Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:48, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права как разновидности религиозного права;
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
- рассмотреть систему мусульманского права и отрасли – уголовное право и судебный процесс.
ГЛАВА І МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА
1.1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой
1.2 Возникновение и школы мусульманского права
1.3 Источники мусульманского права
ГЛАВА ІІ. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Понятие и общая характеристика системы мусульманского права
2.2 Уголовное право
2.3 Судебный процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА І МУСУЛЬМАНСКОЕ
ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ
1.1 Соотношение
мусульманского права с
1.2 Возникновение и школы мусульманского права
1.3 Источники мусульманского права
ГЛАВА ІІ. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Понятие
и общая характеристика
2.2 Уголовное право
2.3 Судебный процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Правовая система, которая будет рассматриваться в данной работе, основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах.
Мусульманское право – сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам – являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.
Актуальность
данной темы заключается в том, что
в последнее время
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить
понятие и характерные черты
мусульманского права как
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать
источники мусульманского
- рассмотреть систему мусульманского права и отрасли – уголовное право и судебный процесс.
ГЛАВА I. МУСУЛЬМАНСКОЕ
ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ
1.1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой
В теории государства и права религиозное право понимается как одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях [5, с. 510]. В настоящее время наиболее развитыми системами религиозного права являются мусульманское право, иудейское право, каноническое право.
Исследователи
мусульманского права обычно обращают
внимание на две его характерные
и взаимообусловленные
На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и травила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место. Например, Абд ал-Азиз Амир полагает, что мусульманское право в глазах правоверных является частью религиозной догматики[1, с.46]. Субхи ас-Салих утверждает, что божественное откровение не является чем-то чуждым праву, которое не может быть понято без учета этого фактора. Причем откровение в исламе явно превалирует над правом [2, с.86]. Мухаммад Фарук ан-Набхан, отмечая тесную связь в мусульманском праве юридических правил поведения с нормами морали, а также с общими целями и интересами ислама как религии, заключает, что в общем комплексе нормативных предписаний шариата религиозные и «гражданские» нормы не различаются, поскольку на государство возлагается функция обеспечения в равной степени всех положений шариата — как определяющих порядок отправления религиозных обязанностей, так и регулирующих взаимоотношения мусульман [8, с.54]. Абд ал-Азиз Амир, обращая внимание на тесную связь мусульманского права с религиозной нравственностью, отмечает, что многие нормы мусульманской морали снабжены правовой санкцией и поэтому мусульманское право является самым «нравственным» правом[2, с.48].
Действительно,
тесная взаимосвязь правовых и религиозных
предписаний ислама, религиозная
основа мусульманского права, его «мусульманский»
характер не вызывают сомнений. Это
реальный факт, подтверждаемый анализом
особенностей мусульманского права
как системы действующих
Другой общей
чертой всех сложившихся в исламе
социо-нормативных регуляторов, тесно
связанной с первой, является то,
что нормативное содержание его
юридических предписаний и
В мусульманском праве в качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой «грех», связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.
Подобное
положение характерно для современного
правового развития ряда «мусульманских
стран. Например, законодательство Марокко,
Иордании и Пакистана предусматривает
для мусульман уголовную
Таким образом,
мусульманскому праву характерны все
черты религиозного права. Во-первых,
это божественное происхождение, а
во-вторых, связь, а в некоторых
случаях отожествление норм права
с правилами поведения и
1.2 Возникновение и школы мусульманского права
Одним из наиболее
крупных явлений в
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы «вторую жизнь» (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.).
Мусульманское
право вобрало в себя многие элементы
предшествующих правовых культур Востока,
в частности правовые обычаи и
традиции, действовавшие в доисламской
Аравии и на завоеванных арабами
территориях. Так, при Омейядах некоторое
время продолжало применяться право
сасанидского Ирана, Византии, а также
частично и римское право. Все
эти источники оказали
Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в .том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные («человеческие») отношения, а с другой — определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.
Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпите, ведь Аллах с терпеливыми» [10, сура 8.48]. Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас» [10, сура 4.62].
Мистико-религиозная
оболочка шариата обусловила большое
своеобразие составляющих его собственно
правовых конструкций и понятий,
тормозила формирование в нем
рационалистических начал и логически
обоснованной внутренней системы, как
это имело место в римском
праве. Однако к VIII—IX вв., когда шариат
перерастает рамки
Доктринальная разработка мусульманского права учеными-юристами, внося в него логико-рационалистическое начало и имея своим следствием создание огромной массы новых правовых норм (усложнение фикха), не означала разрыва с классическим исламом, выраженным в Коране и в Сунне. Наоборот, презюмировалось, что такие новые нормы и доктрины являются истинными, идущими от ортодоксального ислама, если только они не извращены в самой судебной практике муфтиев и муджтахидов. Таким образом, в шариате сформировались представления о том, что ислам дает нормативные ориентиры на все случаи жизни и что правильное следование ему исключает возможность внутреннего противоречия между правовыми нормами, даже если внешне они исключают друг друга.[16, c.203]