную зависимость, иерархическое
свойство быть хотя бы на одну ступень,
на один уровень, но ниже закона, располагаться
под законом.
Помимо иерархической зависимости
выделяется и материальная (содержательная)
зависимость всех подзаконных нормативных
правовых актов от закона, выражающаяся
в том, что закон регулирует все наиболее
важные, принципиальные отношения (первичное
регулирование), а все остальные отношения
регулируются всеми остальными нормативными
правовыми актами меньшей юридической
силы (вторичное регулирование).
Взаимодействие закона и принципов
международного права. Это взаимодействие
обусловлено взаимосвязью внутренней
и внешней политики.
Сейчас существуют и постоянно
развиваются различные правовые
системы. Эти системы создаются суверенными
государствами и действуют на ограниченной
территории, но они оказывают взаимное
влияние друг на друга. В отличие от всех
этих систем, система международного права
создается путем согласования воли и внешней
политики участников международных отношений.
Эта система оказывает большое влияние
на внутригосударственные системы, чем
все они друг на друга.
Государства участвуют в нормотворческих
процессах как создатели внутригосударственных
и международно-правовых норм, воплощая
в жизнь собственные и взаимосогласованные
интересы. Соответственно появляются
новые государственные законы
и межгосударственные договоры.
Вопрос о соотношении международного
и внутригосударственного права имеет
давнюю историю. Большой вклад в его разработку
внесли философы Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г.
Гегель и др. К нему обращались Д. Анцилотти,
Я. Броунли, Г. Кельзен и др. Тема взаимодействия
международного и национального права
была популярна и в советской юридической
литературе.
Очень большое значение имеет
такой вопрос, как характер отношений
между национальным правом России и международным
правом. Каждое государство само устанавливает
характер и пределы взаимодействия своего
права с международным. Это реализуется
через внутреннюю и внешнюю политику государства.
Между международным правом и национальным
может быть простое отношение или взаимодействие.
Какое будет соотношение определенной
национальной правовой системы с системой
международного права, зависит от законодательства
государства.
Наиболее распространены два
варианта: 1) закрытость национальной правовой
системы и 2) относительная ее открытость.
Первый
вариант соотношения был характерен для
периода "холодной войны", причем
к какому бы лагерю страны ни относились,
необходимость обособления своих правовых
систем от влияния норм международного
права они обосновывали одинаково.
Второй вариант достаточно широко распространен
в настоящее время во многих европейских
государствах. Характерен он и для Российской
Федерации. В этом случае устанавливается
равновесие между национальным и международным
правом.13
В правоприменительном процессе
взаимодействие международного и национального
права осуществляется через согласование
их норм.
Среди задач согласования В.Г.
Буткевич выделяет такие, как устранение
противоречивых предписаний, установление
общей формы предписаний и избежание такой
реализации норм одной системы права,
которая противоречила бы нормам другой
системы.14 Взаимодействие международного
и национального права в правоприменительном
процессе выражается прежде всего в применении
международных норм для урегулирования
внутригосударственных отношений.
Основанием для признания возможности
действия норм международного права во
внутригосударственной сфере можно считать
инкорпорацию, выражающаяся в действиях
органов государственной власти, подтверждающих
возможность применения норм международного
права на территории государства иными
государственными органами, должностными,
а также физическими и юридическими лицами.
Инкорпорация предполагает включение
чего-либо во что-либо. Конституция РФ,
относит нормы и принципы международного
права, а также нормы международных соглашений
к своей правовой системе. Следовательно,
в правовой системе России есть два блока
норм: блок внутригосударственных норм
и блок инкорпорированных норм международного
права. Любые из них можно применять в
РФ, причем, если между нормами есть несоответствия,
применяется норма международного права.
Поэтому есть возможность их взаимодействия
в правоприменительном процессе.
Государства
должны принимать все меры
для соблюдения и реализации
международных обязательств, в этом
заключается принцип добросовестности.
Также государства имеют требовать друг
от друга права исполнения обязательств.
Если международные обязательства будут
нарушены, то могут последовать меры международно-правовой
ответственности. Международные обязательства
возникают не только из международных
договоров, но и из принципов международного
права и общепризнанных норм. Они обладают
не меньшей силой, но иногда и большей
юридической силой, чем нормы международных
договоров.
