Закон как основной источник права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня общественные взаимоотношения, бурно меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает просторный круг вопросов, неурегулированных правом, без которых нельзя осуществить новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально новых правовых институтов, отвечающих его критериям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-4

ГЛАВА 1. Понятие, признаки и виды законов 5

1.1 Понятие закона и его признаки 5-7
1.2. Виды законов, юридическая сила законов 7-10


ГЛАВА 2. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11

2.1 Действие нормативно-правовых актов во времени 11-15
2.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве 15-18
2.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц 18-21

ГЛАВА 3. Место закона в системе источников права в РФ 22-28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29- 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 31-32

Файлы: 1 файл

Zakon_kak_osnovnoy_istochnik_prava_Chebykina_B5.docx

— 68.32 Кб (Скачать)

2.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени существуют общепризнанные границы его действия в пространстве, на определенной территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.

Однако акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте.

Действие нормативно-правового акта в пространстве может быть территориальным и экстерриториальным.

Территориальное действие нормативно-правового акта очерчено территорией государства или отдельного региона и определяется государственным суверенитетом.

Под территорией государства понимается его:

-сухопутное пространство - земная территория;

-водное пространство - внутренние воды внутри государственных границ и территориальные воды в пределах 12 морских миль;

- воздушное пространство над государственными границами - на высоте до 35 километров;

-недра;

-военные и торговые суда в открытом море;

-воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Украины;

-космические объекты под флагом и гербом государства;

-трубопроводы;

-подводные кабели и нефтяные морские вышки;

-территории дипломатических представительств и консульств за рубежом.

В Российской Федерации, которая является демократическим федеративным правовым государством,7 как и в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.

п.2. ст.4 основного Закона государства РФ «Конституция России и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России».

Акты федеральных органов власти действую в пределах территориальных границ государства.

Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. 

Статья 76 основного Закона страны РФ предусмотрено, что:

- Вне пределов ведения  России, совместного ведения России  и субъектов России республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

- Законы и иные нормативные  правовые акты субъектов России  не могут противоречить федеральным  законам, принятым в соответствии  с частями первой и второй  настоящей статьи. В случае противоречия  между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон.

Экстерриториальное действие нормативно-правового акта регулируется международными договорами и предусматривает распространение законодательства данного государства за пределами его территории.

Оно известно как право экстерриториальности государств - порядок, в соответствии с которым учреждения или физические лица, находящиеся на территории другого государства рассматриваются, как пребывающие на собственной национальной территории и подчинены законам и юрисдикции собственного государства. Правом экстерриториальности пользуются военные суда и самолеты, которые с разрешения государства пребывания находятся на ее территории, но рассматриваются как часть территории государства флага или опознавательных знаков.

Право экстерриториальности всегда использовалось для обоснования дипломатических привилегий и иммунитетов - особенных прав и привилегий, которыми наделяются дипломаты и члены их семей'. Имеется немало случаев, когда политические и государственные деятели, которые преследовались по закону своей страны, прятались в посольствах и миссиях других государств, пользуясь их правом экстерриториальности (в частности правом неприкосновенности помещения). Ныне экстерриториальность такой функции не выполняет, поскольку это может привести к расширенному толкованию дипломатических привилегий и иммунитетов.

Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям.

2.3.Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Порядок действия нормативно-правового акта по кругу лиц подлежит общему правилу: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он рассчитан. Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с целью распространения их предписаний на граждан данного государства. Наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, государство должно не только принимать меры к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства.

Ко всем лицам относятся:

-граждане государства;

-иностранцы;

-лица без гражданства (апатриды);

-лица с двойным гражданством (бипатриды);

-все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности.

Виды законов в действии по кругу лиц:

1. Общие - рассчитаны на  всё население. Ряд законов, прежде  всего уголовных, распространяются  на граждан государства независимо  от места их нахождения (за  границей);

2. Специальные - рассчитаны  на определённый круг лиц. Некоторые  законы распространяются на всех  индивидуальных и коллективных  субъектов. Другие - только на конкретную категорию лиц (пенсионеров, военнослужащих, врачей, учителей и т.п.). Их действие в пространстве и по кругу лиц не совпадает.

Законодательство России, впрочем, как и законодательство других стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности "наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Исключительные - делают  изъятия из общих и специальных. Главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и  консульских представительств, некоторые  другие иностранные граждане (члены  экипажей военных кораблей, военнослужащие  воинских частей и др.), находящиеся  на территории не собственного  государства, наделены иммунитетом - дипломатическим, консульским и др. Эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они освобождаются от юрисдикции государства пребывания в вопросах, связанных с их служебной деятельностью.

Особое положение в России, равно как и в других странах, занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных государственных учреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и в значительной части гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, к которым поступают требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомо признавать подобного рода дела им не подведомственными. На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.

Несколько меньший объём консульских иммунитетов и привилегий. Иммунитетом пользуются также служащие международных организаций на основе уставов этих организаций или специальных соглашений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕСТО ЗАКОНА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В РФ

 

        Законы  в системе источников права обладают высшей юридической силой. Она выражается в верховенстве и непререкаемости закона в системе источников права. В Конституции РФ п.5 ст.76 закреплено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а в случае возникновения такого противоречия действует федеральный закон.8

         Особое  авторитетное положение  федеральных конституционных законов в системе источников российского права основывается на том, что они принимаются высшими органами народного представительства или непосредственным народным голосованием в порядке референдума и, следовательно, обладают наибольшей юридической силой.9

           Взаимодействие закона и правового обычая.

         Есть три варианта взаимодействия  закона и правового обычая:

- Законы  поддерживают  обычаи, которые полезны для общества  и государства, создают условия для их реализации;

- Законы могут вытеснять  обычаи, которые вредны для общества;

- Законы могут также  быть безразличны к обычаям.

 Понятие обычай существует  и в современной юридической  науке. Обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые (общегражданские).

 Правовым обычай становится  после того, как получает официальное  одобрение государства. Дошедшие  до нас крупные законодательные  памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) – сборники правовых обычаев.

Правовые обычаи закрепляется в юридическом праве, приобретая юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ч. Гражданского кодекса Российской Федерации  говорится: “Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая”10. Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: “Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правоприменительной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе”11.

Правовые обычаи всегда должны находится в пределах правового регулирования. Они не должны противоречить юридическому механизму, они должны дополнять и способствовать ему.

Закон относится избирательно к множеству не правовых (общегражданских) обычаев. Одни из них закон поддерживает; к другим относится нейтрально, с третьими ведет борьбу, стремясь их вытеснить. Последнее относится к обычаям, связанным с пьянством, кровной местью, расовой и религиозной нетерпимостью и т.д. Примером обычая, который закон поддерживает, может служить разрешение ст. 13 Федерального закона «Об оружии» ношения холодного оружия как атрибута национального костюма12.

Информация о работе Закон как основной источник права