Источники права древнего Рима. Закон XII таблиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель: Рассмотрение основных источников права Древнего Рима, их комплексный анализ, сравнение. Уделение особого внимания важнейшему источнику римского права- Законам XII таблиц.

Оглавление

Введение
I. Обычное право.
II. Законы.
III. Эдикты магистратов.
IV. Деятельность юристов.
V. Содержание Законов XII таблиц.
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

контрольная игпзс.docx

— 55.18 Кб (Скачать)

 
Контрольная работа на тему: 
На тему: «Источники права древнего Рима. Закон XII таблиц»
 
 
 
 
 

План.

Введение

I. Обычное право.

II. Законы.

III. Эдикты магистратов.

IV. Деятельность юристов.

V. Содержание  Законов XII таблиц.

Заключение

Список источников

 

Lex est ratio summa quae jubet quae sunt utilia et necessaria, et contraria prohibet 1 

Введение.

Цель: Рассмотрение основных источников права Древнего Рима, их комплексный анализ, сравнение. Уделение особого внимания важнейшему источнику римского права- Законам XII таблиц.

В литературе термин "источник права" употребляется  в разных значениях:

  • Как источник содержания права, источник в материальном значении. К нему относятся материальные условия жизни общества. В рабовладельческом Риме - это рабовладельческие производственные отношения, поскольку римское право является правом рабовладельческого эксплуататорского государства;
  • Как способ, форма образования, фиксирования норм права, юридическая форма права. К юридическим источникам римского права относились: обычное право; законы (в республиканский период - постановления народных собраний, позднее - плебейских сходок - плебесциты; в эпоху принципата - постановления Сената, сенатус-консульты; в более поздний период и период домината - конституции императоров); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция);
  • Как источник познания права.

    Источником  знаний о римском праве являются юридические памятники и произведения римских юристов. Например, Свод Юстиниана (VI в.) дошел до нас в более поздних  рукописях, но первый Кодекс Юстиниана (529 г.) не сохранился, до нас дошла  лишь вторая редакция (534 г.) в рукописях XI-XII вв. Не сохранились Законы XII Таблиц - они были реконструированы по цитатам  и пересказам, сохранившимся в  произведениях римских юристов. Единственным сочинением классического  периода, дошедшим до нас почти полностью, являются Институции Гая (провинциальный профессор, известный только по имени) и т.д.

К источникам познания римского права относятся памятники  римской литературы, историков (Тит  Ливий, Тацит, Авл Гелий и др.), римских ораторов (знаменитый Цицерон, I в. н.э.), философа Сенеки.

Надписи на дереве, камне, бронзе, на стенах построек, папирусы (например, папирус с эдиктом Антония  Каракаллы, 212 г. н.э., о предоставлении прав римского гражданства всем подданным  Римской империи), нумизматика (изучение монет) и т.д. - все это также  источники познания римского права.

Еще в одном  значении термин "источник" употребил  римский историк Тит Ливий, назвав Законы XII Таблиц "источником всего публичного и частного права". 

    I.Обычное право.

В институциях  Юстиниана проводится различие между  правом писаным (ius scriptum) и не писаным (ius non scriptum). Писаное право - это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право - это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей ей форму закона.

      Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика); сюда же надо отнести: commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов); commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов) и пр., в императорский период применяется термин consuetudo (обычай). Вырабатываются одинаковые правила общения, которые передаются из поколения в поколение, - то, что римляне называли "заветами предков. Хранителями этих обычаев в Риме становились понтифики (жрецы). Будучи признаны государством, обычаи становятся обычным правом. Законы XII Таблиц были, по существу, кодификацией обычаев. Обратимся к высказываниям самих римских юристов об обычаях. Ульпиан определял обычное право как молчаливое согласие народа, оформившееся в долгом привычном поведении.

В постклассическую эпоху обычай приравнивается к закону, если только он не противоречит здравому смыслу и закону. Применение обычаев предписывалось в тех делах, в отношении которых нет возможности пользоваться писаными законами.

     Обычаи (mores) могут играть двоякую роль: во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего, законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике - и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.

     Таким образом, обычаями называются выработанные в процессе повседневного социального  общения правила поведения, длительно  применяемые и передающиеся из поколение  в поколение. За обычаем признавалась юридическая сила, если он не противоречил закону, постоянно и длительно  применялся, выражал разумную потребность  в правовом регулировании ситуации. По мере укрепления государства и  усиления его законодательной деятельности обычай, оставаясь источником обычного права, уступает первое место закону.

    II. Закон.

    Писаное право (ius scriptum), как указано в римских источниках, состоит из законов, решений плебса, решений Сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов (responsa) юристов.

 Главным источником  римского права является закон  (lex).

Основной вехой  становления римского законодательства были Законы ХII Таблиц, принятые в V в. до н.э.

