2.2. Действие нормативно-правовых
актов в пространстве
Кроме ограничения действия
нормативно-правового акта во времени
существуют общепризнанные границы его
действия в пространстве, на определенной
территории. В соответствии с принципами
государственного суверенитета и территориального
верховенства нормативно-правовые акты,
издаваемые высшими органами власти того
или иного государства, действуют лишь
на его территории. В пределах территории
данного государства они выступают как
акты, обладающие высшей юридической силой
и имеющие беспрекословный приоритет
перед всеми другими нормативными актами,
действующими на той же государственной
территории.
По территориальному критерию
все нормативно-правовые акты подразделяются
на акты, действие которых распространяется
на всю территорию государства, акты, охватывающие
определенную ее часть, и акты, действие
которых распространяется за пределы
территории страны.
Однако акты, изданные в порядке
текущего законодательства, могут действовать
и на строго определенной, ограниченной
части территории. Об этом заранее оговаривается
в самом законе или ином нормативном акте.
Действие нормативно-правового
акта в пространстве может быть территориальным
и экстерриториальным.
Территориальное действие нормативно-правового
акта очерчено территорией государства
или отдельного региона и определяется
государственным суверенитетом.
Под территорией государства
понимается его:
-сухопутное пространство -
земная территория;
-водное пространство - внутренние
воды внутри государственных границ и
территориальные воды в пределах 12 морских
миль;
- воздушное пространство над
государственными границами - на высоте
до 35 километров;
-недра;
-военные и торговые суда в открытом
море;
-воздушные корабли, находящиеся
в полете за пределами Украины;
-космические объекты под флагом
и гербом государства;
-трубопроводы;
-подводные кабели и нефтяные
морские вышки;
-территории дипломатических
представительств и консульств за рубежом.
В Российской Федерации, которая
является демократическим федеративным
правовым государством,7 как и в иных федеративных государствах,
регулирование общественных отношений
осуществляется на основе приоритета
общефедерального законодательства.
п.2. ст.4 основного Закона государства
РФ «Конституция России и федеральные законы имеют верховенство
на всей территории России».
Акты федеральных органов власти
действую в пределах территориальных
границ государства.
Акты субъектов федерации регулируют
отношения в рамках их территориальных
границ.
Статья 76 основного Закона страны
РФ предусмотрено, что:
- Вне пределов ведения
России, совместного ведения России
и субъектов России республики, края,
области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа
осуществляют собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных
правовых актов.
- Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов России
не могут противоречить федеральным
законам, принятым в соответствии
с частями первой и второй
настоящей статьи. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом,
изданным в России, действует федеральный
закон.
Экстерриториальное действие
нормативно-правового акта регулируется
международными договорами и предусматривает
распространение законодательства данного
государства за пределами его территории.
Оно известно как право экстерриториальности
государств - порядок, в соответствии с
которым учреждения или физические лица,
находящиеся на территории другого государства
рассматриваются, как пребывающие на собственной
национальной территории и подчинены
законам и юрисдикции собственного государства.
Правом экстерриториальности пользуются
военные суда и самолеты, которые с разрешения
государства пребывания находятся на
ее территории, но рассматриваются как
часть территории государства флага или
опознавательных знаков.
Право экстерриториальности
всегда использовалось для обоснования
дипломатических привилегий и иммунитетов
- особенных прав и привилегий, которыми
наделяются дипломаты и члены их семей'.
Имеется немало случаев, когда политические
и государственные деятели, которые преследовались
по закону своей страны, прятались в посольствах
и миссиях других государств, пользуясь
их правом экстерриториальности (в частности
правом неприкосновенности помещения).
Ныне экстерриториальность такой функции
не выполняет, поскольку это может привести
к расширенному толкованию дипломатических
привилегий и иммунитетов.
Действие некоторых нормативно-правовых
актов может выходить за пределы территории
государства. И, наоборот, на территории
данного государства могут действовать
в соответствии с заключенными соглашениями
нормы, содержащиеся в актах других государств.
Это касается в первую очередь гражданского,
коммерческого, финансового и некоторых
иных отраслей права.
В современных условиях, когда
широко развиваются экономические, политические,
торговые, финансовые и иные связи между
государствами, особую значимость, приобретает
применение норм международного права
к внутригосударственным отношениям.
2.3.Действие нормативно-правовых
актов по кругу лиц
Порядок действия нормативно-правового
акта по кругу лиц подлежит общему правилу:
закон действует в отношении всех лиц,
находящихся на территории его действия
и являющихся субъектами отношений, на
которые он рассчитан. Важное значение
для государственно-правовой теории и
практики имеет определение действия
нормативно-правовых актов по кругу лиц,
выяснение вопроса о том, кому адресуются
содержащиеся в этих актах предписания.
По общему правилу, нормативно-правовые
акты издаются с целью распространения
их предписаний на граждан данного государства.
Наделяя своих граждан конституционными
правами и свободами, равно как и возлагая
на них определенные конституционные
обязанности, государство должно не только
принимать меры к тому, чтобы гарантировать
соблюдение данных конституционных требований
и положений в отношении граждан внутри
страны, но и оказывать им защиту и покровительство
за пределами государства.
Ко всем лицам относятся:
-граждане государства;
-иностранцы;
-лица без гражданства
(апатриды);
-лица с двойным гражданством
(бипатриды);
-все внутригосударственные,
совместные, иностранные, международные
организации, не пользующиеся правом экстерриториальности.
