Источники мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:48, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права как разновидности религиозного права;
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
- рассмотреть систему мусульманского права и отрасли – уголовное право и судебный процесс.

Оглавление

ГЛАВА І МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА
1.1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой
1.2 Возникновение и школы мусульманского права
1.3 Источники мусульманского права
ГЛАВА ІІ. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Понятие и общая характеристика системы мусульманского права
2.2 Уголовное право
2.3 Судебный процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Давид.docx

— 52.09 Кб (Скачать)

ГЛАВА І МУСУЛЬМАНСКОЕ  ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА

1.1 Соотношение  мусульманского права с религиозной  системой

1.2 Возникновение  и школы мусульманского права

1.3 Источники  мусульманского права

ГЛАВА ІІ. СИСТЕМА  МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

2.1 Понятие  и общая характеристика системы  мусульманского права

2.2 Уголовное  право

2.3 Судебный  процесс

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Правовая  система, которая будет рассматриваться  в данной работе, основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах.

Мусульманское право – сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю  развития государства и права  целого ряда стран Востока. Ислам  – являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих  приверженцев практически на всех континентах  и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается  с государством и правом. Связующим  звеном здесь выступают мусульманское  право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.

Актуальность  данной темы заключается в том, что  в последнее время взаимоотношения  мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры  этому можно найти как в  России, так и в других странах. Изучением мусульманского права  традиционно занимались мусульманские  ученые-юристы. Так как доктрина является одним из основных источников мусульманского права, мусульманские  ученые-юристы, не порывая с основополагающими  и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых  правовых доктрин и норм (фикх), имеющих  сугубо юридическую природу. Из них  особую известность и авторитет  в мусульманском мире приобрели  Абу Ханифа, получивший титул «великого  учителя», Малик ибн Анас, Мухаммед ибн Идрис Шафии, Ахмед ибн  Ханбаль.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих  задач:

- определить  понятие и характерные черты  мусульманского права как разновидности  религиозного права;

- изучить  историю возникновения и школы  мусульманского права;

- проанализировать  источники мусульманского права;

- рассмотреть  систему мусульманского права  и отрасли – уголовное право  и судебный процесс.

ГЛАВА I. МУСУЛЬМАНСКОЕ  ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА

1.1              Соотношение мусульманского права с религиозной системой

В теории государства  и права религиозное право  понимается как одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а  воля божества, выраженная в священных  писаниях или преданиях [5, с. 510]. В настоящее время наиболее развитыми системами религиозного права являются мусульманское право, иудейское право, каноническое право.

Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные  и взаимообусловленные особенности— религиозное происхождение («божественную природу») и тесную, по мнению некоторых ученых, неразрывную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Известные современные ученые, например, Мухаммад Иусуф Муса и Субхи Махмасани отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному откровению [2, с. 269]. Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам — это одновременно «вера и государство», а мусульманское право выступает не только собственным правом, но и религией. Сходную точку зрения высказывают и авторитетные западные исследователи мусульманского права Taк, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства[16, с.34]. По мнению Р. Шарля, мусульманское право — это, прежде всего религия, затем — государство и культура[16, с.54]. Ислам, подчеркивает Р. Давид, – это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную «божественную», природу[8, с.327].

На основе тезиса о неразрывном единстве в  исламе «веры и государства», религии  и права многие исследователи  приходят к выводу, что исламу свойственна  лишь религиозная догматика (теология), мораль и травила культа, а юридические  нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной  роли, либо занимают второстепенное место. Например, Абд ал-Азиз Амир полагает, что мусульманское право в глазах правоверных является частью религиозной догматики[1, с.46]. Субхи ас-Салих утверждает, что божественное откровение не является чем-то чуждым праву, которое не может быть понято без учета этого фактора. Причем откровение в исламе явно превалирует над правом [2, с.86]. Мухаммад Фарук ан-Набхан, отмечая тесную связь в мусульманском праве юридических правил поведения с нормами морали, а также с общими целями и интересами ислама как религии, заключает, что в общем комплексе нормативных предписаний шариата религиозные и «гражданские» нормы не различаются, поскольку на государство возлагается функция обеспечения в равной степени всех положений шариата — как определяющих порядок отправления религиозных обязанностей, так и регулирующих взаимоотношения мусульман [8, с.54]. Абд ал-Азиз Амир, обращая внимание на тесную связь мусульманского права с религиозной нравственностью, отмечает, что многие нормы мусульманской морали снабжены правовой санкцией и поэтому мусульманское право является самым «нравственным» правом[2, с.48].