 Период писаного  права начался в Риме после  того, как плебеи в упорной  борьбе с патрициями добились  записи обычаев, применяемых в  государстве. Так были созданы  Законы XII Таблиц. Подлинный и полный  текст Законов XII Таблиц неизвестен, в традиции римского права  существует несколько более или  менее убедительных попыток их  реконструкции и систематизации  на основании цитат из других  римских юридических источников  классической эпохи. Значение  подлинных признано за примерно 140 правоположениями, систематизируемыми по разделам:

  • «О вызове в суд» (Табл. I),
  • «О вершении исков» (Табл. II),
  • «О долговом рабстве» (Табл. Ш),
  • «О порядке манципации при сделках» (Табл. IV),
  • «О завещании и семейных делах» (Табл. V),
  • «О пользовании земельным участком» (Табл. VI),
  • «О воровстве» (Табл. VII),
  • «О личном оскорблении-обиде» (Табл. VIII),
  • «Об уголовных наказаниях» (Табл. IX),
  • «О порядке похорон и церемоний» (Табл. X),
  • «О публичных делах в городе» (Табл. XI),
  • «О неиспрашивании привилегий» (Табл. XII).
 

     В республиканском Риме законодательным  органом были народные собрания (комиции). Принятие закона проходило несколько  стадий. Сначала компетентный магистрат  вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание. Народное собрание могло принять  или отвергнуть проект целиком, не имея права его обсуждать. Наконец, предложенный магистратом и принятый народом  закон одобрялся Сенатом.

       Римские законы получали наименование  по их инициаторам (например, Закон  Петелия, иногда по двум именам консулов - Закон Лициния - Секстия).

       Закон состоял из трех частей:

      1) введение, где указывались наименование  закона, дата принятия народным  собранием, обстоятельства издания;

      2) текст закона (rogatio);

      3) последствия его нарушения и  ответственность нарушителя (санкция).

       В зависимости от санкции различали  четыре вида законов:

      1) совершенные (leges perfectae), в которых в качестве последствий нарушения предписаний закона устанавливалась недействительность запрещенных актов, но никаких других невыгодных последствий не устанавливалось.

     2) не вполне совершенные (leges minus guam perfectae), в качестве санкции за их нарушение - наказание, штраф. Закон Фурия о завещаниях первой половины II в. до н.э. запрещал принимать отказы (легаты) по завещанию свыше 1000 ассов и наказывал нарушителя штрафом в четырехкратном размере;

      3) несовершенные (leges imperfectae), которые вовсе не имели санкции. Например, Закон Цинция, 204 г. до н.э., запрещал дарение стоимостью выше определенной (она неизвестна) суммы;

      4) более чем совершенные (leges plus guam perfectae), которые объявляли юридически недействительным деяние, запрещенное правом, и налагали наказание на нарушителя. У Ульпиана, который предложил эту классификацию, четвертый вид не упоминается, его называют средневековые юристы, основываясь на ряде римских законов.

       Большинство известных римских  законов принадлежит к несовершенным  либо менее совершенным законам.

     Со  временем сложились два подвида  римских законов республиканского периода: lex в собственном смысле слова как постановления народного собрания, т.е. всего народа, и плебесциты - постановления только плебейских собраний.

     Постдецемвиральные законы (принятые после XII Таблиц) никогда не были кодифицированы, хотя это собирались сделать Помпей Великий и Юлий Цезарь. Однако Законы XII Таблиц остались единственной официальной кодификацией законодательства республиканского периода.

     Рlebiscitum - решения плебейских собраний - изначально были обязательны только для плебса. Как пишет в своих Институциях Гай: "Некогда патриции утверждали, что плебесциты не налагают на них обязательств, раз они издаются без их одобрения" (Гай, 1.3). Однако по Закону Гортензия (III в до н.э.) они стали обязательны для всего народа, подобно leges populi. Плебесциты, таким образом, отличались от других законов лишь по форме принятия, совпадая по всем существенным характеристикам.

     Сенатус-консульты - постановления сената (SC). Гай так определил сенатус-консульты: "Постановление Сената - это то, что Сенат повелел и постановил, оно имеет силу закона, хотя об этом спорили". До начала II в. н.э. SC не имели силы закона, о чем мы имеем указания в Дигестах, и поэтому не участвовали в формировании ius civile непосредственно. В эпоху принципата нормотворческая власть Сената возрастает, поскольку народные собрания (комиции) пришли в упадок. С начала II в. постановления Сената часто сопровождаются предварительной речью принцепса. Постепенно постановления Сената исчезают как самостоятельная форма права.

     Принцепс (лат. princeps - первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.

     Различалось несколько видов императорских  конституций:

       эдикты - нормы общего действия. Они  выставлялись на побеленных деревянных  досках у резиденции принцепса;

       декреты - судебные решения, обычно  в ответ на апелляцию на  решения судов низших инстанций;

       рескрипты - ответы на запросы  должностных и частных лиц;

       мандаты - общеобязательные указания  чиновникам, которые вышли из  употребления. 

     III. Эдикты магистратов.

     Полномочия  издавать правообразующие эдикты имели  только некоторые магистраты, наделенные высшей властью (imperium):

  • преторы,
  • правители провинций,
  • курульные эдилы в пределах своей компетенции (рыночная торговля).

     Вступая в должность, магистрат делал  программное заявление о своей  будущей деятельности, какие правила  будут лежать в ее основе, в каких  случаях будут даваться иски и  т.д. Этот эдикт назывался постоянным в отличие от непредвиденных, издаваемых по конкретным делам. Постоянный эдикт  был обязателен для издавшего  его магистрата в течение года, на который избирался магистрат. Это позволило Цицерону назвать  постоянные эдикты "законом на год" (lex annua).

Однако  фактически те пункты эдикта, которые  оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь  избранного магистрата и преобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Информация о работе Источники права древнего Рима. Закон XII таблиц