Сейчас
в международном праве существует
тенденция к переходу дел, входивших во
внутреннюю компетенцию государств, в
сферу их общих интересов. Международное
право также регулирует отношения негосударственного
характера, в которых государство является
лишь одним из участников либо не участвует
совсем. В результате этого международное
и внутригосударственное право обладают
схожими приоритетами.
Для достижения
своих целей обеим правовым системам необходимо
координировать свои действия. Они выступают
факторами взаиморазвития - в этом и состоит
сущность их взаимодействия. Лучшим примером
и доказательством этого является развитие
системы прав и свобод человека, которое
проходило и проходит как на национальном,
так и на международном уровнях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя черту под всем выше
сказанным, можно сделать следующие выводы:
1) Закон регулирует наиболее
важные общественные отношения
и подкрепляется силой государственного
принуждения. В романо-германских правовых
системах закон обладает верховенством,
т.е. является основной, базовой формой
права и обладает высшей юридической силой.
Законы схожи между собой по месту и роли
в системе права, юридической силе, способу
принятия, но тем не менее между ними есть
существенные отличия, что позволяет их
классифицировать по определенным критериям.
2) В зависимости от
значимости содержащихся норм
в законах, в Российской Федерации
различают конституционные и текущие
законы. Эти законы, в свою очередь, различаются
по сфере действия: общефедеральные и
законы субъектов федерации. По предмету
правового регулирования выделяют законы:
конституционные, административные, уголовные,
гражданские и т.п.
3) Центральное место в
правовой системе отводится конституции,
которая является нормативно-правовым
актом, обладающим высшей юридической
силой в государстве, которая закрепляет
государственный строй, основные права
и свободы, определяет форму государства
и систему высших органов государственной
власти; отличается относительной стабильностью;
является базой для текущего законодательства,
а также отличается особым порядком принятия
и изменения.
Правовое регулирование в современных
государствах, в виду высокой сложности
и динамичности регулируемых общественных
отношений, осуществляется не только одними
лишь законами, но и другими видами нормативных
правовых актов, призваны развивать и
конкретизировать положения законов,
а также соответствовать им. Эти нормативные
правовые акты условно объединяют понятием
«подзаконные нормативные правовые акты».
Они развивают и конкретизируют положения
законов и содержат значительную часть
всех правовых предписаний.
Различные виды подзаконных
нормативных правовых актов имеют различную
юридическую силу, различную форму, но
все они, в массе своей, находятся в иерархической
зависимости от закона. Они также как и
законы обязательны для исполнения, но
их юридическая сила не имеет того верховенства,
как это характерно для законов.
Но, несмотря на это, закон объективно
признается основным источником права.
Он регулирует все наиболее важные, принципиальные
общественные отношения. Это вызвано такими
существенными преимуществами закона,
как устойчивость, стабильность, большая
четкость изложения материала, длительность
существования и действия. Помимо этого,
закон наделяется большей юридической
силой по сравнению с другими правовыми
актами. Остальным же источникам права
отводится хотя и существенная, но все
же вторичная роль. Они обладают меньшей
юридической силой.
Благодаря своим преимуществам,
закон выступает главным регулятором
общественных отношений и гарантом законности
и правопорядка. Таким образом, можно сделать
вывод, что закон, как источник права, имеет
исключительно большое значение для укрепления
законности в правовом государстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИНФОРМАЦИИ
1. Нормативные правовые акты
1.1 Конституция Российской Федерации:
Принята всенародным голосованием 12 дек.
1993 г. // Российская газета 1993. 25 декабря.
1.2 Гражданский
кодекс Российской Федерации. Часть первая
от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ - Общие положения,
Право собственности и другие вещные права
и Общая часть обязательственного права.
Принята Государственной Думой 21 октября
1994 года. Введена в действие с 1 января
1995 года // roskodeks/codecs/graz1.html
1.3 Уголовный кодекс Российской Федерации
(УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Принят Государственной
Думой 24.05.1996 года //consultant/popular/ukrf/