Действительно, тесная взаимосвязь правовых и религиозных  предписаний ислама, религиозная  основа мусульманского права, его «мусульманский»  характер не вызывают сомнений. Это  реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права  как системы действующих юридических  норм. В первую очередь речь идет об общем для всех нормативных  положений ислама происхождении. Так, основными источниками мусульманского права — как и неюридических  норм ислама — признаются (Коран  и сунна, в основе которых якобы  лежит божественное откровение и  которые закрепляют прежде вcero основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Другой общей  чертой всех сложившихся в исламе социо-нормативных регуляторов, тесно  связанной с первой, является то, что нормативное содержание его  юридических предписаний и характерные  особенности их формулирования в  средневековом мусульманском праве  в большинстве случаев ничем  не отличались, например, от норм религиозного культа (ибадат). Не случайно последние традиционно рассматривались и продолжают рассматриваться в качестве неотъемлемой части мусульманского права в широком смысле. В этом отношении юридические и религиозные нормы ислама имели одни источники, сходную структуру и в значительной мере, как будет показано ниже, совпадающий механизм действия.

В мусульманском  праве в качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой «грех», связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.

Подобное  положение характерно для современного правового развития ряда «мусульманских стран. Например, законодательство Марокко, Иордании и Пакистана предусматривает  для мусульман уголовную ответственность  за несоблюдение поста во время рамадана. В Пакистане, кроме того, на государственных  служащих возлагается обязанность  совершения пятикратной ежедневной молитвы, а мужчинам запрещается  работать и даже находиться в женских  учебных заведениях. Специальные мусульманские суды в Иране, созданные для борьбы с так называемой моральной деградацией, могут применять наказаний за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде или нарушение шариатских норм общественного поведения, в частности предусматривающих фактическую изоляцию женщин и исключение их контактов с мужчинами в общественных местах. Религиозный характер таких норм проявляется и в том, что они, как правило, распространяются только на мусульман. [18, c. 20]

Таким образом, мусульманскому праву характерны все  черты религиозного права. Во-первых, это божественное происхождение, а  во-вторых, связь, а в некоторых  случаях отожествление норм права  с правилами поведения и религиозной  догматикой.

1.2 Возникновение  и школы мусульманского права

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой  цивилизации на Востоке стало  мусульманское право (шариат). Эта  правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского  халифата. Процесс ее развития был  тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой  патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Хвв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

После падения  Арабского халифата мусульманское  право не только не потеряло свое былое  значение, но приобрело как бы «вторую  жизнь» (подобно римскому праву в  средневековой Европе) и стало  действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени  ислам (Египет, Индия, Османская империя  и т.д.).

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и  традиции, действовавшие в доисламской  Аравии и на завоеванных арабами  территориях. Так, при Омейядах некоторое  время продолжало применяться право  сасанидского Ирана, Византии, а также  частично и римское право. Все  эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние  на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной  и западной цивилизаций. Но не они  определили в конечном счете неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман —Коран и Сунна.[20, c.531]

Шариат с  самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в .том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные («человеческие») отношения, а с другой — определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению  к Аллаху. Нормы, содержащие такие  обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю  жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста  и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются  только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпите, ведь Аллах с терпеливыми» [10, сура 8.48]. Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас» [10, сура 4.62].

Мистико-религиозная  оболочка шариата обусловила большое  своеобразие составляющих его собственно правовых конструкций и понятий, тормозила формирование в нем  рационалистических начал и логически  обоснованной внутренней системы, как  это имело место в римском  праве. Однако к VIII—IX вв., когда шариат перерастает рамки патриархально-общинного  и племенного восприятия мира и сталкивается с феодализирующимися общественными  отношениями, он, благодаря активной деятельности мусульманских богословов-правоведов, все в большей степени движется от божественного правопонимания к  рационалистическому, от казуальных методов выведения правовых норм — к логико-системным. Мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу. Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели Абу Ханифа, получивший титул «великого учителя» (умер в 767 году), Малик ибн Анас (умер в 795 году), Мухаммед ибн Идрис Шафии (умер в 820 году), Ахмед ибн Ханбаль (умер в 855 году).

Доктринальная разработка мусульманского права учеными-юристами, внося в него логико-рационалистическое начало и имея своим следствием создание огромной массы новых правовых норм (усложнение фикха), не означала разрыва  с классическим исламом, выраженным в Коране и в Сунне. Наоборот, презюмировалось, что такие новые нормы и  доктрины являются истинными, идущими  от ортодоксального ислама, если только они не извращены в самой судебной практике муфтиев и муджтахидов. Таким образом, в шариате сформировались представления о том, что ислам  дает нормативные ориентиры на все  случаи жизни и что правильное следование ему исключает возможность  внутреннего противоречия между  правовыми нормами, даже если внешне они исключают друг друга.[16, c.203]

Информация о работе Источники мусульманского права