Виды законов в действии по
кругу лиц:
1. Общие - рассчитаны на
всё население. Ряд законов, прежде
всего уголовных, распространяются
на граждан государства независимо
от места их нахождения (за
границей);
2. Специальные - рассчитаны
на определённый круг лиц. Некоторые
законы распространяются на всех
индивидуальных и коллективных
субъектов. Другие - только на конкретную
категорию лиц (пенсионеров, военнослужащих,
врачей, учителей и т.п.). Их действие в
пространстве и по кругу лиц не совпадает.
Законодательство России, впрочем,
как и законодательство других стран,
приравнивает иностранных граждан и лиц
без гражданства в отношении прав и обязанностей
к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст.
62 Конституции Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства пользуются
в России правами и несут обязанности
"наравне с гражданами Российской Федерации,
кроме случаев, установленных федеральным
законом или международным договором
Российской Федерации.
3. Исключительные - делают
изъятия из общих и специальных.
Главы государств и правительств,
сотрудники дипломатических и
консульских представительств, некоторые
другие иностранные граждане (члены
экипажей военных кораблей, военнослужащие
воинских частей и др.), находящиеся
на территории не собственного
государства, наделены иммунитетом
- дипломатическим, консульским и др. Эти
лица пользуются личной неприкосновенностью.
Они освобождаются от юрисдикции государства
пребывания в вопросах, связанных с их
служебной деятельностью.
Особое положение в России,
равно как и в других странах, занимают
дипломаты, консульские работники и другие
сотрудники зарубежных государственных
учреждений, пользующиеся дипломатическим
иммунитетом. В строгом соответствии с
международным и национальным (внутренним)
правом они не подлежат аресту и задержанию.
На них не распространяется уголовная,
административная и в значительной части
гражданская юрисдикция государства пребывания.
Судебные, следственные и иные (например,
фискальные) органы, к которым поступают
требования о начале производства следственных
действий в отношении лиц, пользующихся
дипломатическим иммунитетом, должны
заведомо признавать подобного рода дела
им не подведомственными. На официальные
власти страны пребывания возлагается
обязанность не только самим не допускать
по отношению к этим лицам каких бы то
ни было оскорбительных выпадов и насилия,
но и всячески ограждать их от подобных
действий со стороны других лиц.
Несколько меньший объём консульских
иммунитетов и привилегий. Иммунитетом
пользуются также служащие международных
организаций на основе уставов этих организаций
или специальных соглашений.
ГЛАВА 3. МЕСТО ЗАКОНА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ
ПРАВА В РФ
Законы в системе источников права
обладают высшей юридической силой. Она
выражается в верховенстве и непререкаемости
закона в системе источников права. В Конституции
РФ п.5 ст.76 закреплено, что законы и иные
нормативные правовые акты субъектов
РФ не могут противоречить федеральным
законам, а в случае возникновения такого
противоречия действует федеральный закон.8
Особое авторитетное положение
федеральных конституционных законов
в системе источников российского права
основывается на том, что они принимаются
высшими органами народного представительства
или непосредственным народным голосованием
в порядке референдума и, следовательно,
обладают наибольшей юридической силой.9
Взаимодействие закона и правового
обычая.
Есть три варианта взаимодействия
закона и правового обычая:
- Законы поддерживают
обычаи, которые полезны для общества
и государства, создают условия для
их реализации;
- Законы могут вытеснять
обычаи, которые вредны для общества;
- Законы могут также
быть безразличны к обычаям.
Понятие обычай существует
и в современной юридической
науке. Обычаи подразделяются на
правовые (обычное право) и неправовые
(общегражданские).
Правовым обычай становится
после того, как получает официальное
одобрение государства. Дошедшие
до нас крупные законодательные
памятники прошлого (Законы Ману, Русская
правда) – сборники правовых обычаев.
Правовые обычаи закрепляется
в юридическом праве, приобретая юридическую
силу. Одни из них прямо закрепляются в
законе, другие лишь подразумеваются,
третьи логически вытекают из правовых
норм. Чаще всего они просто упоминаются,
что означает, что ими можно руководствоваться.
Например, в п. 1 ст. 19 ч. Гражданского кодекса
Российской Федерации говорится: “Гражданин
приобретает и осуществляет права и обязанности
под своим именем, включающим фамилию
и собственно имя, а также отчество, если
иное не вытекает из закона или национального
обычая”10. Статья 5 ГК РФ, посвященная
обычаям делового оборота, гласит: “Обычаем
делового оборота признается сложившееся
и широко применяемое в какой-либо области
правоприменительной деятельности правило
поведения, не предусмотренное законодательством,
независимо от того, зафиксировано оно
в каком-либо документе”11.
Правовые обычаи всегда должны
находится в пределах правового регулирования.
Они не должны противоречить юридическому
механизму, они должны дополнять и способствовать
ему.
Закон относится избирательно
к множеству не правовых (общегражданских)
обычаев. Одни из них закон поддерживает;
к другим относится нейтрально, с третьими
ведет борьбу, стремясь их вытеснить. Последнее
относится к обычаям, связанным с пьянством,
кровной местью, расовой и религиозной
нетерпимостью и т.д. Примером обычая,
который закон поддерживает, может служить
разрешение ст. 13 Федерального закона
«Об оружии» ношения холодного оружия
как атрибута национального костюма12.