Закон как основной источник права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня общественные взаимоотношения, бурно меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает просторный круг вопросов, неурегулированных правом, без которых нельзя осуществить новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально новых правовых институтов, отвечающих его критериям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-4

ГЛАВА 1. Понятие, признаки и виды законов 5

1.1 Понятие закона и его признаки 5-7
1.2. Виды законов, юридическая сила законов 7-10


ГЛАВА 2. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11

2.1 Действие нормативно-правовых актов во времени 11-15
2.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве 15-18
2.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц 18-21

ГЛАВА 3. Место закона в системе источников права в РФ 22-28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29- 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 31-32

Файлы: 1 файл

Zakon_kak_osnovnoy_istochnik_prava_Chebykina_B5.docx

— 68.32 Кб (Скачать)

Конституция отличается от других законов:

  1. Закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти.
  2. Обладает высшей юридической силой.
  3. Отличается относительной стабильностью.
  4. Является базой для текущего законодательства.
  5. Отличается особым порядком принятия и изменения.

Россия является федеративным государством, поэтому существует деление законов на федеральные и законы субъектов Федерации. Федеральные законы функционируют на территории всей страны. Федеральный закон обладает большей юридической силой, чем субъект Федерации, и в случае их разногласия применяется федеральный закон. Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов

Федеральные законы принимаются парламентом - Федеральным Собранием - и имеют силу на всей территорию Российской Федерации.

Законы субъектов Федерации (законы краев, республик, областей, автономных округов), принимаются в соответствии с разделением компетенции областями, республиками и другими субъектами РФ и распространяются только на их территорию.

Также закон делятся по отраслям права на отраслевые и межотраслевые. Наиболее значительную роль в законодательной системе (после конституционных законов) исполняют: процессуальные законы, брачно-семейные законы; административные законы, уголовные законы; законы о труде, земельные законы; гражданские законы; финансово-кредитные законы; природоохранительные законы, законы по социальному обеспечению. В межотраслевых содержатся нормы сразу нескольких отраслей права. Например, нормы гражданского права, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного и других отраслей права.

Юридическая сила - определяется положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов это обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед иными актами или подчиненность им.

Юридическая сила служит критерием классификации нормативно-правовых актов, их подразделения на два основных группы: законы и подзаконные нормативные акты. В каждой правовой системе определяется иерархия в зависимости от юридической силы, т.е. жесткая система соподчиненности нормативных актов. Издаваемые местного государственного управления и органами местного самоуправления нормативные акты находятся в низу иерархии. Вверху ее находятся издаваемые высшими органами государственной власти нормативные акты (законы, статуты), которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим подзаконным актам. Подзаконные акты должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных актов имеет существенное значение для упорядочения процесса правоприменении и правотворчества, для формирования и поддержания режима законности и конституционности.

Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования. По степени применимости акты делятся на законы и подзаконные акты, юридическая сила которых ниже. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Согласно статье 125, Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Федеральные законы вступают в силу согласно закону «О порядке вступления в силу федеральных законов». Приговор суда вступает в силу в день вынесения кассационного определения либо по истечении срока на его кассационное обжалование, если он не был обжалован. Пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным.

Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу. Кроме того, утрачивают силу законы и другие акты по решению органов, их издавших. Некоторые документы (в особенности международные соглашения) остаются в силе на протяжении ограниченного срока и по окончании этого срока теряют силу.

 

 

ГЛАВА 2.ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

2.1.Действие нормативно-правовых актов во времени

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

В соответствии с ч. 3 ст. 15 основного Закона страны РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Установленный основным Законом страны РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу закона.

От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования, для всех законов, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента и Правительства, которые не носят нормативный характер, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера3, а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера. Таким образом, обязательными условиями вступления закона в силу являются: обязательное официальное опубликование всех законов 4

Под официальным опубликованием закона следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания такими изданиями являются "Парламентская газета", "Российская газета" и "Собрание законодательства России".5

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 № 5-ФЗ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства России".

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 № 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства России" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента еще не обеспечивается реальное получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Парламентской газеты", "Российской газеты" и "Собрания законодательства России" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования законов.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Данный порядок действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ). В отношении актов, принятых ранее, следует руководствоваться положениями закона РСФСР от 13.07.90 № 89-1 "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами".

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ, действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных законов, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

- порядок вступления в  силу документа может быть  определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального  опубликования";

- порядок вступления в  силу закона нередко определяется  отдельным документом - законом о  введении его в действие.

Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. (Федеральный закон от 30.03.99 № 51-ФЗ действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ приостановил до 1 января 2000 г.)

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные аваля защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.

Законы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.6

Другие законы, в том числе и законы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

- истечения срока, на который  был принят юридический документ;

- объявления об утрате  юридической силы нормативного  акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в  специальном акте);

- принятия управомоченным  органом нового юридического  нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

- устаревания юридического  документа в связи с исчезновением  обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Во-вторых, нормативно-правовой акт моет утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Информация о работе Закон как основной источник права